Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 02:34, реферат
Часть первая.
О Боге.
Причина самого себя - то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представлена не иначе как существующей.
Конечная вещь – вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы.
Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя.
Государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Красноярский
государственный медицинский
Кафедра философии и социально-
Конспект: Бенедикт Спиноза
«Этика, доказанная в геометрическом порядке»
СПб, 1994г.
| ||
Выполнила: Будаева Т. О.
студентка 201 группы
фармацевтического факультета
Проверил: Доцент Филимонов
Владимир Васильевич
Часть первая.
О Боге.
Причина самого себя - то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представлена не иначе как существующей.
Конечная вещь – вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы.
Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя.
Атрибут – то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.
Модус – состояние субстанции, т. е. то, что существует в другом и представляется через это другое.
Бог – существо абсолютно бесконечное, т. е. субстанция , состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.
Свободная вещь – вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию сама собой.
Необходимая (принужденная) вещь – вещь, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.
Положение 11:
Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, каждый из которых выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует.
Положение 14:
Кроме бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема.
Положение 15:
Все, что только существует, существует в боге. Без бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо.
Схолил. Телесная субстанция, поскольку она субстанция не может быть делима.
Материя повсюду одна и та же и части ее различаются только модально, а не реально.
Вне бога не может быть никакой субстанции.
Все, что существует в боге, и все, что происходит, происходит по одним только законам бесконечной природы бога и вытекает из необходимости его сущности.
Положение 17:
Бог действует единственно по законам своей природы и без чьего-либо принуждения.
Схолил. В природе бога не имеют место ни ум, ни воля.
Ум бога, поскольку он понимается составляющим его сущность, на самом деле есть причина вещей, как по отношению к их существованию, так и по отношению к их сущности.
Положение 18:
Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне.
Положение 19:
Бог, иными словами все атрибуты бога, вечны.
Положение 20:
Существование бога и сущность его одно и то же.
Положение 24:
Сущность вещей, произведенных богом, не заключает в себе существования.
Положение25:
Бог составляет производящую причину не только существования вещей, но и сущности их.
Королларий. Отдельные вещи составляют состояния или модусы атрибутов бога.
Положение 26:
Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо определена, таким образом, богом, а не определенная богом сама себя определить к действию не может.
Схолил. Бог есть абсолютно первая причина вещей, непосредственно произведенных им.
Положение 29:
В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы.
Королларий 1. Бог не действует по свободе воли. 2. Воля и ум относятся к природе бога точно так же как движение и покой и вообще все естественное, что (по т.29) к существованию и действию по определенному образу должно определяться богом.
Положение 30:
Вещи не могли быть произведены богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены.
Схолил 2. Бог раньше своих постановлений не существовал и без них существовать не может.
Бог необходимо существует; он един; он существует и действует по одной только необходимости своей природы; он составляет причину всех вещей, все существует в боге и таким образом зависит от него; все предопределено богом из его абсолютной природы, бесконечного его могущества.
Часть вторая.
О природе и происхождении души.
Сущность вещи – то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено.
Идея – понятие, образуемое душой в силу того, что она есть вещь мыслящая.
Слово «понятие» выражает действие души.
Адекватная идея – та, которая имеет все свойства или признаки внутренней идеи.
Длительность – есть неопределенная неопределенность существования.
Реальность = совершенство.
Отдельные вещи – конечные вещи, имеющие ограниченное существование.
Положение 1:
Мышление составляет атрибут бога, иными словами бог есть вещь мыслящая.
Королларий. Человеческая душа есть часть бесконечного разума бога.
Положение 13:
Объектом идеи, составляющей человеческую душу, служит тело, то есть единство тела и души.
Схолил. Чем какое-либо тело способнее других к большему числу одновременных действий или страданий, тем душа его способнее других к одновременному восприятию большего числа вещей: чем более действия какого-либо тела зависят только от него самого и чем менее другие тела принимают участие в его действиях, тем способнее душа его к отчетливому пониманию.
Тело человеческое слагается из очень многих индивидуумов (различной природы), из которых каждый весьма сложен.
Положение 14:
Человеческая душа способна
к восприятию весьма много и тем
способнее, чем в большее число
различных состояний может
Королларий. 1. Душа человеческая воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел. 2. Идеи, которые мы имеем о внешних телах. Более относятся к состоянию нашего тела, чем к природе тел внешних.
Положение 18:
Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других.
Схолил. Память есть не что иное, как сцепление идей, заключающих в себе природу вещей, находящихся вне человеческого тела, происходящее в душе сообразно с порядком и сцеплением человеческого тела.
Положение 19:
Человеческая душа сознает тело человеческое и знает о его существовании только через идеи о состояниях, испытываемых телом.
Схолил. Идея души и сама душа составляют одну и ту же вещь, представляемую под одним и тем же атрибутом, именно атрибутом мышления.
Идея души, то есть идея идеи, есть не что иное, как форма идеи.
: раз кто-нибудь что-нибудь знает, он тем самым знает, что он это знает и т.д.
Положение 22:
Человеческая душа воспринимает не только состояния тела, но также и идеи от этих состояний.
Положение 32:
Все идеи, поскольку они относятся к богу, истинны.
Схолил 2. Мы многое постигаем и образуем всеобщие понятия:
1) и 2) есть познание первого рода, мнение или воображение.
Третий род познания – интуитивное знание. Этот род познания ведет от интуитивной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов бога к адекватному познанию сущности вещей.
Положение 41:
Познание первого рода есть единственная причина ложности, познание же второго и третьего рода необходимо истинно.
Часть третья.
О происхождении и природе
Аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний.
Если, т. о., мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то аффект состояние активное, в противном случае – пассивное.
Положение 2:
Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому.
Схолил. Само тело в силу одних только законов своей природы способно ко многому, от чего приходит в изменение его душа.
Опыт более чем достаточно учит. Что язык всего менее находится во власти людей и, что они всего менее способны умерять свои страсти; всего менее мы свободны в том, к чему стремимся с великой страстью.
Положение 56:
Существует столько же видов удовольствия, неудовольствия и желания, а следовательно и всех аффектов, слагающихся из них (каково душевное колебание) или от них производных (каковы любовь, надежда, страх и т.д.), сколько существует видов тех объектов, со стороны которых мы подвергаемся аффектам.
Схолил. Главнейшие аффекты и душевные колебания происходят из сложения трех начальных аффектов, именно желания, удовольствия (радости) и неудовольствия (печали).
Определение аффектов.
Желание есть самая сущность человека, поскольку она представляется определенной к какому-либо действию каким-либо данным ее состоянием.
Удовольствие есть переход человека от меньшего совершенства к большему.
Любовь есть удовольствие, сопровождаемое идей внешней причины.
Ненависть есть неудовольствие, сопровождаемое идей внешней причины.
Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
Чревоугодие есть неумеренное желание или любовь к пиршествам.
Общее определение аффектов:
Аффект, называемый страстью души, есть смутная идея, в которой душа утверждает большую или меньшую, чем прежде, силу существования своего тела или какой-либо его части и которой сама душа определяется к мышлению одного преимущественно перед другим.
Часть четвертая.
О человеческом рабстве или о силе аффектов.
Рабство – человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов.
Одна и та же вещь может быть и хорошей и дурной, равно как и безразличной.
Добро – то, что, как мы, наверное, знаем, для нас полезно.
Зло – то, что, как мы, наверное, знаем, препятствует нам обладать каким-либо добром.
Положение 7:
Аффект может быть ограничен или уничтожен только противоположным и более сильным аффектом, чем аффект, подлежащий укрощению.
Положение 18:
Схолил. Т.к. разум не требует ничего противного природе, то он требует, следовательно, чтобы каждый любил самого себя, искал для себя полезного, что действительно полезно, и стремился ко всему тому, что действительно ведет человека к большему совершенству.
Для человека нет ничего полезнее человека.
Положение 26:
Все, к чему мы стремимся вследствие разума, есть не что иное, как познание; и душа, поскольку она руководствуется разумом, считает полезным для себя только то, что ведет к познанию.
Положение 35:
Схолил. Человек человеку бог, однако, редко бывает, чтобы люди жили по руководству разума; напротив, все у них сложилось таким образом, что они большей частью бывают, ненавистны и тягостны друг для друга.
Схолил 2 каждый существует по высшему праву природы, и, следовательно, каждый по высшему праву природы делает то, что вытекает из необходимости его природы. А потому каждый по высшему праву природы судит о том, что хорошо и что дурно, по-своему заботится о собственной пользе, мстит за себя и стремиться сохранить то, что любит и уничтожить то, что ненавидит. Если бы люди жили по руководству разума, то каждый обладал бы этим своим правом без всякого ущерба для других. Но так как люди подвержены аффектам, то часто они влекутся в разные стороны и бывают, противны друг другу, нуждаясь между тем во взаимной помощи. Поэтому, для того, чтобы люди могли жить согласно и служить друг другу, но помощь, необходимо, чтобы они поступились своим естественным нравом и обязались друг другу не делать ничего, что может служить во вред другому.
Информация о работе Конспект: Бенедикт Спиноза «Этика, доказанная в геометрическом порядке»