Клятва Гиппократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 22:12, реферат

Краткое описание

Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э. медицинские рукописи были объединены в "Гиппократов сборник". Таким образом александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III века до н. э.

Содержание

1. Введени

2. Деонтологические принципы Гиппократа

3. Принцип "не навреди"

4. Клятва Гиппократа

Вложенные файлы: 1 файл

Гиппократ родился в 460 году до н.docx

— 27.07 Кб (Скачать файл)

Соддержание:

1. Введени

2. Деонтологические принципы Гиппократа

3. Принцип "не навреди"

4. Клятва Гиппократа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Гиппократ родился  в 460 году до н. э. и жил в эпоху  расцвета древнегреческой культуры. Один из основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречён  отцом медицины.

Родился он в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ  не ограничился знаниями, приобретёнными у своего главного наставника. Став после смерти своих родителей  странствующим врачом - периодевтом (в их обязанности в частности  входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой  Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике". С  особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.

Вообще вопрос о  том, какие труды оставил после  себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно традициям того времени  врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались  анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен  много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света  свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались  в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч  свитков было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они  были безымянными: история не сохранила  ни одного подлинника, в котором  было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э. медицинские рукописи были объединены в "Гиппократов сборник". Таким  образом александрийские ученые сохранили для потомков сочинения  Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III века до н. э.

У Гиппократа было два  сына Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его непосредственным руководством и влиянием. Часть работ "Гиппократова сборника" написана ими.

Гиппократ скончался  по одним источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет. Похоронен в  Лариссе Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё  во II в н. э. показывали путешественникам. 

2. Деонтологические  принципы Гиппократа 

Велики заслуги  Гиппократа в становлении деонтологических принципах зарождающейся научной  медицины. После смерти ученого прошло более 23 веков, и если о специальных  работах великого грека, к сожалению, знают не многие врачи, то о принципах  клятвы Гиппократа, например, знает  почти всё население. В период становления научной медицины "клятва" явилась своеобразным уставом нового поколения врачей, порвавших связи  с храмовой медициной жрецов. Но одновременно она объединяла врачей того времени в борьбе со знахарями, лжеврачами, шарлатанами. Положение  этой "клятвы": "... направлять режим  больных к их выгоде сообразно  с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого  вреда и несправедливости" остаётся незыблемым в настоящее время.  

В наш век, когда  раздаются голоса о дегуманизации  медицины, особенно актуально звучат слова "клятвы" о врачебной  тайне: "Чтобы при лечении - а  также без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни  людской из того, что не следует  когда-либо разглашать, я умолчу о  том, считая подобные вещи тайной". Этой же проблеме посвящены такие работы Гиппократа, как "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставление". В статье "Закон", выступая против посредственности в  медицине, он писал о врачах, что "по званию их много, на деле же - как  нельзя менее". В работе "О враче", указывая на необходимость аргументированности, обоснованности суждений врача у  постели больного отмечал, что "... поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывает весьма полезны, презираются".  

Говоря о необходимости  профессиональной подготовки хирурга  и вреде невежд в этой области, великий ученый писал: "А стыдно через операцию не достигнуть того, чего желаешь". В подготовке хирурга  он основное внимание уделял не технической  стороне проведения операции, а диагностическому процессу в деятельности врача. "Только тот кто будет иметь знания признаков правильно приступит  к хирургии". 

В работе "О благоприличном поведении" Гиппократ говорит  не только о правилах поведения врача  в обществе, но и о положении  медицины в системе других наук и  связи медицины с философией. "Ведь врач философ равен богу. Да и  немного в самом деле различия между мудростью и медициной  и всё, что ищется для мудрости всё это есть и в медицине, а  именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для  жизни, отвращение к пороку, отрицание  суеверного страха перед богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной  профессии, против непомерной жажды  приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства..." 

Долгое время идёт полемика (продолжается она и сейчас): к чему относится врачевание, к  науке или искусству? Со всей определенностью  уже тогда отметил, что врачевание может стать действительно искусством после длительной, целенаправленной, постоянной учебы и кропотливой  работы. "Поэтому должно вообще стоять на том, что действительно происходит, и заниматься этими делами немалое  время, если кто хочет приобрести себе эту легкую и безошибочную способность, которую мы зовём врачебным искусством. Ведь она принесёт величайшую пользу, как больным, так и тем, которые  занимаются с ними. И не нужно  стесняться разузнавать от простых  людей, если что покажется полезным для удобства лечения, ибо я думаю, что всё искусство в целом  так было обнаружено, что наблюдался конец в каждом отдельном случае и всё было сведено к одному и тому же выводу. Поэтому должно обращать внимание на случайные обстоятельства, которые встречаются на каждом шагу, и делать дело с пользою и тактом, а не с предвозвещанием и аналогиями во время самого действия". 

В наставлениях для  врачей Гиппократ высказался и за необходимость коллегиальных решений  вопросов диагноза и лечения затруднительных  случаев. Он писал, что нет ничего постыдного в том, что врач испытывающий затруднение в диагностике и  лечении просит созвать консилиум. Словно к грядущим поколениям обращены его слова: "Я с клятвою заверяю, что никогда осуждение врача, должно возбуждать зависти другого, это значило бы показать свою слабость...".  

Важное место в  сочинениях Гиппократа отводится научной  работе врача. Он начисто отвергает  дилетантский подход к возможности  научных открытий и утверждает значение исторического изучения того или  иного вопроса. "А мне кажется, что стремление и задача знания состоит  в том, чтобы находить нечто ещё  не найденное, то именно, что будучи открытым, много лучше неоткрытого, а также точно доводить, до конца  сделанное наполовину". И далее: "...в медицине уже с давнего  времени всё имеется в наличии, в ней найдены и начало, и  метод при посредстве которых  в продолжении долгого времени  многое и прекрасное открыто, и остальное  вслед за этими будет открыто, если кто-нибудь, будучи основательно подготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого к исследованию. Напротив, тот, кто, отвергший и презревший всё это, приступает к новому пути или способу искания и утверждает, что он открыл нечто, как сам обманывается, так и других обманывает, да и  в самом деле это невозможно". 

Ещё совсем недавно  в период переломных моментов развития медицины, когда собственный фактический  материал не мог быть объяснён господствующими  теориями медицины, а передовые достижения не осваивались по субъективным или  объективным причинам, пессимисты от медицины провозгласили лозунг: "Назад  к Гиппократу". Нельзя признать и  лозунг оптимистов: "Вперёд с Гиппократом". Не ценить интеллект, не признавать и  не использовать достижения отдельных  личностей - ошибка, дорого обходящаяся  обществу, но обожествлять какую-либо личность в любой отрасли человеческих знаний не менее вредно, ибо это задерживает поступательное развитие общества, обязывает его на застой. Поэтому мы с полным основанием можем сказать, что достижения прошлых поколений могут и должны быть лучом, направленным в грядущее. 

3. Принцип "не  навреди" (модель  Гиппократа) 

Более 25 веков в  европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные  морально-этические принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие многовековое существование мировой медицины. Возможно ли в этом многообразии вычленить  подходы, имеющие непреходящее значение для современного врача? Если мы обозначим  все многообразие врачебного нравственного  опыта понятием "биомедицинская этика", то обнаружим, что сегодня  она существует в четырех формах или моделях: модели Гиппократа, модели Парацельса, деонтологической модели и в виде биоэтики, которая в  свою очередь представлена двумя  формами - либеральной и консервативной. Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление и выработку тех  моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики. 

Исторически первой формой врачебной этики были моральные  принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), изложенные им в "Клятве", а также в книгах "О законе", "О врачах" и др. Гиппократа называют "отцом медицины". Эта  характеристика не случайна. Она фиксирует  рождение профессиональной врачебной  этики.  

В древних культурах - вавилонской, египетской, иудейской, персидской, индийской, греческой - способность  человека врачевать свидетельствовала  о его "божественной" избранности  и определяла элитное, как правило, жреческое положение в обществе.  

Например, первые вавилонские  врачи были жрецами, и основными  средствами лечения были обряды и  магия. Первый египетский целитель Имхотеп (2830 г. до н.э.) - жрец, который впоследствии был обожествлен, и храм в его  честь в Мемфисе был одновременно и госпиталем, и медицинской школой. Медицинская практика была исключительным правом магов Персии и брахманов  Древней Индии. Исследователи предполагают, что отец Гиппократа был одним  из жрецов Асклепия - бога медицины в  древнегреческой цивилизации.  

Становление греческой  светской медицины было связано не только с влиянием рационального  знания и накоплением опыта врачевания, но и с принципами демократической  жизни городов-государств Древней  Греции. Освященные и необсуждаемые  права врачующих жрецов постепенно, но неизбежно сменялись моральными профессиональными гарантиями и  обязательствами лекарей перед  пациентами. Так, в Клятве Гиппократа были впервые сформулированы и выписаны обязанности врача перед больными, перед своими коллегами по ремеслу.  

Гиппократ писал: "Клянусь  Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и  богинями, беря их в свидетели, исполнять  честно, соответственно моим силам  и моему разумению, следующую  присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним достатками и в  случае надобности помогать ему в  его нуждах; его потомство считать  своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без  всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в  учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным  обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я  направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и  моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у  меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно  так же я не вручу никакой женщине  абортивного пессария. Чисто и  непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство. Я ни в  коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.  

Что бы при лечении - а также и без лечения - я  ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я  умолчу о том, считая подобные вещи тайной."  

Практическое отношение  врача к больному и здоровому  человеку, изначально ориентированное  на заботу, помощь, поддержку, безусловно является основной чертой профессиональной врачебной этики. То, что впоследствии, в христианской морали, станет идеальной  нормой отношения человека к человеку - "люби ближнего своего как самого себя", "любите врагов ваших" (Мф. 5,44) - в профессиональной врачебной  этике является реальным критерием  и для выбора профессии, и для  определения меры врачебного искусства.  

Информация о работе Клятва Гиппократа