Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 16:27, контрольная работа
Вопрос 1 «Какую теорию противопоставляет Ф. Петрарка средневековому теоцентризму»
Вопрос 2 «Филосовское определение материи. В чем его смысл. Атрибуты материи»
Введение
Глава I. Противопоставление идей Ф. Петрарки средневековому
теоцентризму:
1.1 Особенности теоцентрического мировоззрения;
1.2 Идеи гуманизма Ф.Петрарки.
Глава II. Философское определение материи:
2.1. Философия о понятии «материя»;
2.2. Атрибуты материи: время, пространство, отражение,
движение.
Заключение
Список использованной литературы
2
НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
по дисциплине: «ФИЛОСОФИЯ»
тема: Вопрос 1 «Какую теорию противопоставляет Ф. Петрарка средневековому теоцентризму»
Вопрос 2 «Филосовское определение материи. В чем его смысл. Атрибуты материи»
Выполнил студент 2 курса гр. № 18
сп-ть «Таможенное дело»
Матвеев Максим Геннадьевич
2012 год
Содержание:
Введение
Глава I. Противопоставление идей Ф. Петрарки средневековому
теоцентризму:
1.1 Особенности теоцентрического мировоззрения;
1.2 Идеи гуманизма Ф.Петрарки.
Глава II. Философское определение материи:
2.1. Философия о понятии «материя»;
2.2. Атрибуты материи: время, пространство, отражение,
движение.
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Актуальность. Тема освещения и решения вопросов философии актуальна всегда. На объективное решение проблем и задач современного общества, окружающего мира влияет познание философии, изучение трактатов философов – мыслителей.
В данной работе мы раскроем следующие вопросы:
Вопрос 1. Какую теорию противопоставляет Ф.Петрарка средневековому теоцентирзму;
Вопрос 2. Философское определение материи. Его смысл. Атрибуты материи.
Цель работы: исследование вышеприведенных вопросов, предполагаемых к раскрытию.
Цель определила постановку задач работы:
- раскрыть и осветить основные идеи гуманизма Ф.Петрарки в противовес средневековому теоцентризму;
- дать философское определение материи;
- охарактеризовать атрибуты материи.
Хронологические рамки исследования охватывают период от античности до современности.
Научная новизна заключается в том, что в работе сгруппирован материал на основе различных источников и литературы, представляя собой единое целое.
Практическая значимость работы заключается в том, что данной работой может воспользоваться студент или преподаватель при изучении вопросов философии.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, включающих по два подпункта, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Противопоставление идей Ф. Петрарки средневековому теоцентризму.
1.1 Особенности теоцентрического мировоззрения.
Важнейшую опору теоцентрического мировоззрения Средневековья составляла идея уподобления Богу. Бог мыслился как внемировое, таинственное существо, субстанционально противопоставленное природе и человеку. Уподобление Богу при таком понимании становилось тщетной попыткой слабого и конечного человека дотянуться до сверхприродного божественного существа.
Показательным документом пренебрежительно-аскетической трактовки стал один из многих трактатов видного католического теолога кардинала ди Сеньи, будущего могущественного папы Иннокентия III. Идейная направленность этого переполненного цитациями из Библии трактата проводится весьма настойчиво и выражена уже в самом заголовке – «О презрении к миру, или О ничтожестве человеческого состояния»[1]. Основная идейная база автора – догмат о первородном грехе Адама и Евы. В свете его развивается крайне пессимистическая оценка антропологии, психологии и моральности человека и человечества. Потомки Адама и Евы в своих жизненных функциях уступают многим животным, демонстрирующим большую силу, большую ловкость и большую приспособленность к условиям своей жизни. Чувства человека объявляются безнравственными. Душа фактически лишена в этом трактате познавательной силы, в которой проявляется подлинное превосходство человека над любым животным.
Если в теоцентрическом мировоззрении Средневековья заметно преобладало восприятие человека как родового существа, то гуманистический антропоцентризм видел в нем, прежде всего индивидуальное существо, духовные потребности которого неотделимы от телесных, тоже с необходимостью взывавших к удовлетворению. Отсюда дружное неприятие гуманистами идей кардинала ди Сеньи, книга которого была им хорошо известна. Её мрачный пессимизм отвергал Петрарка в одной из глав своего трактата «О средствах против всякой фортуны», а затем и другие гуманисты.
1.2. Идеи гуманизма Франческо Петрарки
В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходит в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Начиная с XIV в.в Италии формируется новое мировоззрение – гуманизм.
В современности гуманизмом обычно называют хорошие, справедливые, «гуманные» отношения между людьми. В эпоху Возрождения под гуманизмом понимали интерес к человеку, изучение человека и его земных проблем, рассмотрение человека как центра мироздания. Гуманизм противостоял старой средневековой мировоззренческой традиции – теоцентризму.
Капиталистические преобразования, начавшиеся в Европе в XIV в., заставили коренным образом переосмыслить представления о человеке. Гуманизм возникает потому, что буржуазное общество предъявляет новые требования к личности. При капитализме добивается успеха не смиренный и «тихий», а активный и энергичный. Появляется спрос на образованную, активную личность, стремящуюся к проявлению своих способностей и полному удовлетворению потребностей. Поэтому первые гуманисты создают новый идеал человека – это всесторонне развитая личность.
Поэт и философ Франческо Петрарка – общепризнанный родоначальник гуманистического движения в Италии. Петрарка явил собой яркий пример творчески многогранной личности эпохи Возрождения. Он – один из величайших лирических поэтов Италии, автор книги стихов, посвященных его возлюбленной Лауре. Поэзия Петрарки играла огромную, в ряде отношений ведущую роль в развитии гуманистического, антиаскетического движения.
Петрарка возвещает одну из кардинальных гуманистических идей – настоятельную необходимость познания человека. Путь познания мучителен. Гуманист неоднократно высказывает мысль, что углубление во внутренний мир тесно связано с красноречием, дающим возможность общаться с другими людьми, ибо, обретя себя, человек находит своё место и в обществе.
В произведениях Петрарки звучит мотив, характерный для последующего развития новой идеологии. Разумом и мудростью, по его убеждению, наделены немногие образованные люди, остальные же – «глупцы», «стадо лишенных разума животных», лишь внешне сохранивших человеческий облик. Для Петрарки «народ», большинство тех, кто не заслуживает уважения, - люди неученые и корыстные, принадлежащие к самым различным слоям общества. Он противопоставляет себя «толпе жаждущих неизменной прибыли», свою ученость – невежеству многих[2].
Главным достоинством, благодаря которому человек возвышается над «толпой», Петрарка считает не знатное происхождение, а высокую образованность, занятия наукой, поэзией, иными словами – сопричастность новой культуре. Пренебрежительное отношение к людям необразованным и людям, помышляющим о материальных благах, имело и другую сторону: оно было связано с гуманистическим представлением о том, что благородство человека основывается не на знатности, а на его собственных деяниях.
Петрарка считал испорченным свой век, в котором якобы всё более исчезают мудрость и добродетель, и искал прибежища в античности. «С наибольшим рвением предавался я изучению древности, ибо время, в котором я жил, было мне всегда так не по душе, что если бы не препятствовала тому моя привязанность к любимым мною, я всегда желал бы быть рожденным в любой другой век, и, чтобы забыть этот, постоянно старался жить душою в иных веках»[3]. Эти «иные века», разумеется, не Средневековье, а древность.
Несущественно, что реальная жизнь Петрарки, отнюдь не всегда совпадала с той, какой он изображал её в письмах и других произведениях: важно, каким он представлялся людям XIV в. Они видели в нем достойный образец для подражания.
Глава II. Философское определение материи
2.1 Философия о понятии «материя»
Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность
«Материя» - фундаментальное понятие философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.
У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.
У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух и идея порождают материю.
В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять понятие «материя», но только как синоним слова «ничто». Другие представители субъективного идеализма (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают существование материи, но сводят ее к «совокупности (комплексам) ощущений». Материя, вещь, предмет, по их мнению, - это комплекс ощущений человека. Именно ощущения человека создают, конструируют их.
В материалистической философии также существуют разные представления о материи. Но для всех философов - материалистов характерно признание за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.
Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно - конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего существующего в мире. Его суть составляла поиск основы (субстанции) мира. Так, например, древнегреческий философ Фалде из Милета (начало и середина VI в. до н.э.) считал, что все произошло из воды. Даже земля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева. Представитель той же Милетской школы - философ Аваксимен утверждал, что все вещи происходят из воздуха, за счет его разряжения, или сгущения. Воздушные испарения, поднимаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила и, наоборот, твердые вещества – земля, камни и т. д. – есть ни что иное, как сгустившийся и застывший воздух.
Гераклит из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь. Кстати, огонь у Гераклита - это и образ вечного движения. «Этот космос, - доказывал он, - один и тот же для всех, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно возгорающимся и мерно угасающим»[4].
Конечно, трудно было представить, что в основе разнообразия вещей и процессов находится что-то одно. Поэтому впоследствии философы стали рассматривать в качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу. Так, например, Эмпедокл (V в. до н.э.) говорил о 4-х элементах, как о корнях всех вещей: огне, воздухе (эфире), воде и земле.