История философии. Теория философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция

Краткое описание

Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия-все лекции.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

История философии

История философии.

Теория философии

 

 

Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека.

Структура:

МИРОПОНИМАНИЕ(ЗНАНИЯ),МИРОВОСПРИЯТИЕ(чувства,настроение,переживания),МИРООТНОШЕНИЕ(Идеалы,ценностные установки,убеждения)Мировоззрением обладает как отдельный человек, так и общество в целом. Мировоззрение формируется социальными условиями, воспитанием, традициями и проявляется в делах и поступках человека.Исторические типы мировоззрения.

  1. Мифологическое мировоззрение как самое древнее.

Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.

Мифы Древней  Греции (Собрание мифов составили  Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.

Мифотворчество - составляет важную черту культурной истории человечества. Все народы прошли через этот этап. С исчезновением первобытного строя исчезло и мифологическое мировоззрение, однако его наследие проявляет себя и сейчас.

Современное мифологическое мировоззрение  - это такие общественные иллюзии, которые рождаются неадекватным восприятием окружающих социальных процессов и своей роли в них большими группами людей.

Современные мифы:

- О расовом  и эмоциональном превосходстве (фашизм)

  1. Религиозное мировоззрение.

Мировоззрение определяется верой существования  Бога. Сущность, заключается в том, что Бог признается высшей силой, которая стоит над природой и управляет всем миром. Это признают все мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Религия не требует доказательства. Религиозное мировоззрение не смешивает земную жизнь и божественную.

Сходство с  мифологическим мировоззрением: также  основано на фантазии, чувствах, вере.

  1. Философское мировоззрение.

Это рациональное объяснение мира. Это первая форма теоретического мировоззрения.

Специфика философского мировоззрения.

Философия означает с греческого "фили" - любить, "софия" - мудрость (любовь к мудрости).

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте. Классической формы достигла в Древней Греции.

Возникновение философии – это переход от мифа к самостоятельным размышлениям о мире и своей судьбе в нём.

Считается, что  первым человеком, назвавшим себя философом, был Пифагор. Другой древнегреческий философ, Платон, выделил философию в качестве науки.

Философ – "друг мудрости" - человек, который стремится к окончательной ясности.

 

Характерными  четами подлинного философа считались:

 

  1. Отрешённость от мира - философ всегда находится на некотором отдалении от людей и событий.
  2. Независимость - внутренняя свобода от материальны трудностей, от власти, от мнения большинства.

 

Философия тесно  связана как с наукой, так и  с искусством. Она зарождалась  как наука: математика, физика, биология, астрономия существовали под одним названием - философия. Затем они стали, выделятся, как отдельные науки, но их близость сохраняется и по сей день.

 

Черты сходства:

  1. Стремление к истине.
  2. Способ нахождения истины: как и любая наука философия доказывает и обосновывает свои утверждения.

 

 

Главное отличие философии от науки заключается в том, что в философии огромное значение имеет личность. Личностный момент определяет характер философской истины.

Истина в  науке объективна, а именно: не имеет  значения "кто сказал". Наука  интернациональна.

Истина в философии субъективна, она всегда носит отпечаток личности автора.

Философия –  национальна.

 

 

Предмет, проблемы и функции философии.

 

Предмет – природа, общество, человек.

 

Со временем философия  разделилась на конкретные дисциплины:

Онтология – учение о бытии и природе.

Гносеология – учение о познании.

Логика – учение о мышлении, его законах и формах.

Этика – учение о морали нравственности.

Эстетика – учение о прекрасном.

Социальная  философия – учение об обществе.

История философии – развитие философской мысли в историческом процессе.

 

Особенности проблем философии:

 

  1. Всеобщность, предельная широта (Проблемы бытия, человека в жизни и в истории)
  2. Вечность (Философия касается таких вечных вопросов, по отношению к которым не может быть сказано последнего слова.

 

Функции философии:

 

  1. Мировоззренческая – формировать современное мировоззрение человечества.
  2. Интегрирующая – формировать целостную картину мира.
  3. Методологическая – формировать общие принципы и методы познания
  4. Аксиологическая – формировать систему ценностей (нравственных, эстетических, социальных и т.д.)
  5. Культурно-воспитательная – формировать культуру мышления, а через неё и общую культуру человека.
  6. Гуманистическая – формирование высших духовных авторитетов в жизни.

7.Гносиологич-рацион обьяснение тому, что не может бытьиссл и обьяс наукой

Основной вопрос философии.

Основной вопрос философии - вопрос о соотношении материального и духовного, как двух основных типов реальности.

Конкретизацией  основного вопроса философии  является альтернатива: в зависимости  от того, что признавали первичным, и возникли два философских направления: материализм и идеализм.

Материализм - философское направление, которое считает первоосновой мира материальное начало, а духовное считает производной от материи. В целом материализм всегда был близок к науке.Идеализм - философское направление, которое считает первоосновой мира - духовное начало, а материю и природу - производной.

Объективный идеализм - признает духовное начало первичным и существующим независимо от человека (т.е. объективно).Субъективный идеализм – признаёт первичным духовное начало отдельного человека, а всю окружающую реальность – плодом его духовного творчества.

 

 

 

 

 

Исторические типы философии - это многообразные философские учения, школы, направления, течения, существовавшие в определённый исторический отрезок времени. Исторические типы объединяют не единомышленников, а современников.

Исторически первая форма – античная философия.

 

 

Античная философия. (6 в.д.н.э. по 6 в.н.э.)

 

(Anticus (лат.) – древность)

С 14 века античным стали называть древнегреческое (а также древнеримское) общество.

Античная философия - это  философия древней Греции и Рима. Её период более 1000 лет (6 в. д. э. по 6 н. э.).

 

Духовные  источники античной философии:

 

  1. Мифология – Философия наследует мифологию, первоначальную проблематику;
  2. Знания – Почерпнуто греками у соседних народов (Египет, Персия), где знания носили эзотерический характер (т. е. для узкого круга посвященных). Греки свободно обращались со знаниями, развивая их в отдельные науки.
  3. Житейская мудрость – Пословицы, поговорки в которых содержалась большая глубина понятия жизни.

 

Античная философия - это сложный духовный синтез мифологии, науки и жизненной мудрости.

 

Периодизация античной философии:

 

  1. 1.с 6 по 5 век д. н. э. - становление древнегреческой философии (натур - философский период). В центре внимания - проблемы космоса и природы;
  2. 2.с 5 по 4 век д. н. э. - гуманистический (классический) период. В этот период главная проблема - проблема человека;
  3. 3.с 4 века д. н. э. по 6 н. э. - эпоха эллинизма (Греко - Римский период). Этот период связан с упадком древнегреческой демократии и перемещение духовных центров в столицу римской империи.

 

Натур - философский период:

 

Основные проблемы - онтологические , т. е. нацеленные на познания сущности природы.

Главная черта - космологизм - направленность на познание космоса, окружающего мира.

 Отсюда и  название первых философов: Физики (Физис – (природа) наука о  природе.) Их сочинения носили однотипные названия: "О природе …"

 

К этому периоду относятся:

 

  1. Мелетская школа
  2. Гераклит
  3. Пифагор (Пифагорейский союз)
  4. Элейская школа
  5. Эмпедокл, Анаксагор
  6. Демокрит

 

Мелетская школа.

 

Была организована как первая научно-философская школа  в Европе в 6 в. до н.э. Названа по имени  города Мелет, что на восточном побережье Малой Азии.

 

Фалес (Мелетский) – 1-й европейский учёный, предсказал солнечное затмение, разработал календарь, доказал ряд теорем.

Фалес первым задумался  над тем, из чего состоит мир. "Что  есть всё" – спросил он. И сам  ответил:"Всё есть вода"

 

Анаксимандр  - для него первооснова – апейрон - бесконечное бесформенное вещество из которого состоят все вещи.

Анаксимен – его первооснова – воздух

 

Все эти философы – стихийные материалисты.  

Гераклит (Эфесский) – "Плачущий философ"(из-за пессимистических взглядов на жизнь), "Тёмный"(за загадочный метафорический стиль изложения).

Для него первооснова  – огонь – стихийная диалектика

Для взглядов Гераклита  характерно понимание Мира, как пребывающего в постоянном движении и изменении.

Он уподобил мир реке; "В одну и ту же реку нельзя войти дважды", "Всё течёт" (Panta rey)

 

Пифагор (Самосский) и Пифагорейская  школа.

(6 в. до н.э.)

 

Пифагор много  путешествовал, долго жил в Египте. От египетских жрецов заимствовал магию  чисел.

Основал Пифагорейский союз – религиозно-этическое братство, все члены которого вели определённый образ жизни, в котором гармонично сочетались физические и умственные занятия. Авторитет Учителя был непререкаем: его указания – слова Бога. Все открытия учеников приписывались Учителю.

Пифагор  был  выдающимся математиком своего времени. Интерес к математике отразился на его философских взглядах. Для него основа – Число.

"Всё есть  число"

Всё в природе  измеряется, следовательно может  быть выражено численно.

Познать мир  – познать управляющие миром числа.

Заслуга Пифагора – заметил количественную сторону мира: любое качество может быть выражено числом.

Пифагор и его  ученики мистифицировали числа, но это было свойственно той эпохе.

Пифагор – идеалист (число – идеальная категория)

 

 

 

 

 

 

 

Элейская школа.

 

Город Элей – Южная Италия.

 

Самые яркие  представители - Парменид и Зенон (Элейский).

Проблема 6ытия - основная проблема элейской школы.

 

Парменид – оно вечно (ему неоткуда возникнуть и некуда исчезнуть), однородно и непрерывно. Бесконечно во времени, но конечно в пространстве.

Мир – неподвижный  шар: "Мышлением, а не чувствами  можно познать мир", "Одно и  то же мысль, и то, на что эта мысль  устремляется"

 

Зенон. Впервые ввёл метод доказательства от противного. Наиболее характерная черта – афории – непреодолимая трудность, противоречие.

Афории: "Дихотомия", "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Стадион".

Он впервые  подметил противоречивость движения, пространства и т.д.

Он смешивал актуальное и бесконечное.

 

 

Атомистическое учение.

 

Демокрит (Смеющийся философ).

 

"Каждый день  он выходил из дома смеясь"

 

Основа философских  воззрений – Атомистическая теория: Бытие не едино, а множественно, оно состоит из бесчисленного количества невидимых мельчайших частиц, движущихся в пустоте. Эти частицы он назвал атомами (атом - невидимый) – плотные, непроницаемые и невоспринимаемые чувствами частицы вещества:

"В мире  существуют лишь атомы и пустота"

"Атомы вечны,  качественно неизменны и неделимы  и отличаются лишь по трём признакам:

- формой

- положением

- порядком

Они находятся  в непрерывном движении (трясутся в пустоте)"

"Они парят  в пустоте подобно пылинкам  в солнечном луче, сталкиваются, отскакивают, либо сцепляются, так возникают вещи"

"Из одних  и тех же атомов можно создать  разные тела, как из одних и  тех же букв – разные слова"

Демокрит – материалист (Атом – материальная точка).

 

Классический (Гуманистический период):

 

Это – вершина  греческой философии.

  1. Сократ
  2. Платон
  3. Аристотель

 

Сократ (5 – 4 века до н.э.) – афинский философ, известный по всей Греции своим образом жизни. Был простого происхождения. Любил задавать вопросы, вызывающие неординарную реакцию:

Информация о работе История философии. Теория философии