Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 03:59, контрольная работа
Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с XII-XI вв. до н. э. по V-VI вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком.
Введение ……………………………………………………………………..……… 3
1. Характеристика, основные этапы классической античной философии ……… 5
2. Сократ. Антропологический подход…………………………..……………….… 7
3. Платон (основные черты философской мысли)…………………………………... 10
4. Аристотель (философское и научное наследие)…………………………………. 12
Заключение……………………………………………………..…………………..… 15
Список литературы …………………………………
мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский государственный
АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ университет
Кафедра философии
по дисциплине "Философия"
Вариант №____
Тема: "Классический этап античной философии"
факультета _______
___________________
Зачетная книжка №________
Минск
2010 г.
Введение ……………………………………………………………………..……
1. Характеристика, основные этапы классической античной философии ……… 5
2. Сократ. Антропологический подход…………………………..……………….… 7
3. Платон (основные черты философской мысли)…………………………………... 10
4. Аристотель (философское и научное наследие)…………………………………. 12
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………………….………………………..…….
Введение.
Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с XII-XI вв. до н. э. по V-VI вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.
В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа.
Первый - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).
Второй этап охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицызм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс).
Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства и критики учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинской культуры.
Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция.Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).
Данная контрольная работа посвящена периоду расцвета античной философии, а именно: классической античной философии и ярчайшим представителям-философам этого периода.
развития античной философии
Главной особенностью классической античной философии является значительное обогащение философской проблематики и связанная с этим специализация ранее единого, нерасчлененного знания за счет усилившегося внимания к этико-антропологическим и социально-политическим вопросам, к философии человека, государства и права, что уже давно стало общим местом при характеристике философии данного периода. У истоков переноса акцента с натурфилософских исследований на антропологические и политико-юридические стояли софисты и Сократ. Эта тенденция нашла свое продолжение в появлении целой серии специальных сочинений Платона ("Государство", "Законы", "Политик") и Аристотеля ("Политика" и несколько "Этик").
Началась также разработка логико-онтологических и психо-гносеологических проблем, осуществленная опять же в трудах Платона ("Теэтет", "Софист", "Парменид") и Аристотеля ("Физика", "Метафизика", "Категории", "О душе"). Они заложили основы философской проблематики и категориального аппарата философии, исследуя понятия бытия и небытия, движения и покоя, тождественного и иного, единого и многого, материи и формы, возможности и действительности, необходимости и случайности и мн.др.
В настоящее время существует несколько мнений по поводу деления классической античной философии на периоды.
Так В.Виндельбанд (1848-1915)1 выделяет:
- греческую философию (до 322 до н.э.) – на основе замкнутой национальной культуры, стремилась к чистому познанию;
- эллинистическо-римская – развивалась на почве мировой культуры того времени, стремилась к наилучшему устройству жизни людей, т.е. к практическому результату;
С.Н.Трубецкой (1862 – 1905)2 предложил разделить классическую античную философию на периоды:
- до Сократа (6в. до н.э. – 2я пол. 5в. до н.э.);
- от Сократа до Аристотеля (2я пол. 5в. до н.э. – 4в. до н.э.);
- после Аристотеля (4в. до н.э. – 6в. н.э.)
Критерием деления на периоды Г.И.Челпанов (1862 – 1936)3 выбрал смену объекта и задач философии. Так, по его мнению, философию классики античности следует делить на:
- натурфилософский (космологический) период (6в. до н.э. – сер. 5в. до н.э.) был охарактеризован интересом к проблемам «физиса» и космоса, поиск субстанциального начала всех вещей
- антропологический период (2я пол. 5в. до н.э. – кон. 5в. до н.э.) выделил главный предмет исследования – человека и его сущность,
- систематический (5 – 4 вв. до н.э) период отличен от иных открытием сверхчувственного и категориальная диалектика Платона и Аристотеля
- этический (3в. до н.э. – 1в. н.э.) характеризуется пониманием философии, как нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни
- религиозный (1в. н.э. – 6 в.н.э.) период выделил главный объект философии – познание Божественного.
Во всех последующих за античностью культурах очень много античного, и во многих отношениях античность оказалась каким-то вечным образцом. Тем не менее, если античная философия является для нас чем-то определенным, чем-то самостоятельным, чем-то несводимым ни на какие другие культуры, необходимо во всяком случае четко формулировать античную специфику и отчетливо противопоставлять ее всяким другим, неантичным методам мышления. Главная, на мой взгляд особенность, это определение абсолюта. Последним и окончательным абсолютом для античной философии является чувственно-материальный космос, поскольку исходная интуиция всего рабовладения гласила только о телесных вещах и, самое главное, о возведении всех чувственно-материальных вещей на предельную ступень тоже чувственно-материального космоса.
Впоследствии на протяжении многих веков вплоть до нашего времени мнения ученых-философов совпадают с античностью, либо исходят из основ, заложенных классической античной философией.
Появление в Древней Греции в середине 5 в. до н.э. софистов - явление закономерное, ибо софисты обучали красноречию и умению вести спор, а спрос на людей, в городах Афинского союза, образовавшегося после победы афинян в греко-персидских войнах был велик: в судах и народных собраниях умение говорить, убеждать и переубеждать было жизненно важным. Слово "софист" с самого начала приобрело предосудительный оттенок, ведь софисты умели - и учили сегодня доказать тезис, а завтра антитезис. Но именно это и сыграло главную роль в окончательном разрушении догматизма традиции в мировоззрении древних греков4.
Главное, что отличало мировидение софистов от взглядов предшествующих мудрецов, - это четкое разделение того, что существует "по природе", и того, что существует по человеческому установлению, по закону, то есть разделение законов Макрокосма и законов Микрокосма. Внимание софистов в мировоззрении было перенесено с проблем Космоса, природы на проблемы человека, общества, знания. В гносеологии софисты сознательно поставили вопрос о том, как относятся к окружающему нас миру наши мысли о нем? В состоянии ли наше мышление познать действительный мир? Софисты считали, что мир не познаваем, то есть были агностиками.
Агностицизм софистов вытекал из учения о том, что все в мире относительно; в гносеологии релятивизм означает, что истина относительна, что она полностью зависит от условий, от времени и места, от обстоятельств, от человека; истина "у каждого своя", учили софисты, как кому кажется, так оно и есть. Софисты признавали лишь субъективные истины, которых действительно много, а объективную истину отрицали. Поэтому можно сказать, что их агностицизм был ограничен их гносеологическим релятивизмом. В учении софистов он был дополнен релятивизмом нравственным: нет объективного критерия добра и зла, что кому выгодно - то и хорошо, то и благо. В области этики (учении о морали) агностицизм софистов перерастал в аморализм.
Пожалуй, самым страстным критиком софистов и софистики был Сократ (ок. 470 - 399 гг. до н.э.) - первый философ-афинянин по рождению. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию, он интересен не только своим учением, но и самой своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ никогда не стремился к активной общественной деятельности, вел "жизнь философа ": проводил время в философских беседах и спорах, обучал философии, не заботясь о своем благополучии и о своей семье. Сократ никогда не записывал ни своих мыслей, ни своих диалогов, считая, что письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению, в письменах мысль умирает. Все, что известно о Сократе, мы знаем от его учеников - историка Ксефонта и философа Платона.
Как и некоторые софисты, Сократ исследовал проблему человека, рассматривая человека как существо нравственное. Поэтому философию Сократа можно охарактеризовать как этический антропологизм. Суть своих философских забот Сократ однажды выразил так: "Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя "5, и в соединении с уверенностью в том, что он мудрее других только потому, что знает, что он ничего не знает, что его мудрость - ничто по сравнению с мудростью богов - этот девиз также вошел в "программу" философских поисков Сократа.
Будучи критиком софистов, Сократ считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но это тоже не тождественно "истинам, которые у каждого - свои"; истина для всех должна быть одна, на достижение такой истины и направлен метод Сократа, названный им самим "майевтикой" и представляющий собой субъективную диалектику - умение вести диалог так, что в результате движения мысли через противоречивые высказывания позиции спорящих сглаживаются, односторонность точек зрения каждого преодолевается, получается истинное знание. Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ в процессе беседы, диалога помогал истине "родится в душе собеседника".
Сократ первый, кто вывел знание на уровень понятия. До него мыслители делали это стихийно. Метод Сократа преследовал также достижение понятийного знания - и это говорит о рационалистической ориентации Сократа. Сократ утверждал, что - внешний по отношению к человеку мир - непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается, по Сократу, задача философии. Познать самого себя - это значит найти понятия нравственных качеств, общие у людей; убеждение в существовании объективной истины у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Сократ отождествлял счастье не с выгодой, а с добродетелью. Но делать добро, можно, лишь зная, в чем оно. То есть, именно знание того, что такое добро и что такое зло делает человека добродетельным, и зная ,что хорошо и что плохо, человек не сможет поступать дурно: нравственность - следствие знания, точно так же безнравственность - следствие незнания доброго.
Такова вкратце характеристика "сократического философского переворота", изменившего понимание и задачи философии и ее предмета. Отзвуки этого переворота слышны во всех культурных эпохах в истории Европы. «Свежими» явились мысли Сократа для современного этапа развития общества, когда человечество вновь задумалось над тем, что значит "знать" и что значит "не поступать дурно".