Классический этап античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 03:59, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с XII-XI вв. до н. э. по V-VI вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……… 3
1. Характеристика, основные этапы классической античной философии ……… 5

2. Сократ. Антропологический подход…………………………..……………….… 7

3. Платон (основные черты философской мысли)…………………………………... 10

4. Аристотель (философское и научное наследие)…………………………………. 12

Заключение……………………………………………………..…………………..… 15

Список литературы …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР философия античности.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Философские взгляды Аристотеля (384 - 322  гг. до н.э.) складывались в тесной связи с его естественнонаучными и социально-политическими исследованиями. Исследуя различные проблемы (в области логики, психологии, онтологии и гносеологии, космологии и прочих) Аристотель вел полемику с имеющимися в предшествующей и современной ему философии точками зрения.

Большинство его учений сложились в результате критики учения Платона об идеях. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуют только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от вещи. Форма – ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает предмет тем, чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя едины по материи, но различны по форме. Материя – это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, действительность. Единичное бытие (предмет) есть соединение двух причин бытия: формальной и материальной7.

Всего их 4:

формальная, - сущность вещи;

материальная – субстрат вещи;

действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменение;

целевая – во имя чего совершается действие.

Аристотель в своем учении синтезирует взгляды предшествующих натурфилософов на элементы сущего и создает своеобразное учение о первоначалах. Мир, по Аристотелю, состоит из пяти элементов – земли, воды, огня, воздуха, эфира. Из первых четырех элементов образуется все богатство окружающего нас мира. Надлунный мир – вечный, неизменный – состоит из эфира. Первоначала (как уже было отмечено выше) - это четыре высшие причины: 1) материальная, 2) движущая, 3) формальная, 4) целевая. Так причинами статуи являются: медь как материальная причина, искусство скульптора как движущая, контур статуи в голове скульптора как формальная и мотив деятельности скульптора как целевая. Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в иерархичности форм. Поднимаясь по лестнице форм значение материи ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов – растительная форма - животная – форма (душа) человека – Бог (как чистая форма освобожденная от материи вообще). Материальная причина противопоставляется всем остальным, которые выражаются понятием бога. Бог Аристотеля – совершенный Ум, источник всякого движения – Перводвигатель, хотя он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не принимает участия в делах людей. Бог – как абсолютное совершенство. Он движет миром как целью. Но бог Аристотеля – идеальная конструкция, а не выражение мифологических представлений.

С точки зрения Аристотеля - человек есть общественное животное, наделенное разумом. Цель человеческой жизни – счастье. Счастье, по Аристотелю, заключается не в материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели, а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Необходимо реализовать в действительности то, что заложено в нем потенциально. Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины. Добродетель – середина между излишеством и недостатком («ничего слишком»). Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость – между расточительностью и скупостью. Философ особенно высоко ценит такие добродетели как: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща. И только в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Для того, чтобы получить такое воспитание человек должен жить в справедливом государстве. Подлинная справедливость обеспечивается наличием хороших законов и их соблюдением. Именно такая справедливость совершенствует человека и способствуют развитию в нем благородных задатков. Справедливость венчает все добродетели, к которым Аристотель относил также благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность.

При этом Аристотель считал государство средством обеспечения безопасности людей и регуляции общественной жизни с помощью законов. Высшей же целью государства Аристотель назвал достижение добродетельной жизни, а поскольку добродетель - условие и гарантия счастья, то, соответственно, и счастливой жизни. В связи с этим Аристотель делит формы государства на правильные (когда достигается польза для всех) – это полития, монархия и аристократия; и неправильные (польза для некоторых) – тирания, олигархия и демократия. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом – это к первым и воздерживается от всех остальных.

Одновременно с провозглашением справедливого государства в трудах Аристотеля признается законность и необходимость рабовладения. Это объясняется тем, что в то время рабы не считались гражданами государства. Аристотель утверждал, что люди от природы не равны. Тот, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

Определенные коррективы вносит Аристотель и в платоновское учение о душе. Считая  душу началом жизни, он дает типологию различных "уровней" души, выделяя растительную, животную и разумную души. Низшая душа - растительная - ведает функциями питания, роста и размножения, общими для всех вообще одушевленных существ. У животной души к этим функциям прибавляется ощущение, а вместе с ним и способность желания, т. е. стремление достичь приятного и избежать неприятного. Разумная же душа, которой обладает из всех животных один лишь человек, помимо перечисленных функций, общих у человека с растениями и животными, наделена высшей из способностей - рассуждением и мышлением.

У Аристотеля нет представления о низшем, телесном начале  как источнике зла. Аристотель рассматривает материю, тело как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум, согласно Аристотелю, не зависит от тела. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность высшей из аристотелевских форм, совершенно свободной от материи, а именно вечного двигателя, который есть чистое мышление и которым движется и живет все в мире. Этот высший разум Аристотель называет деятельным, созидательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего. Последний главным образом и присущ человеку, тогда как деятельный разум - лишь в очень малой степени. Пытаясь разрешить трудность, возникшую у Платона в связи с учением о "трех душах" и вызванную стремлением объяснить возможность бессмертия индивидуальной души, Аристотель приходит к выводу, что в человеке бессмертен только его разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом.

Аристотелем завершается классический период в развитии греческой философии. По мере внутреннего разложения греческих полисов постепенно слабеет и их самостоятельность. В эпоху эллинизма (IV в. до н. э.- V в. н. э.), в период сначала македонского завоевания, а затем подчинения греческих городов Риму, меняется мировоззренческая ориентация философии: ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Мотивы, предвосхищающие этот переход, при внимательном чтении можно отметить уже в этике Аристотеля. Социальная этика Аристотеля уступает место этике индивидуальной, что непосредственно отражает реальное положение человека поздней античности, жителя большой империи, не связанного уже тесными узами со своей социальной общиной и не могущего, как раньше, принимать непосредственное участие в политической жизни своего небольшого города-государства.

1 История философии:   Учебник  / Под ред. Кирвеля Ч.С. Мн., 2001. С. 37.

2 См.там же.С.37

3 История философии:   Учебник  / Под ред. Кирвеля Ч.С. Мн., 2001. С. 38.

4 Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1985. С.134

5 Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1985. С.144

6 Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1985. С 167

7   Философия. Конспект лекций. Коробкова Ю.Е. –М., 2005г. 46

 


Информация о работе Классический этап античной философии