Классический этап античной философии: Платон. Учение об идеях, утопия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 15:57, контрольная работа

Краткое описание

Философия нужна людям разных специальностей. Это вызвано тем, что она дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, формирует мировоззрение, заставляет задумываться над смыслом бытия. Она помогает человеку найти свое место в жизни не столько в материальном, сколько в душевном и духовном плане, как разумному и чувствующему существу. Если не изучать философию, то человек, даже будучи, отличным специалистом в своей области, останется достаточно ограниченным, не выходящим за узкие рамки своих суждений о мире, бытие, хотя конечно кое-кому можно прожить и без нее, не задумываясь ни о чем.

Вложенные файлы: 1 файл

Античная философия.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

 Единое  – это подлинно первосущее, охват  всего в одной точке. Единое  как бы переполнено собой, оно  «изливается», образуя Ум, Мировой Ум. Это изливание», или эманация, не является неким вещественным процессом. Речь идет о сущностной связи; сущность находится везде, но реализуется через другое. Единое существует посредством Ума. Мировой Ум включает числа и идеи в их системном взаимосвязанном виде, он есть первообраз всех вещей. Эманация Ума приводит к Мировой Душе, которая выражает собой все одушевленное, она производит все живое. Все, что движется, образует Космос, низшей формой бытия выступает материя, которая сама по себе не активна и воспринимает возможные формы и смысл.

 

 Основная  задача человека состоит в  том, чтобы глубоко продумать, прочувствовать  свое место в структурной иерархии  бытия. Добро (Благо) идет сверху, от  Единого, зло – снизу, от материи. Лестнице нематериального: Душа – Ум – Единое соответствует последовательность: чувство – мысль – экстаз.

 

 Неоплатоники  везде видят гармониюи красоту, за них фактически ответственно  Единое-Благо. Неоплатонизм сумел  дать довольно синтетическую  картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.

 

 

 

Заключение

 

 

 Понятие  «философия» занимает очень важное  место в жизни людей. Оно дает  возможность для появления мировоззрения  людей на мир и на себя  самих.

 

 Античная  философия – совокупность философских учений древнегреческого и древнеримском рабовладельческих обществ, начиная с 7 в. до н.э. вплоть до начала 6 в. н.э. Она состоит из трех периодов: древнегреческого, классического и эллино-римского. В своей контрольной работе, я рассмотрела более подробно два из них, а именно классический и эллино-римский. Особенность античной философии – выстраивание в кристаллизированную форму материализма и идеализма.

 

 Делая  краткий обзор, можно выделить, пять  основных идей Платона, из которых  только последняя, пятая не выдержала проверки временем: 1) Идея вещи есть смысл вещи; 2) Идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи; 3) Идея вещи есть общность составляющих ее особенностей и единичностей; 4) Идея вещи невещественна; 5) Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием. Платон исходил из того, что мир идей есть реальный мир.

 

 Утопия  Платона заключается в том, что, имея веру в человеческий разум, наивную убежденность о достаточности  правильно созерцать идеи, уповая на всемогущую силу идеального мира, можно добиться того, что вся общественная жизнь станет идеальной. Поэтому во главу проектированного им утопического государства он ставил философов, управляющих всем государством.

 

 Из недостатков  учения Платона можно выделить рассмотрение теории идеи в отрыве от всякого их научного назначения, рассмотрение идеи как мифа, но надо различать прогрессивную и отсталую формы мифологии Платона.

 

 Ценность  учения Платона заключается в  создании концепции существования, помимо чувственного мира, мира сверхчувственного; создании всеобщей закономерности вещей. На современную философию он оказал большое влияние как создатель философского направления – идеализма.

 

 Аристотель  определил направления разработки  философского метода на многие века вперед. Он оказал сильное влияние на современную философию, так как он, фактический подвел итог развитию классической древнегреческой философии, создал весьма дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне. Даже в наше время, критикуя крайности платоновского идеализма, философия опирается на мнения Аристотеля.

 

 Критика  Аристотеля дуализма была направлена  в первую очередь против односторонней  вульгаризации и упрощения теории  идей Платона. Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных ее частей и замену их другими частями.

 

 Он изобрел  четырехпринципную структура всякой  вещи, понимаемой как организм. Аристотелизм  был самой настоящей революцией в отношении платонизма, признававшего существование обособленного мира идей. Также Аристотель был самым глубоким и самым тонким отождествителем формы и материи, соединившим мир идеальных сущностей и вещей, считая все, находящееся за явлениями чувственного мира, за физикой – метафизикой.

 

 Главным  для Эпикура было практическое  значение философии – прикладная  философия. Он считал, что атомы  различаются не только по вели-чине  и форме, но и по весу, а также  имеют части, но не делимы из-за  абсолютной непроницаемости. Также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм; он ввел понятие спонтанного «отклонения» атома от прямой линии.

 

 Эпикур  существенно преобразовал систему  киренаиков. Он отдал предпочтение  наслаждению покоем, считая, что динамические наслаждения несут страдания, а статические удовольствия – состояние равновесия. Он делил желания на естественные (необходимее и не необходимые) и вздорные, считая их стимулом динамических удовольствий. Эпикур задавался вопросом, а все ли желания следует исполнять. Для него чувства – источник счастья, отказавшись от критерия интенсивности при оценке удовольствия, предпочел в качестве него длительность. Считал, что стремиться надо к душевным удовольствиям, избегая душевных страданий. Принцип удовольствия, по нему, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, но, тем не менее, наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом. Принципом свободы воли Эпикур обосновал возможность независимости человека от общественных связей. Его лозунг был жить незаметно, не по законам общества, а по природе.

 

 Главные  моменты стоической картины мира: 1) Космос – это огненный организм; 2) человек существует в рамках  космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность; 3) смысл мира и человека – лектон; 4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии. По мнению стоиков, суть субъективного есть слово, его смысловое значение (лектон). Фактически нынешние фаталисты, сами даже того не подозревая, получается, следуют учению стоиков.

 

 Ценность  учения стоицизма в современной  философии состоит в рассмотрении  глубочайших философских проблем, таких как свобода человека, ограничение  его. Они считали, что истинное  назначение разума состоит не в том, чтобы находить «золотую середину» между противоположными чувствами, но в освобождении от страстей.

 

 Скептицизм  это – философская концепция, подвергающая сомнению возможность  познания объективной действительности. Скептики отрицают возможность что-либо доказать. Главным аргументом их является существование разных точек зрения по различным вопросам, а возможность определения истинной – нереальна. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений. Для скептиков также, как и для стоиков, важна атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие), но ими она обретается не через знание, а через отказ от него.

 

 Для  современной философии опыт скептицизма  является не бесполезным, именно  в нем зародилась философия. В качестве как ценности, так и недостатка можно выделить как раз их сомнение возможности познания, а к достоинствам можно еще причислить невозмутимость.

 

 Неоплатонизм  оказал огромное влияние не  только на раннюю христианскую  философию, но и на всю средневековую религиозную философию. Неоплатоники стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом. Нельзя понять жизнь субъекта вне Космоса, равно как и жизнь Космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое-Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому-Благу. Единое – это подлинно первосущее, образуя Ум, Мировой Ум. Единое существует посредством Ума. Мировой Ум включает числа и идеи в их системном взаимосвязанном виде. Эманация Ума приводит к Мировой Душе, которая выражает собой все одушевленное. Все, что движется, образует Космос, низшей формой бытия выступает материя. Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло – снизу, от материи. Лестнице нематериального: Душа – Ум – Единое соответствует последовательность: чувство – мысль – экстаз.

 

 Неоплатоники  везде видят гармонию и красоту, за них фактически ответственно  Единое-Благо. Неоплатонизм сумел дать синтетическую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.

 

 В принципе, проанализировав учения эпикурейцев, стоиков, скептиков и неоплатоников  можно сделать вывод, что не  только в античности люди задавались такими философскими вопросами и жили в соответствии с той философией, которая была присуща им, но и в настоящее, современное время люди живут по разным учениям философии. Кто-то берет от жизни удовольствия, не желая брать страдания, кто-то подчиняется слепо (или не совсем) судьбе, фатально идет по жизни, кто-то относится к жизни с большей или меньшей мерой скептицизма, а кто-то как неоплатоники везде видят гармонию и красоту. Люди, как были, так и остаются разными, и все они видят мир и живут в этом мире по-своему, в меньшей или большей степени уважая нормы и морали общепринятые. А значит так или иначе, все они принадлежат какому-нибудь философскому течению, даже не осознавая это.

 

 В этом  плане философию, в частности, античную, конечно необходимо изучать, для познавания мира и для изучения мировоззрения окружающих нас людей. С другой стороны есть необходимость поиска каких-то новых, более лучших (объясняющих или подходящих), подходов к пониманию смысла жизни, бытия, Космоса, общего и частного, всех граней жизни материальной и духовной.

 

 Постоянно  проверяясь практикой, теории усовершенствуются, а иногда от них приходится  отказываться. Как любая теоретическая  наука, философия не обладает  абсолютной точностью, от нее  нельзя требовать ответов на все вопросы, так как факты всегда шире и богаче теории. Однако она очень нужна тем, кто хочет поближе познакомиться и понять современную (и не только) жизнь.

 

 

Список литературы

 

 

 Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1975.

 

 Горбачев  В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998

 

 Горелов  А.А. Основы философии: Учеб. пособие  для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский  центр «Академия», 2004

 

 Канке  В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996

 

 Лосев  А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. – М.: «Молодая гвардия», 1993

 

 Радугин  А.А. Философия: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995

 

 Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк / Под общ. ред. А.И. Ракитова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990

 

 Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для  студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

 

 Философский  словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Изд. 5. – М.: Изд-во политической литературы, 1987

 

 Хрестоматия  по истории философии. Ч. 1. – М.: Наука, 1994


Информация о работе Классический этап античной философии: Платон. Учение об идеях, утопия