Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:30, контрольная работа
В развитие социальных учений Нового времени в XVIII веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо, которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794гг). Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества. По убеждению Просветителей, общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия.
Введение..................................................................................................................2
1. Эмпиризм философии Нового времени............................................................3
2. Рационализм философии Нового времени.......................................................7
3. Назовите основные социально–политические концепции в
философии Нового времени? В чем состоят сходство и различие
концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве
и о правах и свободах личности?.....................................................................13
Заключение.............................................................................................................16
Литература.............................................................
Отношение Лейбница к основным идеям сенсуалистской концепции познания более внимательное и осторожное, чем, например, отношение к ней Спинозы. Он не отвергает чувственного познания или роли опыта в процессе познания. Он принимает главный тезис сенсуализма «ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства», но он дополняет его следующим положением — «кроме самого разума», т. е. врожденных способностей к мышлению и образованию понятий или идей.
Чувственное познание выступает, таким образом, как определенная низшая ступень или предпосылка рационального познания. Разумное, рациональное познание раскрывает действительное, необходимое и существенное в мире, тогда как чувственное познание постигает лишь случайное и эмпирическое.
Философское мышление Лейбница представляет собой вершину европейской рационалистической философии.
Итак, подводя итог вышесказанному, мы выделяем следующие характерные черты рационализма новоевропейской философии:
- через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира;
- рационализм требует ясности и непротиворечивости мышления;
- на начальной стадии
развития неприятие
3. Назовите основные
социально–политические
Социально – политические концепции в философии XVΙΙ в. получили наиболее полное развитие в философских системах английских мыслителей Т. Гоббса и Джона Локка. Основным социальным фактором, повлиявший на формирование воззрений Т. Гоббса и Дж. Локка на общество и государство, была история буржуазной революции XVΙΙ в., закончившая компромиссом дворянства и буржуазии.
Естественные
законы и концепция общественного
договора Т. Гоббса.
Создавая философскую систему и
стремясь охватить все области знания, Томас Гоббс (1588-1679)
выделил одну главную проблему, ради которой
и строилась вся система. Таковой для него
стала проблема государства, законности,
мира и порядка в нем, которую он рассматривает
в работах « О гражданине» и «Левиафан»³.
Будучи представителем механистического
материализма Т. Гоббс и общественные
явления пытался истолковать с точки зрения
механистического естествознания. По
его мнению , геометрический математический
метод, являясь универсальным научным
методом, должен найти свое применение
в области общественной. Общество, государство
он рассматривает как механизм, который
можно разложить на его основные элементы
и объяснить их основными законами природы.
Исходя из этого, Гоббс различает два состояния
общества: естественное и гражданское.
Естественное состояние получится, по его мнению, если вычислить из человеческих отношений всё, что внесло в них государство. В единственном, т.е. дообщественном, состоянии люди действуют согласно законам своей природы, подчиняясь своим страстям. В этом состоянии, считает Гоббс, все люди равны от природы, «природа дала все всем», из-за чего возникает « равенство надежд на достижение цели»; в нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Стремление людей к удовлетворению своих потребностей порождает постоянные конфликты и столкновения между ними, из-за чего возникает состояние «войны всех против всех». Чтобы удовлетворить свои страсти к соперничеству , наживе, славе, к власти, человек, утверждает Т. Гоббс, не останавливается ни перед чем, ни перед какими злодеями.В этой войне не может быть победителей.
В целях самосохранения люди должны искать мира, что, по мнению Гоббса, вытекает не только из страха смерти, который он считает главным, но и из требований естественного разума. Требования разума Гоббс называет естественными законами.
Естественный закон есть
предписание или найденное
Первый и основной естественный закон гласит «следует искать мира и следовать ему», что бы положить конец состоянию всеобщей вражды человека к человеку. Для этого «человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой этот необходимо в интересах мира и самозащиты…»* и заключить договор, т.е. перенести часть своего права на других. Этот договор может стать средством устранения всеобщей войны, если он будет выполняться.
Поэтому второй естественный закон гласит: «люди должны выполнять заключенные ими соглашения».
Чтобы сделать соглашение между людьми «постоянными и длительными, требуется ещё кое-что…, а именно общая власть держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу»**. Такая общественная власть, по Гоббсу, может быть создана только «путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю».
Таким образом, по Гоббсу, образуется государство, которое он уподобляет библейскому чудовищу Левиафану. Государство на место законов природы ставит законы общества.
Организация государственной власти, по Гоббсу, может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Но не это главное в доктрине Гоббса. Главное в том, что власть в государстве должна быть абсолютной, суверенной и единой. Именно поэтому его симпатии склоняются к абсолютной монархии, которая для него наиболее полно выражает политическое могущество государства.
Либерализм Джона Локка.
Джон Локк в своем произведении «Два трактата о правительстве», опубликованном в 1689 г., развил учение Т. Гоббса об общественном договоре.
Локк – один из основателей доктрины либерализма.
Подобно Гоббсу Дж. Локк в своем
социально – политическом учении исходит
из естественного состояния общества.
Однако в отношении от Гоббса он не считал
естественное состояние «войной всех
против всех». Естественное состояние
он изображает как царство свободы и равенства,
в котором люди свободно располагают своей
личностью, имуществом и все имеют равные
права на свободу. К основным не отчуждаемым
естественным правам человека Дж. Локк
относит три права: на жизнь, свободу
и собственность, приобретённую своим
трудом. Никто не имеет права «причинить
вред жизни, здоровью, свободе или имуществу
другого».
Основной целью людей при установлении
государства по взаимному соглашению
является, по Локку, сохранение их
неотъемлемых прав и собственности, которые
не гарантированы в естественном состоянии.
В отличии от Гоббса он утверждает, что
полного отказа от естественной свободы
при заключении договора быть
не может.
Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную свободу и свои естественные права, настолько это нужно для охраны его личности и имущества. Отсюда Локк делает вывод о том, что власть правителя не может быть абсолютной. Абсолютная монархия, по его мнению, хуже, чем естественное состояние, так как над абсолютным монархом нет суда и он находится как бы в естественном состоянии на абсолютную монархию – это то же, говорит Локк, что во избежание вреда, наносимого хорьком или лисицей, отдать себя в когти льва.
Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установления в Англии конституционной парламентской монархии.
Этому же служат его идей о разделении властей, которые нашли своё воплощение в политических теориях Французской и Американской буржуазных революций XVΙΙ века. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать три власти: законодательную, исполнительную и федеральную.
Законодательная власть (парламент) осуществляет
право издавать законы, исполнительная (
Локк в своём трактате
также ставит вопрос о возможности
сопротивления правителю, когда
он злоупотребляет своей прерогативой.
Тогда его подданные имеют
право отказаться от договора. Однако
сопротивление также
Социально – политические концепции Т. Гоббса и в особенности Дж.Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль европейского Просвещения и получили свое дальнейшее развитие прежде всего в трудах Ш. Монтескьё и Ж.-Ж. Руссо.
Заключение
Очень трудно сделать вывод
об окончательной правоте какой-
Скорее всего, как это не раз доказывала история, истина окажется где-то в стороне от ристалища, но философы по-прежнему будут пытаться выяснить «что важнее», «что раньше появилось», «что первично - идея или материя», пытаясь запустить колесо истории от какой-то одной абсолютной точки («начала времени») пространственных координат.
Занятие увлекательное и
достойное уважения, но совершенно
непосильное человеческому
Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания. В итоге нашей курсовой работы, мы определяем для себя, что лишь сочетание этих уровней наиболее целесообразно.
Цель нашего исследования, определенная во введении, достигнута посредством решения следующих задач, нахождения ответов на следующие вопросы:
1. Основные черты эмпиризма
философии Нового времени,
- исключительная значимость и необходимость наблюдений и опыта в обнаружении истины;
- путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент;
- исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений
2. Характерные черты рационализма новоевропейской философии:
- через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира;
- рационализм требует ясности и непротиворечивости мышления;
- на начальной стадии
развития неприятие
3. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. Эти два пласта знаний всегда взаимодействуют между собой.
И, наконец, заканчивая работу над данной контрольно работой, необходимо подытожить, какой метод избрать нам в жизни.
Ни один из
этих путей, сам по себе,
не приведет к успеху:
истинное знание есть
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. // Философия // Учебник // М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.
2. Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.
3. История философии в кратком изложении // Пер. с чеш. И. И. Богута // М.: Мысль, 1995- 590 с.
4. Лавриненко В. Н., Иконникова Г. И., Ратников В. П. , Сидоров М. М. // Философия // 2-е изд., исправ. и доп. // Юристъ; 1998
5. «Курс лекций по философии» под ред. В.А. Калашникова. М.-1999г.
6. «Учебник по философии» Фролов. И.Н. М.-2000г.
7. История философии в кратком изложении/ Пер. с чешского И.И. Богута – М.: Мысль, 1991.
8. Лосев А.Ф. История философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989.
9. Соколов В.В. // Европейская философия XV-XVII в» // М., 1984.
10. Соколов В. В. // Основной вопрос философии в его историческо-философской конкретике и развитии // Философские науки. 1990. № 8. С. 83.
11. Субботин А.Л. // «Фрэнсис Бэкон» // Москва, «Мысль», 1974 г.
12. Декарт Р. Правила для руководства ума. // Декарт Р. Сочинения в двух томах. М., Мысль. 1989. Т.1.
13. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
14. История мировой философии. – М.: АСТ, 2007.