Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:52, контрольная работа
1. Конспект книги Р.Декарта «Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»
2. Анализ книги Р.Декарта «Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ
ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра
теории и истории государства и права
гуманитарных дисциплин
Контрольная
работа
по дисциплине: «Философия»
Вариант
№39
Выполнил: студент 3 курса специальности: Экономика и
управление на предприятии
заочной формы обучения,
группы: 3.502
Шифр: 09539
Ф. И. О. Белякова Ольга Николаевна
Рецензент: Ермаков
Д.С.
Южно-Сахалинск
2012г.
Содержание
1. Конспект книги Р.Декарта «Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»
Часть
1. Соображения, касающиеся наук.
Здравомыслие (bon sens) есть вещь, распределенная справедливее всего; каждый считает себя настолько им наделенным, что даже те, кого всего труднее удовлетворить в каком-либо другом отношении, обыкновенно не стремятся иметь здравого смысла больше, чем у них есть. При этом • невероятно, чтобы все заблуждались. Это свидетельствует скорее о том, что способность правильно рассуждать и отличать истину от заблуждения — что, собственно, и составляет, как принято выражаться, здравомыслие, или разум (raison), — от природы одинакова у всех людей, а также о том, что различие наших мнений происходит не от того, что один разумнее других, а только от того, что мы направляем наши мысли различными путями и рассматриваем не одни и те же вещи. Ибо недостаточно просто иметь хороший ум (esprit), но главное — это хорошо применять его. Самая великая душа способна как к величайшим порокам, так и к величайшим добродетелям, и те, кто идет очень медленно, может, всегда следуя прямым путем, продвинуться значительно дальше того, кто бежит и удаляется от этого пути.
Что же касается разума, или здравомыслия, то, поскольку это единственная вещь, делающая нас людьми и отличающая нас от животных, то я хочу верить, что он полностью наличествует в каждом, следуя при этом общему мнению философов, которые говорят, что количественное различие может быть только между случайными свойствами, а не между формами, или природами, индивидуумов одного рода.
Таким образом, мое намерение состоит не в том, чтобы научить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы верно направлять свой разум, а только в том, чтобы показать, каким образом старался я направить свой собственный разум. Кто берется давать наставления другим, должен считать себя искуснее тех, кого наставляет, и если он хоть в малейшем окажется несостоятельным, то подлежит порицанию. Но, предлагая настоящее сочинение только как рассказ или, если угодно, как вымысел, где среди примеров, достойных подражания, вы, может быть, найдете такие, которым не надо следовать, я надеюсь, что оно для кого-нибудь окажется полезным, не повредив при этом никому, и что все будут благодарны за мою откровенность.
О
философии скажу одно: видя, что
в течение многих веков она
разрабатывается
Часть
2. Основные правила метода.
Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе — делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
И последнее — делать всюду перечни настолько полные7 и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Но
что больше всего удовлетворяло
меня в этом методе — это уверенность
в том, что с его помощью я во всем пользовался
собственным разумом если не в совершенстве,
то по крайней мере как мог лучше. Кроме
того, пользуясь им, я чувствовал, что мой
ум мало-помалу привыкает представлять
предметы яснее и отчетливее, хотя свой
метод я не связывал еще ни с каким определенным
вопросом, я рассчитывал столь же успешно
применять его к трудностям других наук,
как это сделал в алгебре8. Это не значит,
что я бы дерзнул немедленно приняться
за пересмотр всех представившихся мне
наук, так как это противоречило бы порядку,
который предписывается методом. Но, приняв
во внимание, что начала наук должны быть
заимствованы из философии, в которой
я пока еще не усмотрел достоверных начал,
я решил, что прежде всего надлежит установить
таковые. А поскольку это дело важнее всего
на свете, причем поспешность или предубеждение
в нем опаснее всего, я не должен был спешить
с окончанием этого дела до того времени,
пока не достигну возраста более зрелого
— а мне тогда было двадцать три года,
— пока не употреблю много времени на
подготовительную работу, искореняя в
моем уме все приобретенные прежде неверные
мнения, накопляя запас опытов, который
послужил бы мне материалом для размышлений;
пока, упражняясь постоянно в принятом
мною методе, смог бы укрепляться в нем
все более и более.
Часть
3. Несколько правил морали, извлеченных
из этого метода.
Наконец, начиная перестройку помещения, в котором живешь, мало сломать старое, запастись материалами и архитекторами или самому приобрести навыки в архитектуре и, кроме того, тщательно наметить план — необходимо предусмотреть другое помещение, где можно было бы с удобством поселиться во время работ; точно так же, чтобы не быть нерешительным в действиях, пока разум обязывал меня к нерешительности в суждениях, и чтобы иметь возможность прожить это время как можно более счастливо, я составил себе наперед некоторые правила морали — три или четыре максимы, которые охотно вам изложу.
Во-первых, повиноваться законам и обычаям моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой, по милости божией, я был воспитан с детства, и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми, в кругу которых мне предстояло жить. Не придавая с этого времени никакой цены собственным мнениям, так как я собирался их все подвергнуть проверке, я был убежден, что лучше всего следовать мнениям наиболее благоразумных людей. Несмотря на то что благоразумные люди могут быть и среди персов, китайцев, так же как и между нами, мне казалось полезнее всего сообразоваться с поступками тех, среди которых я буду жить. А чтобы знать, каковы действительно их мнения, я должен был обращать больше внимания на то, как они поступают, чем на то, что они говорят, и не только потому, что вследствие испорченности наших нравов людей, готовых высказывать то, что они думают, мало, но и потому, что многие сами этого не знают; ибо поскольку действие мысли, посредством которой мы думаем о вещи, отличается от действия мысли, посредством которой мы сознаем, что думаем о ней, то они часто независимы одна от другой. Между многими мнениями, одинаково распространенными, я всегда выбирал самые умеренные, поскольку они и наиболее удобные в практике, и, по всей вероятности, лучшие, так как всякая крайность плоха, а также и для того, чтобы в случае ошибки менее отклоняться от истинного пути, чем если бы я, выбрав одну крайность, должен был перейти к другой крайности. Я отнес к крайностям в особенности все обещания, в какой-либо мере ограничивающие свободу, не потому, что я не одобрял законов, которые ради того, чтобы уберечь слабых духом от непостоянства, позволяют то ли для какого-нибудь доброго намерения или даже ради надежности торговли, то ли для цели безразличной в отношении добра давать обещания заключать договоры, принуждающие к постоянному их соблюдению, но потому, что я не видел в мире ничего, что всегда оставалось бы неизменным, и так как лично я стремился все более и более совершенствовать свои суждения, а не ухудшать их, то я полагал, что совершил бы большую ошибку против здравого смысла, если бы, одобряя что-либо, обязал себя считать это хорошим и тогда, когда оно перестало быть таковым или когда я перестал считать его таковым.
Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я принял их за вполне правильные. В этом я уподоблял себя путникам, заблудившимся в лесу: они не должны кружить или блуждать из стороны в сторону, ни тем паче оставаться на одном месте, но должны идти как можно прямее в одну сторону, не меняя направления по ничтожному поводу, хотя первоначально всего лишь случайность побудила их избрать именно это направление. Если они и не придут к своей цели, то все-таки выйдут куда-нибудь, где им, по всей вероятности, будет лучше, чем среди леса. Так как житейские дела часто не терпят отлагательств, то несомненно, что если мы не в состоянии отличить истинное мнение, то должны довольствоваться наиболее вероятным. И даже в случае, если мы между несколькими мнениями не усматриваем разницы в степени вероятности, все же должны решиться на какое-нибудь одно и уверенно принимать его по отношению к практике не как сомнительное, но как вполне истинное по той причине, что были верны соображения, заставившие нас избрать его. Этого оказалось достаточно, чтобы избавить меня от всяких раскаяний и угрызений, обыкновенно беспокоящих совесть слабых и колеблющихся умов, часто непоследовательно разрешающих себе совершать как • нечто хорошее то, что они потом признают за дурное.
Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу (fortune), изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли и что после того, как мы сделали все возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не удалось, следует рассматривать как нечто абсолютно невозможное. Этого одного казалось мне достаточно, чтобы не желать в будущем чего-либо сверх уже достигнутого и таким образом находить удовлетворение. Ибо поскольку наша воля по самой природе вещей стремится только к тому, что наш разум представляет ей так или иначе возможным, то очевидно, что, считая все внешние блага одинаково далекими от наших возможностей, мы не станем более сожалеть о том, что лишены тех благ, на которые мы, казалось бы, имеем право от рождения, если сами не виновны в этом лишении, как не сожалеем о том, что не владеем Китаем или Мексикой. Обратив, как говорится, нужду в добродетель, мы так же не возжелаем стать здоровыми, будучи больными, или свободными, находясь в темнице, как и теперь не желаем иметь тело из столь же несокрушимого вещества, как алмаз, или иметь крылья, чтобы летать, как птицы. Признаюсь, что требуется продолжительное упражнение и зачастую повторное размышление, чтобы привыкнуть смотреть на вещи под таким углом. В этом, я думаю, главным образом состояла тайна тех философов, которые некогда умели поставить себя вне власти судьбы и, несмотря на страдания и бедность, соперничать в блаженстве со своими богами. Постоянно рассматривая пределы, предписанные им природой, они пришли к полнейшему убеждению, что в их власти находятся только собственные мысли, и одного этого было достаточно, чтобы помешать им стремиться к чему-то другому; над мыслями же они владычествовали так неограниченно, что имели основание почитать себя богаче, могущественнее, свободнее и счастливее, чем люди, не имеющие такой философии и никогда не обладающие всем, чего они желают, несмотря на то что им благоприятствуют и природа и счастье.
Наконец,
в завершение этой морали я решил
рассмотреть различные занятия
людей в этой жизни, чтобы постараться
выбрать лучшее из них. Не касаясь
занятий других, для себя я решил,
что нет ничего лучшего, как продолжать
те дела, которыми я занимаюсь, т.е. посвятить
всю мою жизнь совершенствованию моего
разума и подвигаться, насколько буду
в силах, в познании истины по принятому
мною методу. С тех пор как я стал пользоваться
этим методом, я испытал много раз чрезвычайное
наслаждение, приятнее и чище которого
вряд ли можно получить в этой жизни. Открывая
каждый день при помощи моего метода некоторые,
на мой взгляд, достаточно важные истины,
обыкновенно неизвестные другим людям,
я переполнялся таким чувством удовлетворения,
что все остальное для меня как бы не существовало.
Кроме того, три предыдущих правила имели
источником намерение продолжать собственное
обучение: так как Бог дал каждому из нас
некоторую способность различать ложное
от истинного, то я ни на минуту не счел
бы себя обязанным следовать мнениям других,
если бы не предполагал использовать собственную
способность суждения для их проверки,
когда наступит время. Следуя чужим мнениям,
я не мог бы освободиться от сомнения,
если бы не надеялся, что это не лишает
меня возможности найти лучшие, буде таковые
имеются. Наконец, я не мог бы ни ограничить
свои желания, ни быть довольным, если
бы не шел по пути, который, я был уверен,
не только обеспечивал мне приобретение
всех знаний, к которым я способен, но и
вел к приобретению всех доступных мне
истинных благ, тем более что наша воля
стремится к какой-нибудь цели или избегает
ее в зависимости от того, представляет
ли ее наш разум хорошей или дурной. А потому
достаточно правильно судить, чтобы правильно
поступать, и достаточно самого правильного
рассуждения, чтобы и поступать наилучшим
образом, т.е. чтобы приобрести все добродетели
и вместе с ними все доступные блага. Уверенность
в том, что это так, не может не вызвать
большое удовлетворение.
Часть
4. Доводы, доказывающие существование
Бога и бессмертие души, или основания
метафизики.
Поскольку чувства нас иногда обманывают, я счел нужным допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется; и поскольку есть люди, которые ошибаются даже в простейших вопросах геометрии и допускают в них паралогизмы, то я, считая и себя способным ошибаться не менее других, отбросил как ложные все доводы, которые прежде принимал за доказательства. Наконец, принимая во внимание, что любое представление, которое мы имеем в бодрствующем состоянии, может явиться нам и во сне, не будучи действительностью, я решился представить себе, что все когда-либо приходившее мне на ум не более истинно, чем видения моих снов. Но я тотчас обратил внимание на то, что в это самое время, когда я склонялся к мысли об иллюзорности всего на свете, было необходимо, чтобы я сам, таким образом рассуждающий, действительно существовал. И заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять ее за первый принцип искомой мною философии.