Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Философия с момента своего возникновения всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения. Мировоззрение – это ядро, стержень сознания и самосознания личности.
Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………… 3
2. Развитие в учении Аврелия Августина важнейших философско- теологических идей патристики ……………………………………….. 4
3. Философская концепция знания и его формы ………………………… 10
4. Сравнительный анализ политического и правового сознания. Обоснование особенностей их влияния на развитие общества ………. 13
5. Заключение ……………………………………………………………….. 17
6. Список используемой литературы ……………………………………... 18

Вложенные файлы: 1 файл

Философия (Контрольная).doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

  В философии истории  он выступает против как языческих религиозных представлений, так и нерелигиозных этических и философских концепций. Языческих богов он отвергает как бессильных демонов, порожденных поэтической фантазией. Им он противопоставляет единого и всемогущего бога.

Августин выдвигает мысль о единстве человеческой божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделимых сферах, содержанием которых является бой двух царств (градов) - божьего и земного. Божий град представляет меньшую часть человечества - это те, которые своим морально-религиозным поведением заслужили у бога спасение и милосердие; в земном граде, напротив, остаются люди самолюбивые, алчные, эгоисты, которые забывают о боге. Главной предпосылкой  принадлежности к граду божьему служат смирение и покорность как перед богом, так и перед церковью.

       Церковь в истории занимает особое положение: она является обществом Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных, и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь является зримым представителем царства божьего на земле. Светский  град и его государство также установлены богом, но они не имеют привилегированного положения, как церковь, которая занимает высшее положение, и государство должно ей служить. Только при таких условиях возможно возникновение гармоничного общественного организма.

Августин заложил основы новой христианской философии. Его  философия  основана на доверии к силам воли, веры, любви и милости, но ни в коем случае не к силам разума и доказательств.

                               Философская концепция знания и его формы

       Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте, достигнув своей классической формы в Древней Греции.

   Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Миф выступал как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включал в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природы и т.д.

    Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой - эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл.

  Т.е.формирование философии происходило на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения обращения к природным, причинным связям. Со временем основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении человека к миру) и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединенным и от мифологического, и от религиозного мировоззрения.

      Мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, принципов, лежащих в основе общих представлений о мире, месте человека в нем, жизненных позициях, программах и нормах поведения людей.

        Ведущими формами мировоззрения являются :

    Мифологическое - основано на мифе, в котором обозначены закономерности, образцы поведения, правила, соответствующие сакральному порядку;

    Религиозное – в основе лежит принцип служения трансцендентному началу - божеству, поддержание установленного им порядка, зафиксированного в заповедях, догматах, религиозных добродетелях;                                                

       Идеологическое мировоззрение основывается, прежде всего, на политических интересах; противостоянии другим взглядам на мир; стремлении добиться победы над идеологическим противником;

      Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем.

        Итак, на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. В содержание философского знания входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук ("атом", "вещество" и т.п.), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания (пример - "закон сохранения и превращения энергии").        

      Со стороны  философских понятий и средств познания, философия  имеет немало моментов, говорящих о ее научности и о ее вхождении, по крайней мере, в некоторых отношениях, в сферу научного знания.

        Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное. Знание становится научным тогда, когда оно достигает некоторого, достаточно высокого уровня развития, порога научности.

       Философия входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания. Ее предметная специфика как вида научного знания - в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

Одним из вариантов выяснения особенностей различных форм знания является  выяснение его связи со способами деятельности человека – практической, духовно-практической и теоретической.

Практическое  знание как обобщение опыта производственной, политической, врачебной, педагогической и других форм деятельности содержит определенные рекомендации и предписания. Оно не всегда вербализуется и передается иногда в виде рекомендации «делай как я». Плодотворное применение практического знания зависит от уровня опыта людей, воспринимающих это знание, их умение.

С помощью духовно-практического  знания (мифологическое, магическое, мистическое, религиозное, моральное, художественное, обыденное) накапливается и осознается социальный опыт, пропускаемый через призму человеческих интересов, межличностных отношений. Его сущностные черты – образность, наличие норм и предписаний, целей деятельности и идеалов. Оно позволяет лучше осознавать свое отношение к другим людям и к самому себе, вырабатывать обобщенные образцы поведения и мышления.

Основой теоретического знания (наука, философия, теология) служит исследовательская деятельность – процесс получения нового знания на основе осмысления результатов предшествующего развития. Теоретическое знание может использовать практическое и духовно-практическое знание. Но его развитие зависит и от изменений в обществе, от характера субъектно- объектных отношений, приобретающих специфические черты в каждую историческую эпоху.

Одна из форм вненаучного знания – обыденное  знание. Его основной предмет и  проблемное поле – «жизненный мир» человека. Обычно этот мир понимался  как нечто само собой разумеющееся и не требующее специального анализа. Обыденный анализ и здравый смысл рассматривались как «недоразвитое» знание, которое необходимо «подтянуть» к достойному уровню. С помощью понятия « жизненный мир» теоретическим конструкциям противопоставляется обыденная жизнь человека с его интересами , надеждами и разочарованиями. В познании «жизненного мира» особое значение имеет «понимание». От стремления раскрыть смыслы, которыми люди наделяют те или иные социальные явления, и сопоставить их со своим опытом, «вписывая» их в структуру своего собственного жизненного мира.

Обыденное знание включает разносторонний и многогранный мир переживаний и эмоций, неявного знания, которые не поддаются строгому научному анализу. Именно это знание рассматривается как «базисное» в котором нужно искать корни наших представлений, очищая с помощью феноменологической редукции, или «эпохе», наше сознание от признанных теоретических конструкций, выдаваемых за истинное знание, подвергая сомнению существующие представления о реальности.  

 Особый тип познания – художественное познание, находящее выражение в искусстве. Особенности художественного познания выражаются прежде всего в его целостности, интеграции рациональных и эмоциональных форм познания, чего не хватает в науке.

 В отличие  от науки искусство дает целостное знание о мире, особенностях реальных людей с присущими им духовными ценностями, эмоциями, способами ориентации в действительности. Способ понимания художественного произведения – творческий процесс. Здесь происходит не только постижение смысла произведения, но и порождение нового смысла, в создании которого обнаруживается слитность, взаимосвязь духовного бытия понимающего и понимаемого, художественного смысла и реального бытия воспринимающего его человека.                                                                                                                                      

       Знания, переданные с помощью  художественных образов - необходимый  компонент исторического сознания, которое важно не только для  понимания прошлого, национальных традиций, но для воспитания чувства ответственности за современную деятельность. Главная особенность искусства – его роль в эстетической оценке явлений через призму прекрасного и безобразного, формирования чувства прекрасного как важнейшего компонента духовного ядра личности, когда человек не только видит красоту в мире, но и способен «вести себя эстетически».

Сравнительный анализ политического и правового  сознания.                                    Обоснование особенностей их влияния на развитие общества.

 

     Сознание – сложный объект, и рассматривать его можно с разных точек зрения. Прежде всего, сознание выступает как образ окружающего нас мира. Оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Материя существует вечно. Сознание же появляется только с появлением человека, с появлением общества. Его формирование происходило в ходе развития человека, в процессе его обособления от животных в течение порядка 2,5-3 млн.лет. Так что сознание – это сравнительно молодой, недавно появившийся на Земле феномен, порожденный материей в ходе ее развития. Сознание – продукт развития человека и общества, более узко - продукт высокоорганизованной материи: общественно развитого человека и его мозга. Сознание – это то, что отличает человека от других живых существ.

      В сознании людей право, правоотношения, правовая деятельность отражаются в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в  совокупности образующих особую форму общественного сознания – правосознание (правовое сознание).

Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.

     Политическое сознание возникло в античности как ответ на реальную социальную потребность в осмыслении таких новых явлений, как государство и государственная власть.

   Политическая сознание – это отражение политических отношений и деятельности политических институтов, всей политической жизни  общества в сознании людей. Оно лежит в основе политического поведения классов, социальных групп и отдельных личностей.

      Одной из важнейших особенностей функционирования сферы права является ее теснейшая связь с политическим устройством общества и его сердцевиной – государством. Именно оно дает материальную силу права, выступает гарантом, контролером и охранителем правопорядка.

   Суть  и специфику права выражают  следующие правообразующие принципы: равенство, свобода, справедливость. Эти принципы не вводятся законодательно, не являются результатом сознательно-волевой  процедуры принятия и исполнения  «хороших» законов, в которые они вписаны «во первых строках». Напротив, и равенство, и свобода, и справедливость укоренены, вписаны в саму социальную реальность, обладают чисто объективной значимостью. Они-то и составляют сердцевину, суть права, которая требует соответственного субъективно-волевого оформления в виде законов, указов и прочих нормативных актов. Не принудительная сила закона создает равенство, свободу и т.п., а наоборот, объективный принцип равенства лишь проявляется (или не проявляется) в том или ином законе.

     Правовой порядок в обществе  означает реальную возможность для индивида реализовать свои интересы и притязания в цивилизованной форме, т.е. не подвергаясь опасности произвола, самоуправства или ущемления прав личности со стороны государства или других индивидов.

     Важнейшей  характеристикой правового состояния  общества является определенное  взаимоотношение права и политической  власти, разработанное либерально - просветительской мыслью в концепции  правового государства.

     Суть  этого взаимоотношения можно  свести к трем основным положениям :

  1. категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;
  2. верховенство закона;
  3. разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной).

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"