История философии. Теория философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция

Краткое описание

Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия-все лекции.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

Из-за своих взглядов Сенека при  новом императоре Клавдии попал  в ряды оппозиции и в 41 г.н.э. был сослан на Корсику. В самом начале изгнания умер сын Сенеки от первого брака. Доведённый до отчаяния смертью сначала жены, а затем и сына философ пишет письмо приближённому императора Полибию (недавно потерявшему брата) с выражениями сострадания горю, покорности императору и просьбой о прощении. В последствии это письмо дало повод к обвинениям в малодушии и т.п.(Дион Кассий, Немецкие историки).

Из дошедших сочинений Сенеки только послания к Полибию и Гальвии (матери) однозначно датируются временем ссылки.

После возвращения из ссылки стал одним из воспитателей Нерона (его  коллеги: инженер Аницет, воин Бурр).

По возвращении возобновил некоторые  старые (Фабий Рустик – составил летопись времён императоров) и приобрёл новые знакомства: Марция, Павлин (ему посвящён доклад "О краткости жизни"), его вторая жена Помпея Паулина (сестра или дочь Павлина), Луцилий (впоследствии прокуратор Сицилии, к нему адресованы "Нравственные письма к Луцилию" 124 письма).

Из ссылки Сенеке помогла вернуться  императрица Агриппа, занявшая место  убитой Мессалины, которая и отправила  Сенеку в ссылку. При Агриппе философ  состоял советником.

После смерти Клавдия (13 октября 54 года) Сенека стал полноправным министром  при 17-летнем императоре.

В течении 5 лет Сенека практически  управлял страной, но после убийства Нероном своей матери (в нём  Сенека принимал участие "прикрывая" императора) он впал в немилость. После  смерти Бурра в 61 году влияние Сенеки на императора сошло на нет. В 65 году философ был обвинён в заговоре против императора (заговор Пизона) и приговорён к смерти.

 

Философия.

 

Сенека был представителем стоической школы (наибольшее влияние на него ещё  в молодости оказали лекции Аттала), но Сенека в то же время отличался значительной терпимостью к другим философским направлениям, в т.ч. и к эпикурейству.

Сенека был фаталистом, утверждая, что то что должно было случится обязательно случается и человек ничего не может изменить в своей судьбе ("Судьба согласного с ней ведёт, несогласного тащит"). Он учит жить в соответствии с природой вещей, учит презирать смерть или, по крайней мере, относится к ней равнодушно, т.к. смерть по его словам является чем то вроде второго рождения, перехода в иную форму жизни: "Всё кончается и ничего не гибнет. И смерть, которую мы так боимся и ненавидим, только видоизменяет жизнь, а не отнимает её. Наступит день, когда мы снова выйдем на свет, и, как знать, быть может, многие не захотели бы этого, если б не забыли о прежней жизни". Однако Сенека не призывал к самоубийству, но советовал применять его в крайних случаях.

В своих сочинениях Сенека меньше пользуется логическими выводами и  больше упирает на убеждение. Также его сочинения носят, в основном, характер морально-этических поучений (Письма к Луцилию).

  В своей философии Сенека  первым выдвинул мысль о полном  равенстве всех людей, и о  бесконечности возможностей развития человека.

Как представитель стоической школы  Сенека был материалистом. Для него всё телесно: из огня пришло, в огонь и уйдёт (физика Гераклитова огня).

 

Мысли о философии.

- Как много бесполезного в  том, чем занимаются философы, как много устаревшего.

- Самое имя философии достаточно  ненавистно. Что же будет, если  мы, философы, станем выделяться среди других людей странными привычками.

- Философия учит делать, а не  рассуждать.

- Её значение не в том, чтобы  помогать забавно провести день,…  Она формирует дух, упорядочивает жизнь, указывает, что надо, а что не надо делать. Она сидит у руля и проводит судно через опасность волн.

 

Мировоззрение и нравственная позиция.

- Всё возникает из всего. Всё  находится во всём. Все элементы (земля, огонь, вода, воздух) подвержены взаимным превращениям.

- В создании вещей участвуют  2 элемента: материя и причина.

Материя инертна, способна принимать  любую форму и мертва, пока ничто не приводит её в движение.

Причина же, или разум, придаёт материи  форму, даёт ей по своему усмотрению то или иное назначение.

- Вселенной оправляет бог –  всеобъемлющая мировая стихия.

- Разум – не что иное, как  часть божественного духа, погружённая в тело человека.

- Мы не умираем – мы только  прячемся в природе ибо дух наш вечен.

- Никому я рабски не подчинялся, никому не следую, во многом  я верю суждениям великих людей,  кое же в чём я полагаюсь  и на своё суждение.

- Нет рабства более позорного, чем рабство духа.

- Мы не можем изменить мировых  отношений, мы можем только  обрести мужество, и с его помощью стойко переносить всё, что приносит нам судьба.

- Жить в необходимости есть  зло, нет никакой необходимости  жить в необходимости.

- От чувства берёт разум своё  начало, ибо мы не имеем другого,  на что опереться, откуда проникнуть в истину и назад возвратиться.

- Развитие общества не находится  ещё в стол блестящем состоянии,  чтобы истина была доступна  большинству. Одобрение толпы  – доказательство полной несостоятельности.

- Наблюдай, изучай и читай, чтобы  ты был в состоянии преодолеть  ещё оставшиеся у тебя сомнения и продвигался к дальнейшему  изучению и постижению, ибо жизнь без познания означает смерть и бесславное погребение.

- Природа обыскивает нас и при входе, и при выходе. Голыми пришли, голыми уходим. И нельзя вынести отсюда больше, чем принёс.

 

Перечень тем  его сочинений:

  • О добродетели и богатстве.
  • О страхе смерти.
  • О пользе философии.
  • Против страха перед будущим.
  • О боге и душе.
  • О строении мира.

 

 

 

 

 

Средневековая философия (1 – 16 века н.э.)

 

Главное духовное событие – возникновение новой  религии – христианства – это сложный синтез 2-х составляющих: иудейский идеологии и Греко-римской философии.

 

В 4-м веке Константин Великий впервые провозгласил христианство религией.

В 1054 г. – произошёл  раскол церкви: в Риме - католическая; в Константинополе – ортодоксальная (православная).

 

Средневековая философия своеобразна. Её своеобразие  – в тотальной зависимости  от религии.

 

Знаменитое изречение средневековья: "Философия - служанка теологии" обуславливает три основных принципа:

 

  1. Теоцентризм – в центре мироздания – Бог.
  2. Креационизм – всё сотворено Богом.
  3. Провиденциализм – Бог правит сотворённым миром, историей человечества в целом и каждого человека в отдельности.

 

Периодизация средневековой философии:

 

  1. Эпоха патристики (1 – 6 века)

- апологетика  (1 – 3 века)

- классическая  патристика (4 – 6 века)

  1. Эпоха схоластики (6 – 16 века)

- ранняя (6 – 12 века)

- зрелая (13 век)

- поздняя (14 – 16 век)

 

Эпоха патристики.

(paster – отец) – философия отцов церкви или ранняя христианская философия.

 

Апологетика (апология – защита) – период защиты христианства.

Апологеты – древние отцы церкви, которые защищали христианство перед лицом власть имущих язычников и осуществляли формирование христианского мировоззрения.

 

Две тенденции апологетики:

 

 Примирительная тенденция – направлена на сближение с античной (языческой) философией.

Представители:

Юстин (Мученик) – 1-й апологет. Считал, что эллинская философия находится в гармонии с христианским учением.

Климент – призывал к сближению христианского вероучения и античной философии. Считал античных философов (кроме Эпикура) идейными предшественниками христианства.

Дал классификацию  наук, построив их по принципу феодально-сословной субординации:

         

Внизу – геометрия, астрономия, математика и др. естественные и точные науки. Они готовят почву  для философии, являясь её служанками.

Выше – философия, прислужница теологии.

Вершина познания – теология.

Климент впервые сформулировал первую из центральных проблем средневековой философии: проблему соотношения веры и знания (разума).

Он также  первым сформулировал ответ на этот вопрос, придерживаясь принципа гармонии веры и знания:

- Вера первее  знания (она – фундамент), т.к. всё должно быть основано на ней.

- Но вера  без знания всё равно, что  фундамент без здания.

 

Конфронтационная тенденция:

Представители:

Татиан (ученик Юстина), ярый враг античной философии и культуры. Считал, что античная философия и христианское мировоззрение несовместимы. Ругал античных философов за безнравственность. Призывал к уничтожению античной культуры.

Тертуллиан – самый знаменитый из апологетов. Он негативно относился к античной философии, считал, что она должна быть отвергнута христианским учением, т.к. несовместима с ним (противопоставлял христианство и язычество): "Что общего у Афин и Иерусалима, у Академии и Церкви"

Проблему веры и знания решал в плане превосходства  веры. Это привело его к формулировке: "Credo quia absurdum est" ("Верую, ибо это абсурдно")

Абсурдные истины скрывают тайны, недоступные человеку, но заслуживающие веры.

 

Классическая патристика (4 – 6 века н.э.) – период окончательной победы христианства над язычеством.

7 отцов церкви:

Азия:  - Епископ Афанасий

- Василий Великий

- Григорий Богослов

- Григорий Иисекский

Запад:  - Иероним

- Амбросий

- Августин Аврелий

 

Августин Аврелий (1354 - …)

 

Классик патристики, великий учитель церкви.

Его родители: мать христианка, а отец язычник. Родился  он в Римской провинции.

Августин учился риторике, позже увлекся философией и едет в Рим. Здесь он слушает знаменитые проповеди Амбросия. Августин принимает христианство и становится епископом. Впоследствии Августина возводят в лик святых.

Августин был  человек глубоко образованный и оставил много сочинений (около 40 томов):

"Исповедь" - по жанру это психологическая исповедь. Это выдающееся произведение, популярное еще при жизни автора.

"О Граде Божьем" - самое обширное и знаменитое из его произведений.

 

Философия Августина:

 

Проблема веры и знания. Он продолжает в этой проблеме линию Климента, склоняясь к гармонии веры и разума. "Нет разумного познания без веры, нет веры без познания! ", "Верю, чтобы понимать! ".

 

Гносеология Августина: Августин различает чувственное и рациональное познание. С помощью чувств мы познаем предметы внешнего мира, но есть особый класс предметов (вечные истины) составляющие аксиомы математики и логики, этические и эстетические понятия (добра, справедливости, любви, гармонии). Они находятся в душе человека с рождения. Их можно познать с помощью разума или божественного озарения.

 Он выдвинул  теорию Божественной иллюминации: глубочайшие тайны постигаются человеком только божественным познанием. Смысл: впервые в процесс познания Августин вводит Бога.

 

Онтология Августина: Основной принцип: принцип креационизма: Бог как высшая материальная субстанция по своей воле и благости сотворил мир. (Творение из ничего). Из ничего Бог сотворил материю и все вещи сразу, так написано в писании. Августин выдвинул учение о семенных началах: Бог сотворил все вещи не актуально, а потенциально. В материи находятся все вещи и с течением времени они появляются. Бог создал мир не хаотично, а в определённом порядке. Порядок определяют 3 характеристики: число, мера, вес.

 

Теодицея Августина: Мир – творение идеального творца и в мире должны царить добро, порядок, гармония, но эти качества наблюдаются далеко не всегда. Августин предложил 2 варианта теодицеи.

Метафизическая теодицея: она строится на противопоставлении Бога и мира. Хотя мир и был создан совершенным творцом, но он не может сравниться в совершенстве с Богом, ведь Бог сотворил мир из ничего, поэтому мир не совершенен. Ничто проявляется в непостоянстве вещей, их порче, уклонении от добра. Таким образом, наш мир, лучшее, что может быть создано из ничего и проявляет себя в разрушении. Зло и беспорядок не от Бога, а от материала, из которого создан мир.

Эстетическая теодицея: Строится на противопоставлении мира и человека. В мире стоит установленный Богом порядок, и зло было допущено Богом, как часть этого всеобщего порядка. Без зла не имело бы смысла говорить о добре, только в контрасте со злом добро имеет свою цену. Значит зло необходимая часть целого, мировой гармонии. Но человек со своим конечным умом чаще всего не может обхватить всю сущность и видит только зло и беспорядок, и в этом его ограниченность. Таким образом, совершенный мир несовершенен в восприятии человека.

 

Провиденциализм Августина: Бог заранее знает все, что случится с каждым сотворенным существом, вся жизнь до мельчайших подробностей предопределена и только Бог знает, кто будет спасен, а кто будет страдать. Чтобы не делал человек, он не может повлиять на свою судьбу.

 

Период схоластики (6 – 16 века)

 

"Schole" – школа, школьная философия (т.к. философия преподавалась в монастырских школах)

Схоластика  – период средневековой философии  оторванной от жизни словесности.

 

Переходной  фигурой от патристики к схоластике является Северин Боэций. Его называют последний римлянин и первый схоластик, впоследствии он был возведен в лик святых. Находясь в тюрьме, он написал сочинение "Утешение философией". Боэция называют отцом схоластики за интерес к проблемам логики. Заслугой Боэция является разработка им 7 свободных искусств (основы средневекового образования):

Информация о работе История философии. Теория философии