Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является раскрытие определения познания, эволюции его форм, исследование проблем теории познания, обозначение роли практики в процессе познания.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
определить сущность познавательного процесса, рассмотреть его формы;
рассмотреть особенности чувственного, рационального и интуитивного этапов познания;
выявить особенности философской проблемы истины и ее критериев;
определить роль практики в процессе познания.

Содержание

Введение

1. Эволюция форм познавательной деятельности человека 4
2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание 7
3. Философское учение об истине 12
4. Практика и ее роль в познании 14

Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Познание.docx

— 84.81 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»

(ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»)

 




 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина : Философия.

 

Тема 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнил:

                                                                                           Студент факультета: Ресторанно-                  гостиничного сервиса и услуг.

Технология продуктов общественного питания.

Группы: 28

Форма обучения: зочная

Солобаева Маргарита Сергеевна.

Проверил:

Баркова Э.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение            

 

1. Эволюция форм познавательной деятельности человека    4

2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание    7

3. Философское учение об истине               12

4. Практика и ее роль в познании               14

 

Заключение                 

Список использованных источников           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Познание - это процесс активного целенаправленного отражение материального мира в сознании человека. Одной из важнейших проблем философии, является проблема познания. В философии изучение процесса познания рассматривается в разделе гносеологии (от греч. «гнозис» - «знание»). Обозначенный раздел философии, изучает сущность познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляет условия истинности познания.

Учение о познании получило свое начало еще с античных времен, времен Платона и Аристотеля. В современной философии понятие «эпистемология» («знание», «наука») применяется к определению теории познания.

Актуальность темы работы определена непрекращающимися спорами о значении теоретического и практического уровней в науке познании, доминирующей роли указанных уровней.

Целью настоящей работы является раскрытие определения познания, эволюции его форм, исследование проблем теории познания, обозначение роли практики в процессе познания.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

определить сущность познавательного процесса, рассмотреть его формы;

рассмотреть особенности чувственного, рационального и интуитивного этапов познания;

выявить особенности философской проблемы истины и ее критериев;

определить роль практики в процессе познания.

 

 

 

  1. Эволюция форм познавательной деятельности человека

 

Познание выполняет роль регулятора человеческой деятельности. В зависимости от вида познания, соответственно, и сама роль выполняется по-разному. 

Деятельность человека, возможно рассматривать, как достаточно сложный и организованный процесс преобразования объектов. В процессе преобразования продукты одного вида деятельности перетекают в другую, и, таким образом, становятся ее компонентами. Деятельности присущи субъектная (цели, знания, ценности, а также навыки) и объектная сторона (взаимодействие средств с предметами деятельности).

На первоначальных этапах эволюции человеческого общества, субъектная и предметная стороны практической деятельности рассматриваются как единое целое. Познание же, включая в характеристику объектов цели, способности, а также действия человека, лишь отображает способы изменения объектов.

В процессе развития самого общества, познание постепенно из характеристики предметних отношений исключает антропоморфические факторы. В большинстве своем, это происходит в силу развитие практики и развития средств и орудий труда. Свойства и состояния объектов перестают в понимании быть вызванными усилиями человека, а выступают непосредственным результатом взаимодействия самих природных предметов [1, с. 81]. Что приводит к совершенно новому представлению о силах природы.

Таким образом, познание на данном этапе развития общества, начинает отделять предметную сторону практики от ее субъективных факторов и, рассматривает данную сторону как особую, самостоятельную реальность.

Формами познавательной деятельности являются:

1. Наука. Наука ориентирована на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, исследование указанных объектов, как таковых, что подчиняются объективным законам функционирования и развития.

2. Художественное познание. Объекты, включенные в человеческую деятельность, берутся в определенной «спайке» с субъективными факторами и не могут быть отделены от них.

3. Обыденное познание. Стихийно-эмпирическое познание, отражает только те объекты, которые могут быть преобразованы в наличных способах и видах практического действия.

Стадии эволюции познания:

I-я стадия – преднаука. Изучает те вещи и определенные способы их изменения, с которыми человек многоразово сталкивался в производстве и повседневном (обыденном) опыте. Вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в виде (форме) идеальных объектов, которыми, в дальнейшем, мышление начинало оперировать. Идеальные объекты, таким образом, замещали объекты реального мира.

II-я стадия – научное познание. Исходные объекты заимствуются из ранее сформированных систем знания (языка) и, в дальнейшем, применяются для формирования новых знаний. Благодаря этому, наука получает возможность изучать предметные связи, которые могут встретиться в сложившихся стереотипах практики, а также проанализировать изменение объектов, которые могла бы освоить развивающаяся цивилизация [2, с. 111]. Т.к. научное познание начинает ориентироваться на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике, возникает потребность в научном эксперименте, то есть – в особой форме практики.

Говоря об определении процесса познания, выделяют следующие факторы:

внутренние (логико-гносеологические) и внешние (социально-экономические). Не пытаясь идеализировать влияние внешних факторов на науку, необходимо констатировать именно их доминирующую роль на современном этапе развития общества.

Предлагается трехуровневая концепция социальной детерминации научного познания:

  1. экономические отношения в жизнедеятельности индивидов в сфере

материального производства составляют уровень генетической (первичной) детерминации познания. Социально-экономические отношения оказывают решающее воздействие на общие условия научной деятельности и распространения знаний. Кроме перечисленного, оказывают влияние и на содержание наук об обществе и на направленность наук о природе;

  1. функциональная детерминация познания является господствующей

формой социальной деятельности ученых. Функциональная детерминация, - это детерминация механизмов познания, его содержания и форм "доминантой" общества, т.е. господствующей формой социальной деятельности (политическая организация общества, религия, право).

  1. духовное производство и культура, как производная форма

деятельности, которая выражает духовные отношения людей к реальным условиям бытия [3, с. 71].

Однако наука как развивается под воздействием внешних факторов, так и сопротивляется им. Происходит это в случае угрозы нарушения самой внутренней логики науки. Наука может заниматься исключительно теми проблемами, к решению которых она подошла своим предшествующим развитием. Внешние потребности выдвигают перед ней конкретные проблемы, которые ей необходимо решать, и потому именно они имеют прямое отношение к конкретной задаче науки и, в свою очередь, уже не могут оставаться внешними для науки факторами. Для того чтобы определенная практическая общественная потребность, оказала влияние на науку, эта потребность должна быть сформулирована в виде научной проблемы.

 

 

 

  1. Чувственное, рациональное, интуитивное познание

 

С античности, одной из основных задач философии было изучение познавательной деятельности, а также связанных с данной проблематикой задач. Самая ранняя и обоснованная теория познания, была предложена Аристотелем в своих работах.

В философии изучение процесса познания рассматривается в разделе гносеологии (от греч. «гнозис» - «знание»), изучающем природу и возможности познания, выявляет условия истинности познания.

В составе самой теории познания можно выделить:

- логику как дисциплину, которая изучает нормы мышления, ведущие к достижению правильного, истинного знания;

- эпистемологию (науковедение) как теорию научного познания.

Субъект в гносеологии, понимается как носитель познавательной и предметно-практической активности, направленной на предметы окружающей реальности. Субъект может быть как индивидуальным, так и коллективным. Объект - это непосредственно то, на что направлена деятельность субъекта. В процессе самопознания, сам субъект может выступать и как объект.

В европейской философии Нового времени процесс познания представлен как взаимодействие субъекта и объекта. Причём, до конца IVIII в. как в материалистических, так и в идеалистических теориях познания, субъект носит пассивный характер воздействий из окружающей реальности [4, с. 51].

На активной роли субъекта в процессе познания акцентирует внимание И. Кант. Указанное подчёркивание Кантом активности субъекта, носит характер знаменитого «коперниканский переворот в философии», В философии XIX-XXвв. утверждалось представление об активном взаимодействии субъекта и объекта в познании.

Познание определяется в качестве процесса отражения, а также воспроизведения действительности непосредственно в сознании субъекта.  В результате чего является новое знание о мире. Целью же всякого познания становится достижение истины, достоверного знания. Сами по себе истоки познания заключены в биологической необходимости выживания человека в окружающей среде. Задачу познания взяла на себя нервная система, высшей ступенью эволюции которой и является мышление, являющееся главным инструментом познавательной деятельности субъекта.

Основной вопрос гносеологии состоит в определении возможности адекватного познания мира. Признающие возможность такого познания, условно называются гносеологическими оптимистами (гностиками). К гностикам можно отнести абсолютное большинство материалистов и объективных идеалистов. Сомневающиеся в возможности адекватного познания мира, называют скептиками. Отрицающих возможность познания мира, называют гносеологическими пессимистами (агностиками). Скептицизм и агностицизм особенно распространены среди представителей субъективного идеализма (Д. Юм, И. Кант) [5, с. 141].

Познание имеет две ступени:

1. Чувственное  отражение действительности

2. Рациональное  отражение действительности

Однако эти два уровня познания не существуют раздельно, а взаимосвязаны между собой. Этому делению в науке соответствует разделение между эмпирическими и теоретическими методами познания.

Чувственное познание осуществляется с помощью органов чувств, которые были сформированы у человека в результате биологической эволюции. Затем способность к ощущениям совершенствуется благодаря многочисленным инструментам, изобретённым человеком [5, 143]. Сами по себе органы чувств человека нельзя определить как совершенные, они на порядок уступают органам чувств животного мира, но человек компенсирует это изобретением приборов и развитием мышления.

На чувственной ступени процесса познания можно выделить три последовательных уровня: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это получение чувственной информации об отдельных свойствах объекта, посредством таких чувств человека как: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Каждое чувство даёт нам особую информацию, которая соединяется, в свою очередь, со сведениями, которые человеку дают другие чувства. Ощущения соединяются в восприятия. На данном этапе, человек получает определенный целостный образ предмета при взаимодействии с ним. Восприятие дают несколько больше знаний, чем сами ощущения. Ощущение и восприятие в целом, обеспечивают прямую связь сознания с внешним миром. Чувственное всегда схватывает единичное, ограниченное. Образы, создаваемые ощущениями и восприятием, не обязательно полноценно и адекватно отражают окружающую реальность. В этом случае мы имеем дело с иллюзиями, такими как плоская Земля, движение Солнца вокруг Земли, изломанная ложка в стакане с водой и т.д. Представление являет собой чувственный обобщённый образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Связь представления с объектами окружающего мира возникает без непосредственного контакта сознания с предметами и их свойствами.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"