Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:32, контрольная работа
Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Именно в античной философии вырабатывается стиль философствования и проблематика, определившие дальнейшее развитие философии на европейском континенте. Философия античного мира выросла из мифологии и эпоса греков, что отразилось на ее развитии.
1. Общая характеристика и особенности развития античной философии 3
2.Философские взгляды Августина Блаженного и Фомы Аквинского 6
3. Дайте развернутое определение понятиям: «врожденные идеи», гносеология, дедукция, деизм, дуализм, индукция, монада, рационализм, сенсуализм, субстанция 9
4. Составьте сравнительную таблицу по теме «Материализм и идеализм как основные направления философии». Вопросы для сравнения составьте исходя из теоретического материала 14
5. Создайте образ современного человека. Подтвердите примерами характерные черты современного человека 16
Список используемой литературы 19
Содержание
Античная
философия являет собой последовательно
развивавшуюся философскую
Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Именно в античной философии вырабатывается стиль философствования и проблематика, определившие дальнейшее развитие философии на европейском континенте. Философия античного мира выросла из мифологии и эпоса греков, что отразилось на ее развитии.
В развитии античной философии выделяют три основных этапа.
«Первый этап охватывает VII-V вв. до н.э. Его называют натурфилософским, или ранней классикой. В центре внимания философов этого этапа стояли проблемы физики (природы), Космоса, Вселенной.
Второй этап охватывает V-IV вв. до н. э. и называют его периодом высокой классики. В этот период происходит антропологический поворот в греческой философии – четко обозначается тема человека в системе других проблем.
Третий этап в развитии античной философии (конец IV в. до н. э. – начало VI в. н. э.) именуется поздней классикой, или завершающим этапом античной философии. К нему, в свою очередь, относят периоды: эллинистической философии (IV-I вв. до н. э.), александрийской философии (I в. до н. э. – начало VI в. н. э.), древнеримской философии (II-VI вв.).
Для
этого этапа характерно не столько
выдвижение новых идей, сколько осмысление,
уточнение, комментирование идей и учений,
созданных мыслителями-предшественниками»
Кроме
того, если на двух первых этапах развития
понятие античной философии совпадает
с понятием древнегреческой философии,
то на третьем этапе к ним
Основные
характерные особенности
– наличие в ней значительного количества мифологических и эпических образов;
–
присутствие элементов
– наивный пантеизм, т. е. отождествление богов с силами природы;
– увязывание естественных процессов с моральной проблематикой и оценка их в категориях «добра», «зла», «справедливости», «блага» и проч.;
– поиски первоначала всего сущего, что в более поздний период в новоевропейской философии возникнет как проблема субстанции2.
Античная
философия выдвинула ряд
Выдвигались
идеи о принципиальной противоположности
формы «материи», о главных элементах,
стихиях космоса; тождестве и
противоположности бытия и
В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное с иррациональным в человеческом познании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом?
На эти вопросы давались различные, часто противоположные ответы (Сократ, Софисты: Горгий. Гиппий. Анитифонти др., Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур, Посидоний и др.).
Главная проблематика здесь – гносеологическая и моральная.
Выдвигались
идеи конструктивного космоса и
бытия, структуры материи, души, общества
как взаимопроникающие и
Проблема поиска рационального метода познания этих миров (Платон, Аристотель, их последователи).
Разумеется, здесь перечислены не все проблемы и идеи, как и не все философы, их выдвигавшие.
Основы религиозной философии заложены двумя мыслителями, которые имели для нее такое же значение, как Платон и Аристотель для античной философии.
Первый из них Августин Блаженный (354-430), признанный святым в католичестве.
Августин родился в Северной Африке и пришел к христианству через манихейство – религиозное учение, возникшее в Иране, скептицизм и неоплатонизм. Манихейство и в большей степени неоплатонизм отразились в философских произведениях Августина.
Августину
принадлежит обоснование
Важнейший вопрос, который пытался разрешить Августин, – о соотношении судьбы и свободной воли человека3.
Душа нематериальна, бессмертна, свободна в своих решениях. Волевым характеристикам человеческой души философ отдавал предпочтение перед рациональными. Отсюда выводилось неопровержимое первенство веры перед разумом (вера предшествует пониманию) и утверждался безоговорочный авторитет церкви как последней инстанции в утверждении любой истины. Ведь свобода воли, по Августину, не абсолютна. Она ограничена божественным изначальным решением, которым Бог одних избрал для спасения и наслаждения в будущей жизни, а других обрек на вечные пытки (в этом суть христианского учения о божественном предопределении). Подобным же образом Августин разграничил науку и мудрость. Наука подчинена мудрости, ибо она учит лишь умению пользоваться вещами, в то время как мудрость ориентирует на познание божественных дел и духовных объектов.
«Августин дал принципиально новое, линейное толкование времени в отличие от циклического его толкования, присущего античному мировоззрению. Понятие о времени как движении от прошлого к будущему, а не как постоянном повторении того, что уже когда-то было, стало основой формирования исторического сознания. Но для Августина история – это короткий промежуток между двумя «вечностями»: созданием мира Богом и «тысячелетним» Царством Божиим на Земле. Такое понимание времени было характерным для всей средневековой культуры»4.
Взгляды Августина Блаженного и его последователей стали основой средневековой философии, которая получила название схоластики.
Классическая схоластика основывается на приспособленном к потребностям христианской догматики аристотелизме. Систематизатором классической схоластики был Фома Аквинский (1225-1274).
Свою
теологически-философскую
В
этих произведениях Аквинский
При жизни Фомы Аквинского его философия не очень поддерживалась теологами. Общее признание и слава пришли к нему лишь после смерти, как и почетное звание «ангельский доктор», а в 1323 г. основателя томизма причислили к лику святых. Учение же Фомы фактически стало официальной философской доктриной католической церкви.
В центре томизма – учение о том, что Вселенная представляет собой иерархию ступеней бытия. Низшую ступень этой иерархии составляет природа, материя, высшую – Бог, абсолютное Божественное сознание, которое создает мир и руководит им. Конечной целью человеческой жизни является Бог. Но умом он не познается. Бог есть высочайшая истина, недоступная слабому человеческому разуму. Эта истина дается людям через посланные Богом «истины откровения». Однако «доказательства» бытия Бога можно найти путем осмысления «идей», заложенных Богом в естественном мире. На этих исходных основаниях Фома вводит концепцию двойной истины: есть «истины разума» и высшие истины – «истины откровения». Первые даются нам в науке и философии, вторые – через теологию, в частности через Святое письмо (Библию).
Таким образом, философия и теология не противоречат друг другу, потому что постигают разные миры – природу и Бога.
«Врожденные идеи» – представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (например, математические и логические аксиомы, моральные ценности). В настоящее время имеется тенденция рассматривать врожденные идеи как наследственно приобретенные.
Гносеология (греч. gnosis – познание) – один из важнейших разделов философии, изучающий взаимоотношения человека и мира в процессе познания, зафиксированное в теории как «субъект-объектное отношение». Основной круг гносеологических проблем: особенности субъекта и объекта познания; структура познавательного процесса: уровни, формы, методы; проблема истины; возможности и границы познавательной деятельности; виды познавательной деятельности, источники и цели познания и т.д.
Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. Общей формой дедукции является при этом силлогизм, посылки которого образует указанное общее положение, а выводы – соответствующее частное суждение. Дедукция, или дедуктивный метод, при меняется только в естественных науках, особенно в математике.
Противоположность дедукции является индукция.
Деизм (лат. Dens – бог) – одно из ключевых понятий европейского рационализма XVII-XVIII вв. К философам, в той или ной степени разделяющим позицию деизма, относятся Э. Г. Чербери, А. Коллинз, А. Шефтсбери, Дж. Толанд. Т. Гоббс, Г. Лейбниц, Р. Декарт, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, М.В. Ломоносов и др.
Сторонники деизма признают, что Бог сотворил мир, но скептически относятся к участию Бога в делах мира. Бог, с точки зрения деизма, сыграл роль перводвигателя, определил законы мира, после чего предоставил мир самому себе, поэтому процесс познания действительности не требует обращения к Богу, мир должен быть понят из него самого.
Дуализм – (лат. dualis – двойной) – философское учение, противоположное монизму, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал: духа и материи, идеального и материального.