Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 18:23, контрольная работа
Философия с момента своего возникновения всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения. Мировоззрение – это ядро, стержень сознания и самосознания личности.
Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни.
1. Введение ………………………………………………………………… 3
2. Развитие в учении Аврелия Августина важнейших философско- теологических идей патристики ……………………………………….. 4
3. Философская концепция знания и его формы ………………………… 10
4. Сравнительный анализ политического и правового сознания. Обоснование особенностей их влияния на развитие общества ………. 13
5. Заключение ……………………………………………………………….. 17
6. Список используемой литературы ……………………………………... 18
МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине « Ф И Л О С О Ф И Я »
вариант № 6
Выполнил: студент 3 курса
группа ЭЗПФ-09
Марухова Татьяна Анатольевна
Проверил: Тюрина Юлия Эдуардовна
Оценка: « »
Подпись _______________
КАЛУГА – 2009 г.
6. Список используемой литературы ……………………………………... 18
Философия
с момента своего
Именно
поэтому философия во все
Средневековье принципиально
Соответственно, решаемые ею проблемы призваны были служить обоснованию бытия Бога и апологетике божественных истин Священного Писания. Крупнейшими философами своего времени были Отцы церкви (от лат. pater — отец произошло название этого богословско-философского направления). Они решали проблемы бытия Бога, обоснования Его триединой сущности, отношения веры и разума, Божественной предопределенности бренной человеческой жизни, возможности загробного спасения души, проблемы существования зла в мире и подобные им. В патристике прослеживается влияние учения Платона, пришедшего в это направление через раннее христианство.
Патристика (от греч. pathr, или лат. pater, «отец»), термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1 - 8 вв., т.н. «отцов церкви». Сейчас под ним понимают совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т. н. «отцов церкви» .
В широком смысле патристика — доктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства и эллинского литературно-философского наследия. Особенностью патристики как историко-философского феномена является декларативный отказ от свободного философского поиска. В отличие от античной философии, патристика признает единую истину Откровения, которая нуждается не в разыскании и обосновании, а в разъяснении и истолковании, и является достоянием всего христианского сообщества. Христианская традиция считает патристику единым учением, раскрытым различными авторами с различной глубиной: монотеистическая религия как тотальное духовное явление требует от философствующих адептов почти абсолютного теоретического конформизма.
Развитие в учении Аврелия Августина важнейших философско- теологических идей патристики
Одним из влиятельных представителей периода патристики и наиболее выдающимся из «отцов церкви» был христианский богослов и философ-мистик Аврелий Августин (354-430).
Для Августина истинная философия и истинная религия – одно и тоже. Все его мировоззрение носит фидеистический характер, подчиняясь принципу: «Без веры нет знания, нет истины».
Истину Августин
находит в христианстве, к которому
переходит в 387г. прежде
Обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона – «это мысли творца перед актом творения».Бог создал мир из ничего. Спасение человека, прежде всего в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града божьего» на Земле. Он рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности, которая основана «на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу», и «град божий» – духовную общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».
Его основными
трактатами являются: «Исповедь», «Град
человеческий», «Град божий».
В этом сочинении
он развил христианскую концепц
Учение Августина
стало определяющим духовным
фактором средневекового
Христианской
основе своей философии
Бог является
высшей сущностью, только его
существование вытекает из
Также Бог является наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абсолютного познания. В то же время он выступает и причиной познания, вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря богу, так и всякое благо происходит от бога.
Душу
Августин понимает чисто
Утверждение, что основой духовной жизни является воля, но не разум основано на том, что сущность каждой вещи проявляется в ее активности, но не в пассивности. Отсюда вытекает заключение, что человеческую сущность характеризует не разум, который имеет пассивный характер, но действия, активная воля. Учение Августина о первенстве воли отличается от древнегреческого рационализма. Иррационалитическое понимание человеческого духа приходит к тому, что сущностью духа является свободная воля.
Мировоззрение Августина
очень четко противостояло
Согласно Августину, мир как свободный акт бога является творением разумным, бог создал его на основе собственной идеи. Христианский платонизм был августинианским вариантом учения Платона об идеях, которое понималось в теологическом и персоналистическом духе. В боге сокрыт идеальный образец реального мира. Как у Платона, так и у Августина существуют два мира: идеальный - в боге и реальный - в мире и пространстве, возникший благодаря воплощению идеи в материю.
Августин полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которое должна определить философия. Счастья можно достигнуть в едином - в боге. Достижение человеческого счастья предполагает прежде всего познание бога и испытание души. Он считал, что познание возможно и искал такой способ познания, который не подвержен заблуждениям, пытался установить определенную надежную точку как исходный путь познания.
Он находит еще один пункт, подтверждающий возможность познания. В подходе скептиков к миру, в самом сомнении он видит определенность, достоверность сознания, ибо можно сомневаться во всем, но не в том, что мы сомневаемся. Это сознание сомнения при познании является непоколебимой истиной.
Сущность теории познания Августина - априорность; творцом всех идей и понятий является бог. Человеческое познание о вечных и неизменных идеях убеждает человека, что их источником может быть лишь абсолют - вечный и надвременный, бестелесный бог. Человек не может быть творцом, он лишь воспринимает божественные идеи.
Истину о боге не может познать разум, но вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и познания. При этом он стремился не возвысить разум, но лишь его дополнить. Вера и разум взаимно дополняют друг друга: "Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь".
Августин смешивает веру вообще и религиозную веру, освященную авторитетом церкви. Однако вера, которая опирается на опыт, в целом совсем иная, она имеет другую суть и характер, чем религиозная вера, исходящая из "истин" Священного писания.
Наиболее проблематичной в философии Августина была оценка добра и зла в мире С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым. С другой стороны, существование зла несомненно. Августин исходил из того, что зло не принадлежит природе, но является продуктом свободного творчества. Бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. Нет абсолютного зла, лишь добро абсолютно. Зло возникает там, где ничто не делается хорошо, зло - это отвращение от высших целей, это либо гордыня, либо вожделенность. Гордыня проистекает из стремления обойтись без бога, вожделенность - из страстей, направленных на преходящие вещи. Августин не отрицает наличия зла в мире, однако понимает его чисто негативно, как отсутствие добра.
Этике Августина присуще то, что он приписывал злу другое происхождение, чем добру. Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же проистекает от бога, продукт божьей милости. Человек отвечает за зло, но не за добро.
По поводу понятия любви Августин остро полемизировал с бриттским монахом Пелагием. Выступая против концепции Пелагия о необремененности человека первородным грехом, развивает учение о предопределенности. Согласно этому учению, Адам как первый человек родился свободным и безгрешным. У него была возможность следовать за божьей волей и достичь бессмертия. Однако люди в лице Адама, искушенного дьяволом, совершили грех. Поэтому все поколения людей не свободны, обременены грехом и смертью, которая, по апостолу Павлу, есть возмездие за грехи .
Августин попытался объяснить такие основные категории времени, как настоящее, прошлое, будущее. Ни прошлое, ни будущее не имеют действительной ориентации, она присуща лишь настоящему, посредством которого нечто может мыслиться как прошлое или будущее. Прошлое связано с человеческой памятью, будущее заключено в надежде.
Приведение как будущего, так и прошлого к настоящему доказывает божественную, совершенную абсолютность. В боге раз и навсегда соединены настоящее с прошлым и будущим. Августиново понимание противоположности абсолютной вечности бога и реальной изменчивости материального и человеческого мира стало одной из основ христианского мировоззрения.
На идее неравенства основана социально-политическая доктрина Августина, которую он отстаивает как вечный и неизменный принцип общественной жизни. Неравенство является стороной иерархической структуры общественного организма, созданного богом. Земная иерархия - отражение иерархии небесной, "монархом" которой является бог.