Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 22:12, реферат
Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э. медицинские рукописи были объединены в "Гиппократов сборник". Таким образом александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III века до н. э.
1. Введени
2. Деонтологические принципы Гиппократа
3. Принцип "не навреди"
4. Клятва Гиппократа
Соддержание:
1. Введени
2. Деонтологические принципы Гиппократа
3. Принцип "не навреди"
4.
Клятва Гиппократа
Введение
Гиппократ родился в 460 году до н. э. и жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Один из основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречён отцом медицины.
Родился он в городе
Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа
происходил из рода асклепиадов (врачей).
Он же и был первым учителем Гиппократа
в области медицины. Но Гиппократ
не ограничился знаниями, приобретёнными
у своего главного наставника. Став
после смерти своих родителей
странствующим врачом - периодевтом
(в их обязанности в частности
входило лечение бедного
Вообще вопрос о
том, какие труды оставил после
себя Гиппократ, до сих пор окончательно
не решён. Согласно традициям того времени
врачи не подписывали своих сочинений,
и все они со временем оказались
анонимными. Первый сборник трудов
древнегреческих врачей был составлен
много лет спустя после смерти
Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом
александрийском хранилище
У Гиппократа было два сына Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его непосредственным руководством и влиянием. Часть работ "Гиппократова сборника" написана ими.
Гиппократ скончался
по одним источникам в возрасте 83,
а по другим - 104 лет. Похоронен в
Лариссе Фессалийской. Местные жители
очень чтили его могилу и ещё
во II в н. э. показывали путешественникам.
2.
Деонтологические
принципы Гиппократа
Велики заслуги
Гиппократа в становлении деонтологических
принципах зарождающейся
В наш век, когда
раздаются голоса о дегуманизации
медицины, особенно актуально звучат
слова "клятвы" о врачебной
тайне: "Чтобы при лечении - а
также без лечения - я не увидел
или не услышал касательно жизни
людской из того, что не следует
когда-либо разглашать, я умолчу о
том, считая подобные вещи тайной". Этой
же проблеме посвящены такие работы
Гиппократа, как "Закон", "О враче",
"О благоприличном поведении",
"Наставление". В статье "Закон",
выступая против посредственности в
медицине, он писал о врачах, что
"по званию их много, на деле же - как
нельзя менее". В работе "О враче",
указывая на необходимость
Говоря о необходимости
профессиональной подготовки хирурга
и вреде невежд в этой области,
великий ученый писал: "А стыдно
через операцию не достигнуть того,
чего желаешь". В подготовке хирурга
он основное внимание уделял не технической
стороне проведения операции, а диагностическому
процессу в деятельности врача. "Только
тот кто будет иметь знания
признаков правильно приступит
к хирургии".
В работе "О благоприличном
поведении" Гиппократ говорит
не только о правилах поведения врача
в обществе, но и о положении
медицины в системе других наук и
связи медицины с философией. "Ведь
врач философ равен богу. Да и
немного в самом деле различия
между мудростью и медициной
и всё, что ищется для мудрости
всё это есть и в медицине, а
именно: презрение к деньгам, совестливость,
скромность, простота в одежде, уважение,
суждение, решительность, опрятность,
изобилие мыслей, знание всего того,
что полезно и необходимо для
жизни, отвращение к пороку, отрицание
суеверного страха перед богами, божественное
превосходство. То, что они имеют,
они имеют против невоздержанности,
против корыстолюбивой и грязной
профессии, против непомерной жажды
приобретения, против алчности, против
хищения, против бесстыдства..."
Долгое время идёт
полемика (продолжается она и сейчас):
к чему относится врачевание, к
науке или искусству? Со всей определенностью
уже тогда отметил, что врачевание
может стать действительно
В наставлениях для
врачей Гиппократ высказался и за
необходимость коллегиальных
Важное место в
сочинениях Гиппократа отводится научной
работе врача. Он начисто отвергает
дилетантский подход к возможности
научных открытий и утверждает значение
исторического изучения того или
иного вопроса. "А мне кажется,
что стремление и задача знания состоит
в том, чтобы находить нечто ещё
не найденное, то именно, что будучи
открытым, много лучше неоткрытого,
а также точно доводить, до конца
сделанное наполовину". И далее:
"...в медицине уже с давнего
времени всё имеется в наличии,
в ней найдены и начало, и
метод при посредстве которых
в продолжении долгого времени
многое и прекрасное открыто, и остальное
вслед за этими будет открыто,
если кто-нибудь, будучи основательно
подготовленным и зная уже открытое,
устремится, исходя из этого к исследованию.
Напротив, тот, кто, отвергший и презревший
всё это, приступает к новому пути
или способу искания и
Ещё совсем недавно
в период переломных моментов развития
медицины, когда собственный фактический
материал не мог быть объяснён господствующими
теориями медицины, а передовые достижения
не осваивались по субъективным или
объективным причинам, пессимисты от
медицины провозгласили лозунг: "Назад
к Гиппократу". Нельзя признать и
лозунг оптимистов: "Вперёд с Гиппократом".
Не ценить интеллект, не признавать и
не использовать достижения отдельных
личностей - ошибка, дорого обходящаяся
обществу, но обожествлять какую-либо
личность в любой отрасли человеческих
знаний не менее вредно, ибо это задерживает
поступательное развитие общества, обязывает
его на застой. Поэтому мы с полным основанием
можем сказать, что достижения прошлых
поколений могут и должны быть лучом, направленным
в грядущее.
3.
Принцип "не
навреди" (модель
Гиппократа)
Более 25 веков в
европейской культуре формировались,
сменяли друг друга различные
морально-этические принципы, правила,
рекомендации, сопровождавшие многовековое
существование мировой
Исторически первой
формой врачебной этики были моральные
принципы врачевания Гиппократа (460-377
гг. до н.э.), изложенные им в "Клятве",
а также в книгах "О законе",
"О врачах" и др. Гиппократа
называют "отцом медицины". Эта
характеристика не случайна. Она фиксирует
рождение профессиональной врачебной
этики.
В древних культурах
- вавилонской, египетской, иудейской,
персидской, индийской, греческой - способность
человека врачевать свидетельствовала
о его "божественной" избранности
и определяла элитное, как правило,
жреческое положение в
Например, первые вавилонские
врачи были жрецами, и основными
средствами лечения были обряды и
магия. Первый египетский целитель Имхотеп
(2830 г. до н.э.) - жрец, который впоследствии
был обожествлен, и храм в его
честь в Мемфисе был
Становление греческой
светской медицины было связано не
только с влиянием рационального
знания и накоплением опыта
Гиппократ писал: "Клянусь
Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией
и Панакеей и всеми богами и
богинями, беря их в свидетели, исполнять
честно, соответственно моим силам
и моему разумению, следующую
присягу и письменное обязательство:
считать научившего меня врачебному
искусству наравне с
Что бы при лечении
- а также и без лечения - я
ни увидел или ни услышал касательно
жизни людской из того, что не
следует когда-либо разглашать, я
умолчу о том, считая подобные вещи
тайной."
Практическое отношение
врача к больному и здоровому
человеку, изначально ориентированное
на заботу, помощь, поддержку, безусловно
является основной чертой профессиональной
врачебной этики. То, что впоследствии,
в христианской морали, станет идеальной
нормой отношения человека к человеку
- "люби ближнего своего как самого
себя", "любите врагов ваших" (Мф.
5,44) - в профессиональной врачебной
этике является реальным критерием
и для выбора профессии, и для
определения меры врачебного искусства.