История развития русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:12, доклад

Краткое описание

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Вложенные файлы: 1 файл

история развития русской философии.docx

— 66.63 Кб (Скачать файл)

1.Общая характеристика русской  философии

1. Общее понятие и характерные  черты русской философии.

Русская философия – феномен мировой  философской мысли. Ее феноменальность  заключается в том, что русская  философия развивалась исключительно  автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма  и др. В то же время русскую  философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых  проблем, порой непонятных для Запада.

  Характерными чертами русской  философии являются:

сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

  специфическая форма выражения  философских мыслей – художественное  творчество, литературная критика,  публицистика, искусство, «эзопов  язык» (что объясняется политической  несвободной и жестокой цензурой);

  целостность, стремление почти  всех философов занимается не  отдельной проблематикой, а всем  комплексом актуальных проблем;

большая роль проблем морали и нравственности;

  конкретность;                                                                 

широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы  предмета русской философии составляли:

проблема  человека;

космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

проблемы  морали и нравственности;

проблемы  выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской  философии);

проблема  власти;

проблема  государства;

проблема  социальной справедливости (данной проблемой  «пропитан» значительный пласт русской  философии);

проблема  будущего.

Можно выделить следующие основные этапы  русской философии:

период  зарождения древнерусской философии  и раннехристианской философии Руси;

философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного  русского государства (Московской Руси и России);

философия  XVIII в.;

философия  XIX в.;

русская и советская философия  XХ в.

2. Ранняя русская философия (период  ее зарождения и раннего христианства).

Период  зарождения древнерусской философии  и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской философии  были:

моральные и нравственные ценности;

объяснение  христианства, попытки соединить  его с язычеством;

  государство;

право;

природа.

Среди наиболее ярких представителей философии  указанного периода выделяются:

Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

Владимир  Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и  зла, мужества, честности, стойкости, а  также другие морально-нравственные вопросы);

Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);

Филипп  Пустынник (основное произведение –  «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения  души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

 

3. Русская философия  XII –  XVII вв.

Период  борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного  Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и философии  приходится на  XIII –  XVII вв.

  Главными темами, характерными для  данного периода философии, являлись:

сохранение  русской духовности;

  христианство;

борьба  за освобождение;

устройство  государства;

познание.

Среди видных философов данного периода:

Сергий  Радонежский (XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и  справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

Философий (XVI в.) – также занимался вопросами  христианского богословия, отстаивал  идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии  Рим – Константинополь – Москва;

  Максимилиана Грек (1475 – 1556) –  отстаивал морально-нравственные  ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии  и царской власти, главными целями  которых видел заботу о народе  и справедливость;

Андрей  Курбский (1528 – 1583) – был идеологом  оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение  деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев);

Аввакум и Никон – также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов  и возвышение Церкви на уровень еще  одного вида власти наряду с государственной, Авакум – за сохранение старых обрядов;

Юрий  Крижанич (XVII в.) – выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

4. Русская философия  XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).

Русская философия  XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:

философию эпохи петровских реформ;

  материалистическую философию середины  и второй половины  XVIII в.

К первому  направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной  направленностью их философии была социально-политическая:

вопросы устройства монархии;

  императорской власти, ее божественности  и нерушимости;

прав  императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);

войны и мира.

Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др.

Основными представителями материалистического  направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был  сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.

Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят  из мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) – материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие  Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии  Ломоносова также уделяется большая  роль этике, морали, нравственности.

На  последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

5. Основные направления русской  философии  XIX в.

Русская философия  XIX в. включала в себя ряд  направлений:

  декабристское;

  монархическое;

  западническое и славянофильское;

  революционно-демократическое;

  атеистическое;

  теологическое;

философию космизма.

Более подробно данные направления рассматриваются  в вопросе 29.

6. Основные  направления русской философии  ХХ в.

Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом:

философией  марксизма-ленинизма;

философией  космизма;

  естественно-научной философией;

философией  «русского зарубежья».

2.Социальная философия  в России в 15-17вв

  • Политическая концепция Филофея "Москва – третий Рим"

Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием "Москва –  третий Рим", был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношения с подданными и церковной организацией

Наиболее  подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для всей русской земли. В Послании к великому князю Василию Ивановичу он возводит династическое родословие русских князей к византийским императорам, указывая Василию III, что править ему следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами, в числе которых называются "великий Константин... Блаженый святой Владимир и великий и Богоизбранный Ярослав и прочие... их же корень до тебе".

Много внимания он уделял теме о божественном происхождении царской власти. Царь "поставлен от Бога" и "сердце царево в руке Божией, он слуга бо есть Божий". Ему поручено в силу божественного промысла "осуществлять наказание всем людям содеювающим неправду". Он – "высокостолпнейший государь и самодержец, Боговенчанный христианский царь, браздодержатель, всем христианским исполнением обладающий". Он и "веры содержитель", и "соблюдатель всех  христоименитых людей". На нем лежит обязанность заботиться о своих подданных, а для этого необходимо содержать свое "царствие со страхом Божиим", к чему обязывает князя "скипетр в руке" и "венец на голове", и быть властелином над своими подвластными, ибо "который царь не властвует над подвластными", тот "не избегнет суровой Божьей кары". Так, его государство может постичь "трус" (землетрясение), или "море потопи" (затопление), или "земля пожре" (мор).

Многократно обращается Филофей к описанию образа держателя верховной власти, разрешая его традиционно. Царь строг ко всем, кто отступает от "правды", но заботлив и справедлив в отношении всех своих подданных, в его обязанности входит утешать "плачущих и вопиющих... избавлять обидимых от руки обидящих".

Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного  подчинения ей со стороны подданных. По мысли Филофея, все подданные дают обет государю волю его "творити и заповеди хранити во всем", а если и придется кому-либо понапрасну терпеть "царское великое наказание", то возможно выразить свою печаль только "горьким стенанием и истинным покаянием". В обязанности государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях. Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными пастырями права "говорить правду" лицам, облеченным высокой властью. Он, как и его предшественники, настаивает на необходимости законных форм реализации власти. Так, Ивану Васильевичу он советует жить праведно и следить за тем, чтобы и подданные его жили по законам.

В своих  Посланиях Филофей поднялся до понимания исторических перспектив политического развития России, видел и понимал значение объединительной политики и ее ближайших и отдаленных последствий. Анализ современных мыслителю исторических событий, определивших судьбу его родины в острополитической ситуации конца XV – начала XVI в., приводит автора к мысли, что именно сейчас и наступил тот момент, когда Россия стала объектом высшей провиденции. Ее судьба не может представляться религиозному мыслителю отдельно от судьбы православия. Только верное православию государство может быть объектом промысла божия, и в данный момент, считал Филофей, есть все доказательства, что им стала Россия: ныне "вся христианские царства попраны от неверных... придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя". И произошло это в осуществление древних пророчеств: "два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".

Сохранившая верность православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, ныне успешно обороняет свои границы  и возвышается в глазах современников  еще и благодаря успехам на дипломатическом поприще. Величие  и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, которая в глазах всех русских считалась великим государством. Ее блеск, слава и могущество не исчезли, а перешли к стране, возглавляемой великим русским князем.

Развитая  Филофеем в политическую теорию формула "третьего Рима" была не нова для литературы XV–XVI столетий. Сказания о наследовании той или иной страной религиозно-политического величия были известны еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условиям политико-правовой жизни русского общества.

Информация о работе История развития русской философии