Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 11:30, контрольная работа
Целью настоящей работы является раскрытие определения познания, эволюции его форм, исследование проблем теории познания, обозначение роли практики в процессе познания.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
определить сущность познавательного процесса, рассмотреть его формы;
рассмотреть особенности чувственного, рационального и интуитивного этапов познания;
выявить особенности философской проблемы истины и ее критериев;
определить роль практики в процессе познания.
Введение
1. Эволюция форм познавательной деятельности человека 4
2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание 7
3. Философское учение об истине 12
4. Практика и ее роль в познании 14
Заключение
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА» (ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»)
|
Введение
Познание - это процесс активного целенаправленного отражение материального мира в сознании человека. Одной из важнейших проблем философии, является проблема познания. В философии изучение процесса познания рассматривается в разделе гносеологии (от греч. «гнозис» - «знание»). Обозначенный раздел философии, изучает сущность познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляет условия истинности познания.
Учение о познании получило свое начало еще с античных времен, времен Платона и Аристотеля. В современной философии понятие «эпистемология» («знание», «наука») применяется к определению теории познания.
Актуальность темы работы определена непрекращающимися спорами о значении теоретического и практического уровней в науке познании, доминирующей роли указанных уровней.
Познание выполняет роль регулятора человеческой деятельности. В зависимости от вида познания, соответственно, и сама роль выполняется по-разному.
Деятельность человека, возможно рассматривать, как достаточно сложный и организованный процесс преобразования объектов. В процессе преобразования продукты одного вида деятельности перетекают в другую, и, таким образом, становятся ее компонентами. Деятельности присущи субъектная (цели, знания, ценности, а также навыки) и объектная сторона (взаимодействие средств с предметами деятельности).
На первоначальных этапах эволюции человеческого общества, субъектная и предметная стороны практической деятельности рассматриваются как единое целое. Познание же, включая в характеристику объектов цели, способности, а также действия человека, лишь отображает способы изменения объектов.
В процессе развития самого общества, познание постепенно из характеристики предметних отношений исключает антропоморфические факторы. В большинстве своем, это происходит в силу развитие практики и развития средств и орудий труда. Свойства и состояния объектов перестают в понимании быть вызванными усилиями человека, а выступают непосредственным результатом взаимодействия самих природных предметов [1, с. 81]. Что приводит к совершенно новому представлению о силах природы.
Таким образом, познание на данном этапе развития общества, начинает отделять предметную сторону практики от ее субъективных факторов и, рассматривает данную сторону как особую, самостоятельную реальность.
Формами познавательной деятельности являются:
1. Наука. Наука ориентирована на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, исследование указанных объектов, как таковых, что подчиняются объективным законам функционирования и развития.
2. Художественное познание. Объекты, включенные в человеческую деятельность, берутся в определенной «спайке» с субъективными факторами и не могут быть отделены от них.
3. Обыденное познание. Стихийно-эмпирическое познание, отражает только те объекты, которые могут быть преобразованы в наличных способах и видах практического действия.
Стадии эволюции познания:
I-я стадия – преднаука. Изучает те вещи и определенные способы их изменения, с которыми человек многоразово сталкивался в производстве и повседневном (обыденном) опыте. Вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в виде (форме) идеальных объектов, которыми, в дальнейшем, мышление начинало оперировать. Идеальные объекты, таким образом, замещали объекты реального мира.
II-я стадия – научное познание. Исходные объекты заимствуются из ранее сформированных систем знания (языка) и, в дальнейшем, применяются для формирования новых знаний. Благодаря этому, наука получает возможность изучать предметные связи, которые могут встретиться в сложившихся стереотипах практики, а также проанализировать изменение объектов, которые могла бы освоить развивающаяся цивилизация [2, с. 111]. Т.к. научное познание начинает ориентироваться на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике, возникает потребность в научном эксперименте, то есть – в особой форме практики.
Говоря об определении процесса познания, выделяют следующие факторы:
внутренние (логико-гносеологические) и внешние (социально-экономические). Не пытаясь идеализировать влияние внешних факторов на науку, необходимо констатировать именно их доминирующую роль на современном этапе развития общества.
Предлагается трехуровневая концепция социальной детерминации научного познания:
материального производства составляют уровень генетической (первичной) детерминации познания. Социально-экономические отношения оказывают решающее воздействие на общие условия научной деятельности и распространения знаний. Кроме перечисленного, оказывают влияние и на содержание наук об обществе и на направленность наук о природе;
формой социальной деятельности ученых. Функциональная детерминация, - это детерминация механизмов познания, его содержания и форм "доминантой" общества, т.е. господствующей формой социальной деятельности (политическая организация общества, религия, право).
деятельности, которая выражает духовные отношения людей к реальным условиям бытия [3, с. 71].
Однако наука как развивается под воздействием внешних факторов, так и сопротивляется им. Происходит это в случае угрозы нарушения самой внутренней логики науки. Наука может заниматься исключительно теми проблемами, к решению которых она подошла своим предшествующим развитием. Внешние потребности выдвигают перед ней конкретные проблемы, которые ей необходимо решать, и потому именно они имеют прямое отношение к конкретной задаче науки и, в свою очередь, уже не могут оставаться внешними для науки факторами. Для того чтобы определенная практическая общественная потребность, оказала влияние на науку, эта потребность должна быть сформулирована в виде научной проблемы.