Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 11:30, контрольная работа
Целью настоящей работы является раскрытие определения познания, эволюции его форм, исследование проблем теории познания, обозначение роли практики в процессе познания.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
определить сущность познавательного процесса, рассмотреть его формы;
рассмотреть особенности чувственного, рационального и интуитивного этапов познания;
выявить особенности философской проблемы истины и ее критериев;
определить роль практики в процессе познания.
Введение
1. Эволюция форм познавательной деятельности человека 4
2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание 7
3. Философское учение об истине 12
4. Практика и ее роль в познании 14
Заключение
Список использованных источников
Одной из главных проблематик гносеологии является проблема истины. В некоторых религиозных учениях, Бог является истиной, Абсолют – первооснова всего. Полным овладением истины является слияние божественного начала и человеческой души (буддизм, йога, христианство).
Классическим в теории познание стало, сформулированное Аристотелем, определение истины. Согласно определения Аристотеля, истина – это знание, соответствующее действительности [7, с. 87]. Но у этого определения имеется серьезный недостаток: как возможно определить это соответствие достоверно, ведь любая информация о действительности нам представлена в виде знания о ней.
Таким образом, приходим к следующему определению истины сформулированным сторонниками позитивистской традиции: истина – это такое знание об объекте, которое согласуется с другими знаниями о нем. В философии науки оно развивалось А. Пуанкаре (1854–1912) и получило название конвенциализма [7, с. 91]. Определение истины как знания, согласованного с другими знаниями, является, пожалуй, наиболее приемлемым из ее определений.
Заблуждение является противоположностью истине, однако оно отличается от лжи, в силу того, что не является преднамеренным. Противоположностью лжи же является правда, а не истина, которая включает в себя истину, однако не сводится к ней – в ней отражается еще и нравственная оценка того, кто выражает истину.
Не является истиной и правильность знания. Правильность – это логическая характеристика знания, выражающая, прежде всего, его непротиворечивость [9, с. 137]. Знание может быть правильным, но не являться истинным, так как кроме соответствия логическим нормам, она должна соответствовать и другим знаниям, например, полученным практическим путем.
Как же тогда отличить истину от заблуждения? Главным моментом является проблема сравнения знания об объекте с самим объектом. Любая информация об объекте нам может быть дана только в виде его отражения нашей же психикой. Если изначально мы получаем знание об объекте из теоретических источников, а затем проверяем его соответствие действительности, то вся процедура такой проверки оказывается операцией сравнения теоретической информации об объекте с информацией о нем, полученной с помощью органов чувств. Если полученное эмпирическое знание не противоречит знанию теоретическому, то последнее выносится как истина.
В процессе проверки истины участвует также и мировоззренческое знание. Это знание концентрирует наиболее ценный жизненный опыт личности и носит характер убеждения. Если теоретическое знание вписывается в границы практического и мировоззренческого знаний, то у человека, соответственно, создается чувство уверенности в его истинности.
Однако процесс проверки истины является куда более сложным. Новое теоретическое знание сопоставляется с другими теориями и существующими в данной области принципами. То же происходит и в процессе получения эмпирических результатов: меняются условия наблюдения и эксперимента, рассматриваются аналогичные ситуации в других областях знания, возникшие при иных обстоятельствах.
Так, например, в процессе получения истины по уголовному делу, имеет место согласование различных знаний: данных различных экспертиз, результатов следственного эксперимента, показаний свидетелей и т.д.
Таким образом, критериями истины являются:
а) соответствие знания логическим нормам;
б) согласованность знания с господствующими в этой области теориями, истинность которых не вызывает сомнения;
в) соответствие знания убеждениям субъекта (мировоззренческий критерий);
г) согласованность знаний, полученных теоретическим, умозрительным путем, со знаниями эмпирического характера.
Согласно принципов теории познания, гносеология исходит из признания следующего момента: знания человечества о законах природы, которые проверенные опытом, общественно-исторической практикою, являются достоверными знаниями и, имеют значение истины. Основой основ всего познания является практика.
Античные материалисты считали, что люди познают предметы и явления природы в силу того, что последние действуют непосредственно на органы человека пассивного. Они не могли принять, что человек - существо действующее, в силу чего изменяет природу и общество; что между человеком и природой существует взаимодействие, определяющая роль в которой безусловно принадлежит человеческому труду. В процессе труда человек познает природу и, соответственно, ее законы. В работах материалистов возможно встретить понятие "опыт" и "практика", однако в них шла речь об эксперименте, как о личном (индивидуальном) опыте философа. В понимании Гегеля, который отводил важную роль практики в познании, практика отражалась только как духовная деятельность, "волевая деятельность идеи" [10, с. 111] .
Несмотря на внутреннее единство между практикой и теорией, приоритет принадлежит именно практической деятельности. При этом теория призвана опережать практику, выявляя объективные потребности и тенденции социального развития.
Практика - деятельность человека (материальная, чувственно-предметная, несущая в себе определенные цели), имеющего своим содержанием усвоение и преобразование природных и социальных объектов и, составляет общую основу, движущую силу развития всего человеческого общества и познания.
Структура практики включает в себя: потребность, цель, мотив, целесообразную деятельность в виде ее некоторых актов, предмет, к которому непосредственно направлена деятельность; средства, с помощью которых достигается определенная цель и, безусловно, результат деятельности
Практика - это осознанная, целенаправленная, многогранная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, на приспособление природного и общественной среды к потребностям людей и общества в целом, ведущая к преобразованиям объективного мира [10, с. 113].
Важнейшие виды практической деятельности:
В таком обширном понимании практика и составляет основу самого процесса познания, выполняя при этом, огромную теоретико-познавательную и гносеологическую роль
Проблема практики в познании - это взаимодействие субъекта и объекта. От периода античности и до периода немецкой классической философии, субъект - это человек, как особое существо природы, которому присущи сознание, способность осознавать себя и свою деятельность. Социальная сущность человека не играла никакой роли в преобразовании окружающего мира. Объект познания - весь материальный мир, существующий вне субъекта и его деятельности, а также, активно влияющий на субъект. По этой причине, связь между субъектом и объектом сводилась, в большинстве своем, к тому, что субъект пассивно воспринимает объективный мир.
В теории познания диалектического материализма, субъектом познания выступает человек как биологическое и уже социальное существо, находящийся в определенных отношениях с другими людьми.
Субъект и объект носят общественный характер, взаимоотношения между ними происходят на основе практики.
Таким образом, объектом познания на каждой исторической ступени развития общества, выступает не вся материя, а только та ее часть, которая находится непосредственно во взаимодействии с субъектом в его практической деятельности.
Итак, взаимодействия на основе практической деятельности, между субъектом и объектом являются обязательным условием познания. Первостепенным здесь является объект, в силу того, что именно он обусловливает возможности собственного изменения.
Гносеологическими функциями практики можно назвать:
3. практика связана с процессом познания в силу того, что познание объективного мира обусловлено потребностями общественной практики людей;
4. практика показывает человеку объект познания [9, с. 147].
Таким образом, отправной точкой и основой всего познания является именно практика. Научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, когда они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания является практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека.