Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция
Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.
Из-за своих взглядов Сенека при новом императоре Клавдии попал в ряды оппозиции и в 41 г.н.э. был сослан на Корсику. В самом начале изгнания умер сын Сенеки от первого брака. Доведённый до отчаяния смертью сначала жены, а затем и сына философ пишет письмо приближённому императора Полибию (недавно потерявшему брата) с выражениями сострадания горю, покорности императору и просьбой о прощении. В последствии это письмо дало повод к обвинениям в малодушии и т.п.(Дион Кассий, Немецкие историки).
Из дошедших сочинений Сенеки только послания к Полибию и Гальвии (матери) однозначно датируются временем ссылки.
После возвращения из ссылки стал одним из воспитателей Нерона (его коллеги: инженер Аницет, воин Бурр).
По возвращении возобновил некоторые старые (Фабий Рустик – составил летопись времён императоров) и приобрёл новые знакомства: Марция, Павлин (ему посвящён доклад "О краткости жизни"), его вторая жена Помпея Паулина (сестра или дочь Павлина), Луцилий (впоследствии прокуратор Сицилии, к нему адресованы "Нравственные письма к Луцилию" 124 письма).
Из ссылки Сенеке помогла вернуться императрица Агриппа, занявшая место убитой Мессалины, которая и отправила Сенеку в ссылку. При Агриппе философ состоял советником.
После смерти Клавдия (13 октября 54 года) Сенека стал полноправным министром при 17-летнем императоре.
В течении 5 лет Сенека практически управлял страной, но после убийства Нероном своей матери (в нём Сенека принимал участие "прикрывая" императора) он впал в немилость. После смерти Бурра в 61 году влияние Сенеки на императора сошло на нет. В 65 году философ был обвинён в заговоре против императора (заговор Пизона) и приговорён к смерти.
Философия.
Сенека был представителем стоической школы (наибольшее влияние на него ещё в молодости оказали лекции Аттала), но Сенека в то же время отличался значительной терпимостью к другим философским направлениям, в т.ч. и к эпикурейству.
Сенека был фаталистом, утверждая, что то что должно было случится обязательно случается и человек ничего не может изменить в своей судьбе ("Судьба согласного с ней ведёт, несогласного тащит"). Он учит жить в соответствии с природой вещей, учит презирать смерть или, по крайней мере, относится к ней равнодушно, т.к. смерть по его словам является чем то вроде второго рождения, перехода в иную форму жизни: "Всё кончается и ничего не гибнет. И смерть, которую мы так боимся и ненавидим, только видоизменяет жизнь, а не отнимает её. Наступит день, когда мы снова выйдем на свет, и, как знать, быть может, многие не захотели бы этого, если б не забыли о прежней жизни". Однако Сенека не призывал к самоубийству, но советовал применять его в крайних случаях.
В своих сочинениях Сенека меньше пользуется логическими выводами и больше упирает на убеждение. Также его сочинения носят, в основном, характер морально-этических поучений (Письма к Луцилию).
В своей философии Сенека
первым выдвинул мысль о
Как представитель стоической школы Сенека был материалистом. Для него всё телесно: из огня пришло, в огонь и уйдёт (физика Гераклитова огня).
Мысли о философии.
- Как много бесполезного в том, чем занимаются философы, как много устаревшего.
- Самое имя философии
- Философия учит делать, а не рассуждать.
- Её значение не в том, чтобы
помогать забавно провести
Мировоззрение и нравственная позиция.
- Всё возникает из всего. Всё находится во всём. Все элементы (земля, огонь, вода, воздух) подвержены взаимным превращениям.
- В создании вещей участвуют 2 элемента: материя и причина.
Материя инертна, способна принимать любую форму и мертва, пока ничто не приводит её в движение.
Причина же, или разум, придаёт материи форму, даёт ей по своему усмотрению то или иное назначение.
- Вселенной оправляет бог – всеобъемлющая мировая стихия.
- Разум – не что иное, как часть божественного духа, погружённая в тело человека.
- Мы не умираем – мы только прячемся в природе ибо дух наш вечен.
- Никому я рабски не подчинялся,
никому не следую, во многом
я верю суждениям великих
- Нет рабства более позорного, чем рабство духа.
- Мы не можем изменить мировых отношений, мы можем только обрести мужество, и с его помощью стойко переносить всё, что приносит нам судьба.
- Жить в необходимости есть
зло, нет никакой
- От чувства берёт разум своё
начало, ибо мы не имеем другого,
на что опереться, откуда прони
- Развитие общества не
- Наблюдай, изучай и читай, чтобы ты был в состоянии преодолеть ещё оставшиеся у тебя сомнения и продвигался к дальнейшему изучению и постижению, ибо жизнь без познания означает смерть и бесславное погребение.
- Природа обыскивает нас и при входе, и при выходе. Голыми пришли, голыми уходим. И нельзя вынести отсюда больше, чем принёс.
Перечень тем его сочинений:
Средневековая философия (1 – 16 века н.э.)
Главное духовное событие – возникновение новой религии – христианства – это сложный синтез 2-х составляющих: иудейский идеологии и Греко-римской философии.
В 4-м веке Константин Великий впервые провозгласил христианство религией.
В 1054 г. – произошёл
раскол церкви: в Риме - католическая;
в Константинополе – ортодоксал
Средневековая философия своеобразна. Её своеобразие – в тотальной зависимости от религии.
Знаменитое изречение средневековья: "Философия - служанка теологии" обуславливает три основных принципа:
Периодизация средневековой
- апологетика (1 – 3 века)
- классическая патристика (4 – 6 века)
- ранняя (6 – 12 века)
- зрелая (13 век)
- поздняя (14 – 16 век)
Эпоха патристики.
(paster – отец) – философия отцов церкви или ранняя христианская философия.
Апологетика (апология – защита) – период защиты христианства.
Апологеты – древние отцы церкви, которые защищали христианство перед лицом власть имущих язычников и осуществляли формирование христианского мировоззрения.
Две тенденции апологетики:
Примирительная тенденция – направлена на сближение с античной (языческой) философией.
Представители:
Юстин (Мученик) – 1-й апологет. Считал, что эллинская философия находится в гармонии с христианским учением.
Климент – призывал к сближению христианского вероучения и античной философии. Считал античных философов (кроме Эпикура) идейными предшественниками христианства.
Дал классификацию наук, построив их по принципу феодально-сословной субординации:
Внизу – геометрия, астрономия, математика и др. естественные и точные науки. Они готовят почву для философии, являясь её служанками.
Выше – философия, прислужница теологии.
Вершина познания – теология.
Климент впервые сформулировал первую из центральных проблем средневековой философии: проблему соотношения веры и знания (разума).
Он также первым сформулировал ответ на этот вопрос, придерживаясь принципа гармонии веры и знания:
- Вера первее знания (она – фундамент), т.к. всё должно быть основано на ней.
- Но вера без знания всё равно, что фундамент без здания.
Конфронтационная тенденция:
Представители:
Татиан (ученик Юстина), ярый враг античной философии и культуры. Считал, что античная философия и христианское мировоззрение несовместимы. Ругал античных философов за безнравственность. Призывал к уничтожению античной культуры.
Тертуллиан – самый знаменитый из апологетов. Он негативно относился к античной философии, считал, что она должна быть отвергнута христианским учением, т.к. несовместима с ним (противопоставлял христианство и язычество): "Что общего у Афин и Иерусалима, у Академии и Церкви"
Проблему веры
и знания решал в плане превосходства
веры. Это привело его к
Абсурдные истины скрывают тайны, недоступные человеку, но заслуживающие веры.
Классическая патристика (4 – 6 века н.э.) – период окончательной победы христианства над язычеством.
7 отцов церкви:
Азия: - Епископ Афанасий
- Василий Великий
- Григорий Богослов
- Григорий Иисекский
Запад: - Иероним
- Амбросий
- Августин Аврелий
Августин Аврелий (1354 - …)
Классик патристики, великий учитель церкви.
Его родители: мать христианка, а отец язычник. Родился он в Римской провинции.
Августин учился риторике, позже увлекся философией и едет в Рим. Здесь он слушает знаменитые проповеди Амбросия. Августин принимает христианство и становится епископом. Впоследствии Августина возводят в лик святых.
Августин был человек глубоко образованный и оставил много сочинений (около 40 томов):
"Исповедь" - по жанру это психологическая исповедь. Это выдающееся произведение, популярное еще при жизни автора.
"О Граде Божьем" - самое обширное и знаменитое из его произведений.
Философия Августина:
Проблема веры и знания. Он продолжает в этой проблеме линию Климента, склоняясь к гармонии веры и разума. "Нет разумного познания без веры, нет веры без познания! ", "Верю, чтобы понимать! ".
Гносеология Августина: Августин различает чувственное и рациональное познание. С помощью чувств мы познаем предметы внешнего мира, но есть особый класс предметов (вечные истины) составляющие аксиомы математики и логики, этические и эстетические понятия (добра, справедливости, любви, гармонии). Они находятся в душе человека с рождения. Их можно познать с помощью разума или божественного озарения.
Он выдвинул теорию Божественной иллюминации: глубочайшие тайны постигаются человеком только божественным познанием. Смысл: впервые в процесс познания Августин вводит Бога.
Онтология Августина: Основной принцип: принцип креационизма: Бог как высшая материальная субстанция по своей воле и благости сотворил мир. (Творение из ничего). Из ничего Бог сотворил материю и все вещи сразу, так написано в писании. Августин выдвинул учение о семенных началах: Бог сотворил все вещи не актуально, а потенциально. В материи находятся все вещи и с течением времени они появляются. Бог создал мир не хаотично, а в определённом порядке. Порядок определяют 3 характеристики: число, мера, вес.
Теодицея Августина: Мир – творение идеального творца и в мире должны царить добро, порядок, гармония, но эти качества наблюдаются далеко не всегда. Августин предложил 2 варианта теодицеи.
Метафизическая теодицея: она строится на противопоставлении Бога и мира. Хотя мир и был создан совершенным творцом, но он не может сравниться в совершенстве с Богом, ведь Бог сотворил мир из ничего, поэтому мир не совершенен. Ничто проявляется в непостоянстве вещей, их порче, уклонении от добра. Таким образом, наш мир, лучшее, что может быть создано из ничего и проявляет себя в разрушении. Зло и беспорядок не от Бога, а от материала, из которого создан мир.
Эстетическая теодицея: Строится на противопоставлении мира и человека. В мире стоит установленный Богом порядок, и зло было допущено Богом, как часть этого всеобщего порядка. Без зла не имело бы смысла говорить о добре, только в контрасте со злом добро имеет свою цену. Значит зло необходимая часть целого, мировой гармонии. Но человек со своим конечным умом чаще всего не может обхватить всю сущность и видит только зло и беспорядок, и в этом его ограниченность. Таким образом, совершенный мир несовершенен в восприятии человека.
Провиденциализм Августина: Бог заранее знает все, что случится с каждым сотворенным существом, вся жизнь до мельчайших подробностей предопределена и только Бог знает, кто будет спасен, а кто будет страдать. Чтобы не делал человек, он не может повлиять на свою судьбу.
Период схоластики (6 – 16 века)
"Schole" – школа, школьная философия (т.к. философия преподавалась в монастырских школах)
Схоластика – период средневековой философии оторванной от жизни словесности.
Переходной фигурой от патристики к схоластике является Северин Боэций. Его называют последний римлянин и первый схоластик, впоследствии он был возведен в лик святых. Находясь в тюрьме, он написал сочинение "Утешение философией". Боэция называют отцом схоластики за интерес к проблемам логики. Заслугой Боэция является разработка им 7 свободных искусств (основы средневекового образования):