Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 12:32, контрольная работа
Категории диалектики это такие понятия (формы мышления), которые отображают общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей. Основные категории – материя, сознание, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность. Категории возникают на базе повторения практический действий над предметами. Категории могут носить объективный (не плод фантазии) и субъективный (ступени познания мира) характер. Они неразрывно связаны между собой и представляют целостную динамическую систему. В этой системе, каждая категория выведена одна из другой путем восхождения от абстрактного к конкретному, от простого к сложному.
1. Что такое диалектика? Раскройте основные признаки и категории? ………………..3
2. Охарактеризуйте сущность концепции ноосферы В.И.Вернадского и ее роль в становлении современной цивилизации…………………………………………………..4
Вариант 9.
3. Охарактеризуйте суть схоластического способа мышления в эпоху средневековья.
Как решалась в эту эпоху проблема соотношения веры и разума? ……………………..6
4. Раскройте содержание понятий “общественно-экономическая формация”, “цивилизация”. Приведите основание для необходимости объединения социального, экономического и цивилизационного подхода к обществу………………………………7
Вариант 15.
5. Охарактеризуйте этические взгляды Аристотеля……………………………………….8
6. Раскройте значение философских терминов “агностицизм”, “скептицизм”………….9
Вариант 21.
7. Раскройте основное содержание философии Ф.Ницше………………………………..11
8. Дайте характеристику философских категорий сущность и явление………………...12
Вариант 27.
9. Раскройте соотношение понятий “сущность” и “существование” в философии экзистенциализма…………………………………………………………………………....13
10. Дайте характеристику основных форм движения материи…………………………..14
Литература и ресурсы………………………………………………………………………16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВНИЮ
Кафедра философии
Контрольная работа
по дисциплине
«ФИЛОСОФИЯ»
выполнил студент
заочной формы обучения
по специальности ЛОГИСТИКА
специализация_______________
3 курса
№ студенческого билета
зачетной книжки № __________________
Проверил преподаватель
_________________________ _____________________________ _____________________
(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)
Содержание
Вариант 3.
1. Что такое диалектика? Раскройте основные признаки и категории? ………………..3
2. Охарактеризуйте сущность концепции
ноосферы В.И.Вернадского и ее роль в становлении
современной цивилизации…………………………………………………
Вариант 9.
3. Охарактеризуйте суть схоластического способа мышления в эпоху средневековья.
Как решалась в эту эпоху проблема соотношения веры и разума? ……………………..6
4. Раскройте содержание понятий “общественно-экономическая формация”, “цивилизация”. Приведите основание для необходимости объединения социального, экономического и цивилизационного подхода к обществу………………………………7
Вариант 15.
5. Охарактеризуйте этические взгляды Аристотеля……………………………………….8
6. Раскройте значение философских терминов “агностицизм”, “скептицизм”………….9
Вариант 21.
7. Раскройте основное содержание философии Ф.Ницше………………………………..11
8. Дайте характеристику философских категорий сущность и явление………………...12
Вариант 27.
9. Раскройте соотношение понятий “сущность”
и “существование” в философии экзистенциализма……………………………………
10. Дайте характеристику основных форм движения материи…………………………..14
Литература и ресурсы……………………………………………………………
1. Что такое диалектика? Раскройте основные признаки и категории?
Диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Известны 3 основные формы диалектики:
В любой форме в центре ее внимания проблема развития. То есть, философская категория, выражающая процесс движения, изменения органических целостных систем – материальных и духовных.
Категории диалектики это такие понятия (формы
мышления), которые отображают общие и
существенные свойства, стороны, связи
и отношения реальной действительности
и познания на основе чувственно-материальной
деятельности людей.
Категории диалектики имеют:
1) онтологическое значение, т.е. отражение объективной действительности в развитии.
2) гносеологическое значение, дают общую картину процесса.
3) логическое значение, являются формами мышления.
4) методологическое значение, движение мысли от незнания к знанию.
5) мировоззренческое значение, выражается определенная система взглядов на мир.
6) практическое значение, категории регулятивы познания и изменения мира.
Связь и взаимодействие определенных категорий выступают как законы диалектики. Главный из них, закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий источник развития. Раскрывает связь предметов и моментов, которые могут быть (противоположности):
Закон взаимного перехода количественных
и качественных изменений показывает
механизм развития, каким именно образом
оно происходит. Категории закона – качество,
количество, мера, скачок.
Количество – философская категория, выражающая определенность предмета, изменение которой не означает превращения предмета в другой.
Мера – философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определенности предмета.
Скачок – философская категория, выражающая перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, или быстроту изменений, преворащение в противоположность, единство бытия и небытия.
Закон отрицания отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Категория «отрицаниие» выражает:
2. Охарактеризуйте сущность
концепции ноосферы В.И.
Концепция биосферы - ноосферы представляет итог всего научного творчества ученого, его мировоззрение. Она служит научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем, прежде всего проблем окружающей человека среды и разумного использования природных богатств биосферы.
В 1920 -1930 гг. В.И. Вернадский, размышляя о геологической роли человека, вооруженного научной мыслью (разумом), пришел к выводу, что геохимическая роль человека определяется не его массой, а производственной деятельностью. Это значит, что важнейшим фактором, от которого зависит жизнь на нашей планете, становится разумная коллективная деятельность человека.
Для Вернадского было очевидным, что
биосфера под влиянием разумной человеческой деятельности
переходит в качественно новое состояние.
Новое состояние биосферы, преобразованной
человеческой мыслью и трудом, было названо
ноосферой. Существенной характеристикой ноосферы
является поддержание глобального равновесия
системы на основе оптимального сочетания
социально-исторических и естественно-природных
законов. С появлением человека на Земле
начинается процесс ноосферо-генеза -
превращения биосферы в ноосферу. По мнению
Вернадского, появление и существование
человека в биосфере определяет высшую
ступень ее развития. Само появление человека
представляет собой переход от простого
биологического приспособления живых
организмов к разумному поведению и целенаправленному
изменению окружающей среды разумными
существами. Живое вещество планеты при
этом активно приспосабливается к новым
условиям существования. Происходит взаимное
совместное влияние природы на человека
и человека на природу, и человек теперь
несет ответственность за эволюцию
жизни. Можно сделать следующие выводы
о возможности использования ноосферной
концепции В.И. Вернадского в качестве
основы для разработки фундаментальной
теории:
1. Естественнонаучным фундаментом концепции
ноосферы служит созданное В.И. Вернадским
учение о биосфере как целостной планетарной
оболочке, получившее мировое признание
и интенсивно развивающееся в настоящее
время.
2. Концепция ноосферы отражает новый,
объективно происходящий в мире, стихийный
процесс перехода биосферы в новое эволюционное
состояние – ноосферу под влиянием социальной
научной мысли и труда человечества. Этот
процесс, относящийся к началу эпохи НТР,
предопределен возникновением и резким
ускорением научно-технического прогресса
в ХХ веке на большей части Земли.
3. Главным социальным двигателем перехода
биосферы в ноосферу в современный период,
согласно предвидениям В.И. Вернадского,
служит резко возросшая творческая активность
народных масс, стремление их к получению
максимального научного знания, участия
в общественной жизни и управления государством.
4. Единственной жизнеспособной социально-экономической
и политической основой построения ноосферы
является, по В.И. Вернадскому, научный
социализм.
5. Концепция ноосферы раскрывает оптимальные
пути взаимодействия общества и природы.
6. Реальное построение основ ноосферы
в исторический период зрелого социализма,
исходя из сути ноосферной концепции,
возможно посредством перехода экономики
на путь интенсивного развития, усиления
прикладного значения науки, формирования
нового типа научного управления.
7. Понятие о ноосфере в качестве высшей
социальгой ценности ставит развитие
свободной личности в гармоничной окружающей
среде. Тем самым концепция ноосферы отвечает
идеалам гуманизма.
8. Концепция ноосферы в качестве основополагающего
условия ее создания и проявления выдвигает
отсутствие разрушительных войн между
народами.
Основатель общего учения о биосфере В.И.
Вернадский неоднократно подчеркивал,
общежитейские понятия «природы» могут
отвечать либо части, либо всей биосфере
Земли. Другой «природы», кроме биосферы
– планетарной оболочки, развивающейся
под воздействием живого вещества, реально
не существует.
Природная составляющая ноосферного комплекса
– это биосфера в целом и ее отдельные
экологические регионы (экосистемы и их
сочетания). Биосфера здесь выступает
в трех главных сущностях:
2) материальный носитель всех без исключения
хозяйственных и социальных преобразований
общества,
3. Охарактеризуйте суть
схоластического способа
В конце VIII -начале IX в. центр философской мысли
перемещается на запад и север Европы.
Носителями культуры становятся прежние
варвары. Начинается новое оживление культуры
- «каролингское возрождение». Главная
особенность этого этапа развитие философии
– ее сопряженность с верованиями христианства.
изучали будущие священники и церковные служители. Задачей философии было не
исследование действительности, а поиски рациональных путей истинности,
доказательства всего того, что провозглашала
вера. Философия не была свободной, она
зависела от церкви, стала «служанкой
теологии». Поэтому исследования
схоластов можно лишь условно характеризовать,
как философские. Философия почти на
тысячелетие оказалась задавленной христианскими
идеями. Единственный предмет изучения
теологии - божественное естество - являлся
также и предметом философского изучения.
Провозглашалась лишь одни истина, различия
между наукой и теологией, между
философией и теологией не допускалось.
Метод схоластической философии был предопределен
еще в ее исходных посылках. Речь идет
не о нахождении истины, которая уже дана
в откровении, а о том, чтобы изложить и
доказать эту истину посредством философии.
Из этого вытекают три цели:
Иоанн Скот Эриугена - его называли «первым отцом схоластики». Он выдвигает тезис, относящийся ко всей схоластике: подлинная религия является и подлинной философией и наоборот; сомнения, выдвигаемые против религии, опровергают и философию. Он энергично защищал тезис о том, что между откровением и разумом нет противоречия. Орудием разума является диалектика, которую он понимает, подобно Платону. Как
искусство сталкивать противоположные точки зрения в беседе, а затем преодолевать различия с целью выделить истину. Проблемы по содержанию связанные с божеством и тайной спасения оттеснены. На первый план выходят отношения разума и веры. Оправдание веры разумом – основополагающая идея схоластики. В контексте этого убеждения и было дано знаменитое онтологическое доказательство бытия Бога, которое должно убедить даже тех, кто в Бога не верит, но имеет разум. До того, как Бог создал мир, полагал Ансельм, представитель схоластического реализма, последний был в Боге как его идея. Прообразы мира – это «внутренняя речь» Бога, а возникающий мир – отображение его Слова. Отдельные вещи существуют лишь в качестве подчиненных форм, видоизменений общей сущности.
4. Раскройте содержание
понятий “общественно-
Общественно-экономическая формация термин Маркса появившийся в его работе в 1851 г. Понятие формации определяется как: производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени развития, общество со своеобразным отличительным характером. Напрашивается вывод что формация – это исторический конкретный тип общества и этап всемирной истории, представляющий собой социальную систему, детерминированную способом производства. Структура общественно-экономической формации принимается как совокупность сущностных сторон общественной жизни , определяющую роль в которой играют производственные отношения, соответствующие наличному уровню производительных сил.
Различают два крупных структурных образования на основе разделения всех общественных отношений, то есть базис и надстройку. Движение истории понимается как разрешение противоречий между базисом и надстройкой. Происходит смена формации, изменение общественного строя – от первобытнообщинного до коммунизма.
Термин «цивилизация» часто выступает синонимом термина «культура». При всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации, как о более внешнем, по сравнению с культурой слое человеческого бытия. Главное в цивилизации – непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человека.