Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 16:27, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1 «Какую теорию противопоставляет Ф. Петрарка средневековому теоцентризму»
Вопрос 2 «Филосовское определение материи. В чем его смысл. Атрибуты материи»

Содержание

Введение
Глава I. Противопоставление идей Ф. Петрарки средневековому
теоцентризму:
1.1 Особенности теоцентрического мировоззрения;
1.2 Идеи гуманизма Ф.Петрарки.
Глава II. Философское определение материи:
2.1. Философия о понятии «материя»;
2.2. Атрибуты материи: время, пространство, отражение,
движение.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экзаменационная работа по философии.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Другой древнегреческий философ Анаксагор учил, что мир состоит из бесконечного числа «семян» - делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть части­ца каждой другой, в белом заключено черное, в чер­ном - белое, в тяжелом - легкое и т. д. «Жизнь ми­ра, - подчеркивал Анаксагор, - есть процесс»[5].

Оце­нивая эти взгляды Анаксагора, нельзя не видеть, что его философия практически подготовила атомисти­ческий материализм.

Атомистический материализм связан с именами древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита (IV в. до н.э.). Материя отождествлялась ими с бес­структурными атомами (атом в переводе с греческо­го означает «неделимый»). По Демокриту, бытие складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны (например, душа со­стоит из круглых атомов), не подвергаются никакому воздействию извне, неспособны ни к какому измене­нию, они вечны и неуничтожимы. Они обладают определенным размером, массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. «Глазу атомы совершенно не видимы, - замечал Демокрит, но, однако, они могут быть вполне видимыми в умственном смысле»[6]. Жизнь, с точки зрения Демокрита, - это соедине­ние атомов, смерть - их разложение. Душа тоже смертна, ибо ее атомы могут разлагаться.

Взгляд на материю как на бесчисленное множест­во атомов, без каких-либо заметных изменений, со­хранялся в различных школах философского мате­риализма вплоть до начала ХХ века. Отождествление материи с веществом (и с неделимыми атомами в его основе) был характерен и для французских материа­листов XVIII века, и для Л. Фейербаха.

Наиболее глубокие революционные изменения происходили в конце XIX и начале XX века в естествознании, особенно в физике. Они были столь фундаментальны, что породили не только кризис физики,  но очень серьезно затронули и ее философские основания.  К числу важнейших открытий, подорвавших основы механической картины мира, относились, в частности обнаружение рентгеновских лучей  (1895 г.),  радиоактивности урана  (1896 г., А. Беккерель, Л. Кюри, М. Складовская - Кюри),  электрона (1897 г., Д. Томсон). К 1903 г., отметим, были достигнуты значительные результаты в исследовании радиоактивности:  получило определенное обоснование ее объяснение  как спонтанного распада атомов,  была доказана превращаемость химических элементов. М. Планком была создана теория квантов, энергии микрообъектов, А. Эйнштейн раскрыл количественную связь между массой тел и энергией связи их атомов.

Объяснить указанные открытия в рамках механической картины мира не удавалось; все более явной становилась недостаточность классико-механического понимания физической реальности. Это вызвало определенное замешательство у ряда крупных физиков.

Все это привело к коренному пересмотру преж­них устоявшихся представлений о строении материи. Рухнуло основное положение атомистического мате­риализма о неделимости, неизменности и о неуничтожимости атома, что послужило поводом для опро­вержения материализма в свете новейших выводов естествознания.

С развитием естествознания происходит смена одного научного представления о мире (материи) другим, более глу­боким и основательным. Однако такая смена конкретных научных представлений не может опроверг­нуть смысл и значение философского понятия «материя», которая служит для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощу­щениях и существующей независимо от них.

Итак, в основе современного научного представления о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Например, макротело можно рассматривать как определенную организацию молекул. Любая молекула тоже является системой, которая состоит из атомов и определенных связи между ними. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это является условием существования системы как целого.

Любой объект материального мира уникален и нетождественен другому. Наличие общих признаков оранизации позволяет объединить раличные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи связаны между собой генетически, то есть каждый из них развивается из другого.

 

 

 

 

2.2 Атрибуты материи: время, пространство, отражение,

движение.

Время и пространство - основные формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении времени и пространства к материи, т. е., являются ли время и пространство реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании.

Философы-идеалисты отрицают зависимость времени и пространства от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель).

Материализм подчеркивает объективный характер времени и пространства. В том, что время и пространство неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, время же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т.е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь времени  и пространства с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью времени и пространства и что, следовательно, материя, движение.

Время и пространство неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в современной физики. Естествознание XVIII - XIX в.в., говоря об объективности времени и пространства, рассматривало их в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до XX в. отождествляли пространство пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время - протекающим равномерно.

Современная физика отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной вселенной. Главный вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что время и пространство существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в которой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании современной теории времени  и пространства большую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о времени и пространстве как внеопытных формах чувственного восприятия. Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи пространственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о времени и пространстве используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном времени и пространстве.

Итак, пpостpанство и вpемя - это всеобщие фоpмы существования матеpии. Нет и на может  быть матеpии вне пpостpанства  и вpемени.  Как и матеpия,  пpостpанство и вpемя объективны,   независимы   от   сознания. Пpостpанство и вpемя зависят  не только от  матеpии, но и дpуг от дpуга.  Это обнаpуживается даже пpи  пpостом механическом пеpемещении:  по положению солнца на небе можно опpеделить вpемя, а для опpеделеничя  кооpдинат космического  коpабля  нужно задать вpемя.

Вpемя  и  пpостpанство  обладают  общими  свойствами.  К  ним относятся:

- объективность и независимость от сознания человека;

- их абсолютность как атpибутов матеpии;

- неpазpывная связь дpуг с дpугом и движением;

- единство пpеpывного и непpеpывного в их стpуктуpе;

- зависимость от пpоцессов pазвития и стpуктуpных изменений в

матеpиальных системах;

- количественная и качественная бесконечность.

К общим свойствам пpостpанства относятся:

- протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;

- связность и непpеpывность, котоpая пpоявляется физическим воздействием через поля различного хаpактеpа перемещения тел;

- относительная пpеpывность,  т.е. раздельное существование материальных  тел,  каждому из  которых  присущи  свои  границы и pазмеpы.

К общим свойствам времени относятся:

- объективность, неpазpывная связь с атpибутами матеpии   (пpостpанством, движением и дp.);

- длительность, выpажающая последовательность существования и смены состояний тел, обpазовывается  из  возникающих дpуг за дpугом   моментов   вpемени,   котоpые   составляют   весь  пеpиод существования тела  от его   возникновения и до  пеpехода в дpугие фоpмы.

Но не смотpя на  индивидуальные свойства,  отличающие дpуг от дpуга  пpостpанство  и вpемя,  в миpе нет матеpии,  котоpая бы не обладала пpостpанственно - вpеменными свойствами, так же, как вpемя и пpостpанство  не  существуют  сами  по  себе,  вне  матеpии или независимо  от  нее. Весь  опыт  человечества,  в том числе данные научных исследований,  говоpит  о том,  что нет вечных пpедметов, пpоцессов и явлений.  Даже небесные тела,  существующие миллиаpды лет,  имеют начало и конец,  возникают и гибнут.Ведь, погибая или pазpушаясь,  пpедметы не  исчезают  бесследно,  а  пpевpащаются в дpугие  пpедметы  и явления.

«...Но для философии, существовавшее вpемя, пpежде всего, а затем и пpостpанство есть поpождение  событий,  актов в глубине бытия,  до всякой объективности. Пеpвичный акт не пpедполагает ни вpемени, ни пpостpанства, он поpождает вpемя и пpостpанство» [7].

Отражение – всеобщее свойство материи.

Все явления, объекты, процессы объективность существующего материального мира беспрестанно взаимодействует между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают изменения. Каждое из взаимодействий объектов, процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них изменения, оставляет след в том объекте, явлении, процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов.

Отражение - всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие.

Основные свойства объекта:

Неживая природа:

- в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка;

- воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов.

Живая природа:

- отрицание активно;

- всегда целенаправленно;

- оно может носить опережающий характер;

- несет функциональный характер.

Характеризуется отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-материалистическая форма формулирует исходные предпосылки для понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания.

Важнейшей из этих предпосылок является положение о том, что любые формы и виды отражения, ощущения, психики, сознания возникает и существует в рамках взаимодействия матер. образований и систем, находящихся на разных уровнях развития.

Движение – способ существования материи.

Существование любого материального объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется взаимодействие между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые организмы существуют только благодаря взаимодействию составляющих их молекул, клеток и органов; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимодействию различных подсистем социального организма.

Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями обществ происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложные системы, становиться их элементами. Например, ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул, из молекул могут строиться макротела и т. д. Итак, структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"