Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:38, контрольная работа
После 1917 г. Ш. по предложению Луначарского включается в работу по созданию советской школы, не оставляя идею детского сообщества. В 1919г. им создается Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса с двумя отделениями: сельским (Калужская губерния) и городским (Москва). Первое располагалось в большом районе с 30 селениями, где в 20-е г. открывается 4 детских сада и 13 школ и одна школа 2 ступени, получившая название «Бодрая жизнь». В городском отделении действовал детский сад, средняя опытно-показательная школа, библиотека, постоянная педагогическая выставка. В структуру «Станции» входил педтехникум, готовивший учителей.
Задание 1- конспект научно-педагогической работы С.Т. Шацкого «Школа для детей или дети для школы»………………………………....3
Задание 2 - реферативная работа на тему: «Педагогические воззрения Дж. Локка»……………………………………………………………….....8
Задание 3 - прокомментируйте тезис Э. Торндайка……………………30
“Однако самый простой
и лёгкий и вместе с тем
самый эффективный способ
В “Мыслях о воспитании”
Локк даёт некоторые
Как мы видим, многие
положения теории Локка были
актуальны и прогрессивны не
только в прошлом. И на
Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка.
Большое внимание в
педагогике Локка уделялось
Требования времени опять-таки, как в зеркале, отразились в педагогической системе Локка. “Насколько здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья, и насколько каждому кто желает играть какую-либо роль в мире нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и усталость, слишком ясно, чтобы требовались какие-либо доказательства ”(№3).
Показательно в этом
отношении и требование Локка
в отношении постели. ”Постель
ребёнка должна быть жёсткой
и стёганое одеяло лучше
К этому же пункту, на мой взгляд, можно отнести также требования Локка в отношении пищи ребёнка. ”Что касается пищи, то она должна быть совсем обыкновенной и простой. На завтрак и ужин очень полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и целый ряд блюд, которые принято готовить в Англии; нужно только заботиться о том, чтобы все эти блюда были просты, без обильных примесей и очень мало приправлены сахаром, а ещё лучше совсем без него. Особенно же тщательно следует избегать всяких пряностей и других вещей, которые могут горячить кровь. Следует также умеренно солить их пищу и не приучать их к сильно приправленным блюдам”(№13,14). Из этих наставлений следует, что Локк хотел, чтобы ребёнок в будущем был неприхотлив в еде, и отсутствие пряностей или изысканного блюда не отражалось бы на его самочувствии и воспринималось им как должное.
Этот пункт, как
и все остальные выше
Локк также много говорил о пользе ремесла. Ремесло, по его мнению, было важным составляющим воспитания. Благодаря ремеслу юноша развивался физически, а также занимал своё свободное время, что ограждало молодого человека от дурных влияний. Однако этот аспект воспитания не носит явной ориентации на будущую жизнь воспитанника, он скорее выступает в качестве хобби, которое должно благотворно влиять на будущего джентльмена. Введение элемента хобби в педагогическую систему, на мой взгляд, значительно модернизирует её, так как увлечённый чем-то ребёнок действительно гораздо труднее поддаётся дурным влияниям, чем ничем не заинтересованный человек.
Не могу не упомянуть о том, что в нашей стране этот аспект стал чрезвычайно важным, когда с разрушением организованного досуга молодёжи возросла преступность среди несовершеннолетних. А, следовательно, опять же хочу подчеркнуть, что многие положения педагогической системы Локка актуальны и сегодня.
Дисциплина.
Следующий аспект педагогической системы Локка, которую я хотел бы затронуть – это дисциплина. Локк придавал ей большое значение. “С раннего возраста молодого человека следует приучать к дисциплине, так как с возрастом маленькие пороки вырастают в большие, а затем родители жалуются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус”(№38).
Родители должны приучать своё дитя к послушанию. ”Итак, кто ставит своею целью всегда управлять своими детьми, тот должен начинать это, пока те ещё очень малы, и следить за тем, чтобы они полностью подчинялись воле своих родителей”(№40). ”Страх и почтительность должны дать вам первую власть над их душами, а любовь и дружба должны закрепить её ”(№42). Однако, несмотря на столь суровые, на первый взгляд методы воспитания, Локк был против побоев. “Этот метод исправления естественно порождает в ребёнке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить”(№49). Как мы видим, послушание юного джентльмена воле родителей играет у Локка очень важную роль. Однако подобный подход может толковаться двояко. С одной стороны, нет никаких сомнений в том, что надо слушаться родителей, ведь они, как правило, желают только лучшего, но бывает и так, что родители часто не учитывают желаний самого ребёнка, давая ему то, что, по их мнению, ребёнок знать и уметь, а не то, что ему действительно нужно и интересно. И получается так, что интересы ребёнка мало учитываются или не учитываются вовсе. Воспитание получается, по сути, односторонним. Подобный авторитарный стиль, на мой взгляд, логически вытекает из понятия tabula rasa, где ребёнок рассматривается как пассивная, но способная к восприятию среда.
Ребёнок выступает
в роли своеобразной “губки”,
которую нужно “пропитать”
Если мы вспомним
Средние века, то розга была
обычным предметом в классной
комнате. Да и много позже
во многих школах физические
наказания детей были в
Домашнее обучение.
Следующим аспектом педагогической системы Локка, на который я бы хотел обратить внимание, является то, что юноша должен был получать образование дома, быть с самого раннего детства под присмотром одного единственного воспитателя, который, по сути дела, становился практически членом семьи.
Вот, что говорит Локк об учёбе в школе: ”Я не могу спокойно думать о том, что молодого джентльмена считают необходимым втолкнуть в общее стадо и затем погонять его розгой и плёткой из класса в класс, как бы сквозь строй, чтобы он приобрёл “интеллектуальную культуру”(№147). Что ж на тот период времени подобный подход являлся обоснованным. Школа той эпохи не сколько развивала, сколько подавляла и уничтожала у ребёнка тягу к знаниям, стремление к учёбе. Действительно, как уже упоминалось выше, система образования была схоластической, а розга свободно гуляла по спинам воспитанников. При таком подходе к образованию, вместо умного, энергичного и любознательного человека, мы получали забитого и равнодушного индивида, обладающего ворохом ненужных, зазубренных аксиом. Возможно, что это и подходило для Средневековья, с его идеологией подавления всяческих свобод и инакомыслия, однако в Новом времени подобная система уже не удовлетворяла запросов общества, а потому Локк настоятельно рекомендовал родителям воспитывать своих детей дома. Однако не только устаревшая система образования не устраивала Локка. Он считал, что в школе толпа дурно воспитанных детей, “стадо”, будет плохо влиять на молодого джентльмена.
Проблему домашнего
образования можно толковать
двояко. С одной стороны, роль
воспитания значительно
В итоге получаются
идеальные условия для
Однако данный подход
обладает также рядом минусов.
Во-первых, эффект новизны какого-либо
порока, встреченного молодым
Требования к учителю. Образование народа.
Если воспитание проводилось
дома и осуществлялось лишь
одним учителем, то, следовательно,
и требования, предъявляемые к
преподавателю, были
Следовательно, воспитатель должен был также быть тонким психологом и уметь выявлять и развивать способности и наклонности ребёнка. Как мы можем видеть, требования достаточно жёсткие и я не думаю, что нашлось бы много учителей, соответствовавших требованиям Локка. В этом, на мой взгляд, и заключается главный минус педагогической системы Локка.
Хорошее и качественное образование смогут получать лишь единицы избранных, остальные либо не будут получать его вовсе, либо будут вынуждены пользоваться услугами мошенников, выдающих себя за “учёных”. Педагогическая система Локка ориентирована на небольшой круг богатой верхушки, тех, кто сможет позволить себе индивидуального учителя, обладающего всеми выше перечисленными качествами.
Подобный подход опять-таки отразил эпоху Локка. В те дни образование могли получать лишь избранные, о народе в то время мало заботились. Простые люди в лучшем случае обучались лишь элементарному знанию письма и чтения, но буржуазная революция привела к тому, что обществу в больших количествах потребовались промышленные рабочие. Эта проблема отразилась и в педагогике Локка. К вопросу о социальном значении детского труда Д. Локк обратился в составленной им записке к проекту закона о бедных “Рабочие школы” (1696). В этой записке Локк предлагал создавать в каждой общине воспитательные учреждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода соединение дошкольных учреждений и элементарных школ. Обучаясь здесь началам ремёсел, распространённых в данной местности, дети должны были приучаться к трудолюбию и благонравному поведению и заодно возмещать издержки своего содержания. Этот составленный Локком документ не был принят, предложение об учреждении в каждой общине школы для неимущих было по тому времени смелым: закон о начальном обучении всех детей появился в Англии лишь в последней трети 19 в.