Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 02:34, реферат
Часть первая.
О Боге.
Причина самого себя - то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представлена не иначе как существующей.
Конечная вещь – вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы.
Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя.
Общество, зиждущееся на законах и власти самосохранения, называется государством, а люди, находящиеся под защитой его права, - гражданами.
Положение 45:
Ненависть никогда не может быть хороша.
Положение 46:
Живущий по руководству разума стремится, насколько возможно, воздавать другому за его ненависть, гнев, презрение к себе и т. д., напротив, любовью или великодушием.
Самое полезное в жизни – совершенствовать свое понимание и разум, и в этом одном состоит высшее счастье или блаженство человека.
Часть пятая.
О могуществе разума или о человеческой свободе.
Положение 3:
Аффект, составляющий пассивное состояние, перестает быть им, как скоро мы образуем ясную и отчетливую идею его.
Положение 6:
Поскольку душа познает вещи как необходимые, оно имеет тем большую власть над аффектами, иными словами, тем менее страдает от них.
Положение 23:
Душа человеческая не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное.
Положение 34:
Душа подвержена аффектам,
относящимся к пассивным
Королларий. Отсюда следует, что кроме познавательной любви к богу, ни какая другая любовь не вечна.
Положение 39:
Имеющий тело, способное к весьма многим действиям, имеет душу, наибольшая часть которой вечна.
Положение 40:
Королларий. Та часть души, которая остается, какова бы ни была она по своей величине, совершеннее другой части. Ибо вечная часть души (по т.23 и т.29) есть разум, в силу одного которого мы называемся действующими (по т.3 ч.3); та же часть, которая, как мы показали, погибает, есть воображение (по т.21), благодаря которому мы называемся страдательными.
Положение 41:
Схоллил. Если бы в людях не жили надежда и страх, если бы, наоборот, они верили, что души погибают вместе с телом и что для несчастных, сокрушенных бременем уважения к общему благу, нет другой жизни, они стали бы жить по своему нраву и предпочли действовать во всем под влиянием страсти и повиноваться скорее счастью, чем самим себе.
Положение 42:
Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель; и мы наслаждаемся им не потому, что обуздываем свои страсти, но, наоборот, вследствие того, что мы наслаждаемся им, мы в состоянии обуздывать свои страсти.
Информация о работе Конспект: Бенедикт Спиноза «Этика, доказанная в геометрическом порядке»