Контрольная работа по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 12:32, контрольная работа

Краткое описание

Категории диалектики это такие понятия (формы мышления), которые отображают общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей. Основные категории – материя, сознание, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность. Категории возникают на базе повторения практический действий над предметами. Категории могут носить объективный (не плод фантазии) и субъективный (ступени познания мира) характер. Они неразрывно связаны между собой и представляют целостную динамическую систему. В этой системе, каждая категория выведена одна из другой путем восхождения от абстрактного к конкретному, от простого к сложному.

Содержание

1. Что такое диалектика? Раскройте основные признаки и категории? ………………..3
2. Охарактеризуйте сущность концепции ноосферы В.И.Вернадского и ее роль в становлении современной цивилизации…………………………………………………..4
Вариант 9.
3. Охарактеризуйте суть схоластического способа мышления в эпоху средневековья.
Как решалась в эту эпоху проблема соотношения веры и разума? ……………………..6
4. Раскройте содержание понятий “общественно-экономическая формация”, “цивилизация”. Приведите основание для необходимости объединения социального, экономического и цивилизационного подхода к обществу………………………………7
Вариант 15.
5. Охарактеризуйте этические взгляды Аристотеля……………………………………….8
6. Раскройте значение философских терминов “агностицизм”, “скептицизм”………….9
Вариант 21.
7. Раскройте основное содержание философии Ф.Ницше………………………………..11
8. Дайте характеристику философских категорий сущность и явление………………...12
Вариант 27.
9. Раскройте соотношение понятий “сущность” и “существование” в философии экзистенциализма…………………………………………………………………………....13
10. Дайте характеристику основных форм движения материи…………………………..14
Литература и ресурсы………………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

0205828_AE30A_variant_no3_9_15_21_27.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Понятие «цивилизация» плодотворно, прежде всего для исторической науки. Позволяет синтезировать объективный подход к истории и субъективный фактор, связанный с деятельностью человека. Это очень важно для понимания духовной ситуации на каждом этапе истории. Однако, нельзя уповать только на духовный потенциал. Стоит принять во внимание экономический базис и социально-политические институты общества.

 

Следует отметить, что формационный, экономический, цивилизованный подходы являют собой различные стороны осмысления реальности как общество и его история.

Любое общество людей находится на пересечение трех «силовых линий» истории:

во-первых, глобальные проблемы настоящего вобрали в себя региональные и местные проблемы прошлого.

во-вторых, установление тесных горизонтальных связей человеческого общения между целыми народами. Идея всечеловеческого братства.

в-третьих, сейчас мы проедаем будущее наших потомков и в физическом, и в духовном смысле.

Современное общество стало унифицированным, количественно большим, качественно ущербным. Произошло падение ценности общества, появилось чувство неуверенности и нестабильности. Все это поражает тоталитаризм, исключающий нормальные пути разрешения глобальных проблем. Мировая цивилизация находится в состоянии кризиса.

 

 

 

 

 

 

         5. Охарактеризуйте этические взгляды Аристотеля.

 

 

 

Аристотель выделяет этику в особую и притом значительную проблему философии. Вопросам этики посвящены в собрании сочинений Аристотеля три, специальных сочинения:                                                                                                                                          «Этика Никомаха», предназначенная для Никомаха, сына Аристотеля;                                                 «Этика Евдема», составленная, на основании записей его друга и ученика Евдема; «Большая этика» - извлечение из обеих предыдущих. 
Учение о нравственной деятельности и о нравственных доблестях строится у Аристотеля на основе его объективной телеологии, охватывающей весь мир и всю деятельность в нем человека. 
В человеке, как и во всякой вещи, заложено внутреннее стремление к благой цели, однако это стремление встречается с препятствиями, которые также таятся в природе самого человека. То, к чему все стремится, есть благо, и всякая деятельность стремится к некоторому благу. Некоторые цели при этом лишены самодовлеющего значения и остаются только средствами, подчиненными другим целям. Но есть цель, которой люди желают только ради нее самой. Такая цель - высшее благо, и раскрывает ее высшая руководящая наука - политика. И хотя благо отдельного лица совпадает с благом государства, достигнуть блага для всего государства и удержать это благо - наиболее высокая и совершенная задача. 
Согласно первоначальному определению, высшее благо есть блаженство, т. е. хорошая жизнь и деятельность. Это блаженство не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной добродетели. Например, богатство не может быть высшей целью жизни, так как оно всегда есть средство для другой цели, в то время, как «совершенное благо - самодовлеющее. Как самодовлеющее, благо жизни, согласно формальному определению, - само себе цель и ни в чем не нуждается. Но по содержанию высшее благо определяется особенностью и назначением человека. Из сравнения с другими живыми существами ясно, что человек только один обладает не только способностью питания и чувствования, но также и разумом. Поэтому дело человека - разумная деятельность, а назначение совершенного человека - в прекрасном выполнении разумной, деятельности, в согласии каждого дела со специальной, характеризующей его добродетелью. Благо человека - в достижении согласия с самой совершенной из добродетелей. Но жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельной. Бытие наше заключается в энергии, в жизни и в деятельности: существующее в возможности проявляет свою деятельность только на деле. Добрые качества, остающиеся необнаруженным», не дают блаженства. Здесь как на олимпийских состязаниях: награда достается не тому, кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Раскройте значение философских терминов “агностицизм”, “скептицизм”.

 

Термин «агностицизм» подразумевает идеалистическое философское учение, утверждающее, что для человеческой души невозможно познание как сверхчувствтвенного, так и объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и, следовательно, невозможно богопознание.                                                                         Всякое познание, по мнению агностиков, приобретается только при посредстве органов чувств, познанием явлений. Следовательно, предметом человеческого познания может быть лишь один чувственный мир. Создаваемые человеком нравственные принципы и представления о высшем существе, о Боге, суть не более, чем результат того же опыта и деятельности души и ее естественного стремления найти вездесущую и всепроникающую силу, которая обуславливает и сохраняет мировой строй.

Основные идеи агностицизма представлены  в античной философии, в софизме и скептицизме. Предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой они приобрели в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Получается, что мы замкнуты миром наших способов познания и не в состоянии сказать нечто достоверное о мире, как он существует сам по себе, - вот вывод, к которому неизбежно ведет логика данного рассуждения при определенных гносеологических допущениях.

Истоков агностицизма является гносеологический релятивизм - абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: все в мире скоротечно, истина - и на житейском, и даже на научном уровне - выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Все наше знание как бы плавает в море неопределенности и недостоверности, оно относительно, условно, конвенционально и тем самым субъективно.                                                                                    Итак, агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Психология скептицизма такова, что он тут же начинает попирать не только изжившее себя, но заодно и все новое, нарождающееся. В основе этой психологии лежит не исследовательская жажда новаторства и вера в силу человеческого разума, а привычка к «уютным», однажды принятым на веру принципам.

Скептицизм это одно из основных философских направлений, противоположное догматической философии и отрицающее возможность построения философской системы.

Различают два вида скептицизма: абсолютный и относительный;                                                    первый есть отрицание возможности всякого познания,                                                                                второй - отрицание философского познания.                                                                                 Абсолютный скепсис исчез вместе с древней философией, относительный развит в весьма разнообразных формах. Скепсис заключает в себе элементы отрицания и сомнения и представляет вполне жизненное и законченное явление. Так напр., скепсис Декарта есть методологический прием, приведший его к догматической философии. Во всяком исследовании научный скепсис есть живительный источник, из коего рождается истина.

Коренным вопросом для скептицизма является гносеологический, но мотивы отрицания возможности философской истины могут быть почерпнуты из различных источников. Скептицизм может повести к отрицанию науки и религии, но, с другой стороны, убеждение в истинности науки или религии может повлечь за собой отрицание всякой философии.

В новой философии, начиная с Декарта, нет места абсолютному скептицизму, но относительный скептицизм, т.е. отрицание возможности метафизического познания, чрезвычайно распространен. Исследования человеческого познания, развитие психологии,  привести к усилению субъективизма. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя. Достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт трактуется, как поток впечатлений, причины которых не известны и не постижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может быть достоверным. То, что принято считать следствием, не содержится в том, что считается причиной. Мы лишь наблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной, но это - чисто психологический фактор. Отсюда Юм делал вывод о невозможности познания объективного характера причинности. Он утверждал, что источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. Скептицизм и позитивизм Юма сказались на творениях Канта.

В целом позиция скептицизма оказывается антинаучной и прорелигиозной. Постепенно скептицизм, под влиянием развития науки и методов научного познания, показавших его философскую несостоятельность, трансформируется в агностицизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7. Раскройте основное содержание философии Ф.Ницше.

 

 

Ф. Ницше считал себя учеником Щопенгауэра и разделял его иррационалистические взгляды на мир. Которые он воспринимал как вечное становление, вечный поток, где все возвращается «на круги своя». Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными вариациями. Мир – это жизнь, другого мира нет. В мире действует слепая воля, но «воля к жизни» на человеческом уровне проявляется как «воля к власти». Последняя является основой самоутверждения  в формах искусства, морали, религии и науки. Это движущая причина человеческой культуры. Человек воплощает в себе «волю к власти». Он выделяется из мира животных, создавая мораль, религию, стремясь к истине, но в этом кроется величайшая ошибка. Истинны нет. Познание всегда не более чем истолкование фактов, которые можно толковать как вздумается. Человек «истолковывает» свой мир, в котором он живет, создавая свой «маленький мир». Этот мир иллюзий, где проявляется воля человека к власти.

В работах «Воля к власти», «Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра» Ницше дает оригинальное понимание человеческой морали, которая предельно относительна. Истин морали нет. Но у моральных действий (поступков) есть критерий. Критерий действия, или «практической морали» - степень приближения человека к власти. Никакой общей морали «для всех» не существует. То, что морально (справедливо, хорошо, полезно) для одних, не морально для других. Раньше, до Сократа, мораль отражала интересы сильных, умных, богатых, благородных людей. Сократ был «первым декадентом» в философии, человеком, который пытался найти «общую» мораль - правила нравственности, которых должны придерживаться все люди без исключения. Но главным искажением морали стало христианское учение, которое восторжествовало в европейской культуре. Христианская мораль стала «... суммой условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека». Христианская мораль перевернула истинные идеалы людей в целях сохранения стадного большинства, убогого и физически, и умственно. Она провозгласила добром смирение, нищету духа, аскетизм тела. Эта стадная мораль даже не может быть критически осмыслена, поскольку она приписывается Богу, а догматы не обсуждаются, но исполняются.

Ницше считал, что сложившиеся ценности европейской культуры следует подвергнуть переоценке. Однако такая способность к переоценке ценностей - свойство особого человека, носителя творчества и воли, который вскоре должен появиться в мире. Ницше предрекал появление «сверхчеловека».

«Сверхчеловек» - это не герой и не великий человек, как Бетховен, Наполеон, Шопенгауэр или Гете. Это новая порода людей, которой еще не было в мире. «Сверхчеловек» не появляется из какой-либо определенной нации, он - плод развития всего человечества (прежде всего европейцев). Эта новая каста «сверхлюдей» преобразует будущую культуру и мораль человечества. Она даст народам новые мифы взамен старых. Эти люди не будут иметь иллюзий старой морали и культуры. Справедливость для них будет состоять в неравенстве. Никаких общих законов морали для «слабых» и «сильных» не должно быть.

Истинная справедливость есть функция силы и власти и должна служить «сильным» людям. Для «слабых» высшая справедливость - это погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей». Идеи Ницше были использованы в нацистской Германии как одна из основ идеологии Третьего рейха.

 

 

 

 

 

 

8. Дайте характеристику философских категорий сущность и явление.

 

Сущность и явление - это пара философских категорий, отражает реальность познаваемого объекта и задает возможность его познания.                                                      Сущность есть внутреннее содержание исследуемого объекта, совокупность внутренних, устойчивых, необходимых связей элементов объекта как системы.                                             Явление - это собственное выражение исследуемого объекта, внешние формы его существования и осуществления.                                                                                                   Явление отличается от сущности. Если бы они совпадали, то всякие усилия в познании были бы излишни. Но тщетны усилия познающего, если между сущностью и явлением нет ничего общего. Забвение различия между сущностью и явлением ведет к отрицанию сущности. Такую погрешность допускал Дж. Беркли (философия Нового времени), полагая, что ощущение явления и есть сама сущность. Отрицание общего между сущностью и явлением ведет к агностицизму Д. Юма или И. Канта, утверждавших, что сущность вообще непознаваема. В действительности сущность и явление неразрывно связаны друг с другом. Нет сущности, которая никоим образом не проявляется. Не существует и явлений, которые не связаны с сущностью. Сущность предполагает явление, явление - сущность. Сущность является, явление существенно. Если сущность есть внутренняя сторона познаваемой действительности, то явление - ее внешняя сторона. Если сущность демонстрирует устойчивость, то явление может легко изменяться в зависимости от условий своего проявления, ибо явление зависит не только от сущности, но и от той среды, в которой оно существует. И в этом случае явление выступает не только «зеркалом» сущности, но и «визитной карточкой» среды, как внешних условий существования сущности и осуществления явления. Категории сущности и явления, тесно связаны с категориями формы и содержания, но не тождественны им, ибо сущность по своему объему больше, чем содержание. Если содержание адекватно совокупности структурно организованных элементов, составляющих данную систему, то сущность, помимо названного содержания, предполагает и определенное качество этого содержания. Сущность замыкается на внутренние, устойчивые связи наблюдаемого объекта, на те необходимые отношения, которые являются законом его развития. И в этом смысле сущность отличается от видимости (кажимости), ориентированной на несущественные отношения. Методологическое значение сущности и явления как философских категорий заключается в том, что эта пара категорий позволяет отграничить наблюдаемый объект, сделать еще один шаг на пути установления его определенности, отсекая несущественные связи и случайные отношения наблюдаемого объекта и фиксируя только те существенные отношения, которые являются законом его развития (осуществления). Связка «явление-сущность» позволяет исследователю осуществить переход от чувственного образа явления к рациональному познанию его сущности. Исследователь изучает явление, чтобы уяснить его сущность. Он раскрывает содержание сущности, чтобы лучше понять характер явления. Движение познания от явления к сущности и от сущности к явлению дополняют друг друга и составляют два нераздельных момента единого процесса познания. Знание сущности избавляет исследователя от необходимости досконально анализировать все единичные явления, в которых она (сущность) проявляется. Более того, знание сущности наблюдаемого объекта позволяет прогнозировать возможные явления этой сущности.

Информация о работе Контрольная работа по «Философии»