Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:28, контрольная работа
Чувственное познание. Живое созерцание (впечатление), ощущение, восприятие, представление. Познавательный образ
Обычно выделяют две ступени познания: чувственную и мыслительную – хотя они неразрывно связаны между собой
Чувственное познание:
- основано на познавательных способностях человека, связанных с органами чувств. Слово «чувственный» многозначно, оно ассоциируется не только с ощущением, но и с чувством , как проявлением эмоций. Поэтому правильным было бы подразделять чувственное познание на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное. Мы будем говорить о чувственно-сенситивной способности или способности человека получать информацию об объектах с помощью органов чувств (конкретно-чувственное познание). Но при этом не будем забывать, что такое разделение весьма условно, что чувственное познание пронизано рациональным.
1.Структура познавательной способности человека.
2.Активность субъекта познания.
3.Антиномии чистого разума.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЕ
ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ
Кафедра
Философии и социологии
Проверил:
Челябинск 2012.
Тема 30. Теория познания И. Канта
1.Структура познавательной способности человека.
2.Активность субъекта познания.
3.Антиномии
чистого разума.
1.Структура познавательной способности человека.
1.Чувственное познание. Живое созерцание (впечатление), ощущение, восприятие, представление. Познавательный образ.
2.Мышление.
Левополушарное и
3.Материалистическая
концепция познания как
4.Воображение, фантазия.
5.Интуиция,
ее роль в познании.
1.Чувственное познание. Живое созерцание (впечатление), ощущение, восприятие, представление. Познавательный образ
Обычно выделяют две ступени познания: чувственную и мыслительную – хотя они неразрывно связаны между собой
Чувственное познание:
- основано на познавательных способностях человека, связанных с органами чувств. Слово «чувственный» многозначно, оно ассоциируется не только с ощущением, но и с чувством , как проявлением эмоций. Поэтому правильным было бы подразделять чувственное познание на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное. Мы будем говорить о чувственно-сенситивной способности или способности человека получать информацию об объектах с помощью органов чувств (конкретно-чувственное познание). Но при этом не будем забывать, что такое разделение весьма условно, что чувственное познание пронизано рациональным.
Чувственное
познание - это форма познания, связанная
с осмыслением чувственных
Выделяют четыре этапа чувственного познания: изначальное впечатление (живое созерцание), ощущение, восприятие, представление.
Первая встреча человека с явлениями окружающего мира – позволяет ему получить целостное, недифференцированное изначальное впечатление об интересующем объекте. Это впечатление может сохраниться, но может подвергаться изменению, уточнению, последующей дифференциации на элементарные ощущения.
Ощущения –элементарная дифференцированная форма чувственного познания, когда в первоначальном образе начинают выделять отдельные его качества (форму, цвет, вкус и пр.) Это один способ представления ощущений.
С материалистической точки зрения, наоборот, ощущение есть не дифференциация изначального впечатления, а оно первым возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной вещи, порождает материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое не свойственное самому предмету качество – его субъективный образ.
В любом случае через ощущения человек получает первичную дифференцированную информацию об объекте, о его отдельных свойствах.
В силу активной деятельности человеческого сознания, образы ощущения вновь подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия .
Восприятие – это целостный, чувственный образ предметов полученных посредством наблюдения. Восприятие существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, неразрывно связанная с другими познавательными действиями. Поэтому процесс восприятия носит активный и творческий характер. Целостные, чувственные образы восприятия в результате взаимодействия человека с окружающей средой, постепенно накапливаются в его сознании. Такое накопление осуществляется через память. Поэтому мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае образуется более сложная форма познания – представление.
Представление - это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.
Вопрос о чувственном познание и его формах не прост. Например, в философии уже давно замечено, что не все качества объективных предметов одинаковы в познавательном отношении. Все они могут быть подразделены на «первичные» и «вторичные». В истории философии эта проблема наиболее основательно была продумана Дж. Локком в его книге «Опыт о человеческом разуме» (1690г). Он полагал, что вещам присущи такие качества как форма, протяженность, плотность, число, движение, объем; они присущи вещам независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Это первичные качества.
Вторичные качества (цвета, звуки, вкусы) не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, выражающие в нас различные ощущения своими первичными качествами.
Например, мы считаем снег белым и холодным по ощущениям, которые он в нас вызывает. Но если глаза не будут видеть цвета, а рецепторы не будут воспринимать холода - все сведется к своим причинам – к объему, плотности, движению частиц. Об одном и том же предмете можно сказать, что он теплый и холодный (в разных ситуациях). Все это связано с тем, что между ощущением и самим предметом существует несколько промежуточных посредствующих звеньев, преломляющих воздействие от внешнего объекта. Ощущение, например цвета, появляется не в рецепторах, а в коре головного мозга. Ощущение может возникнуть и под воздействием воспоминания или образов, фантазий, благодаря логическим и ассоциативным связям.
Но подобное рассмотрение качеств Локком – было подвергнуто критике со стороны Дж. Беркли, который утверждал обратное: для человека как раз важны не абстрактные отвлеченные качества, а конкретный вкус вишни или белый цвет цветущей вишни с ее запахом, без которых данный предмет вовсе теряет свои свойства. Поэтому у Беркли первичными качествами считаются именно такие качества.
В
целом в философии выделялись
направления, которые придавали
чувственному познанию основополагающее
значение (сенсуализм, эмпиризм), и направления,
которые ставили это познание
на ступень ниже, после разумного познания
(рационализм).
2.Мышление.
Левополушарное и
правополушарное
мышление. Логическое
и образное. Рассудок
и разум (рассудочно-
Мышление – это активный процесс деятельности сознания. Он действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание.
МЫШЛЕНИЕ | ||
Левополушарное (логическое) |
Правополушарное
(образное) | |
Рассудок
(рассудочно-эмпирическое) |
Разум
(разумно-теоретическое) |
|
Формальная логика | Диалектическая логика |
В истории философии еще с
древности наметилось
Рассудок действует по отношению к своим предметам разделяющим и абстрагирующим образом, т.е. он представляет собой противоположность непосредственному созерцанию и чувству, которые всецело имеют дело с конкретным предметом и остаются при нем.
С рассудка начинается рационалистическое познание. Благодаря рассудку наличные предметы схватываются в их определенных различиях и фиксируются в их изолированности. Как в теоретической так и в практической областях рассудок позволяет человеку достигнуть твердости и определенности в знаниях.
2 < 10
1+5=6
Это мышление – начальная ступень познания, на которой содержание созерцания приобретает абстрактную, формальную всеобщность. Подобное мышление основано на формальной логике.
Выход за пределы рассудочного мышления осуществляется мышлением разумным, открывающим в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности.
Человек – добр, человек – зол, человек – добр и зол.
Если принцип рассудка состоит в абстрактном тождестве, формальном единстве, то принципом разума является конкретное тождество как единство различных определений. Разумное мышление оперирует различными видами логик, одной из которых является диалектическая логика. Диалектическое мышление вскрывает переходы, движения, развитие. Благодаря этому, оно может изучать вещи согласно их собственной природе. Для развитого человека специфично разумное мышление, предпосылкой которого выступает « исследование природы самих понятий» (рефлексия).
Рассудочное мышление осуществляется в трех основных формах: понятие, определение и умозаключение.
Понятие – это форма мысли в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности.
Понятие близко представлению, т.к. оба они носят обобщенный и опосредованный характер. Но они различаются тем, что представление дает наглядный образ действительности, а содержание понятия лишено наглядности. В понятии уровень обобщения доведен до выделения существенного, а в представлении отражены общие признаки объектов.
Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи в виде суждений. Мыслить о чем-то понятиями – это значит судить о нем выявлять его связи и отношения.
Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.
S P
К тому или иному суждению человек может прийти либо путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, либо опосредовано с помощью умозаключения
Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием.
Основы формальной логики были заложены Аристотелем. В формальной логике выделяют следующие операции мышления:
(все
они в той или иной степени
присущи высокоорганизованным