Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:11, контрольная работа

Краткое описание

Происхождение философии
Основные черты и характер Древнеиндийской философии
Этапы развития
Оппозиционные учения Древнеиндийской философии

Вложенные файлы: 1 файл

философия контрольная 2013.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Ростовский  институт (филиал)

Государственного  образовательного учреждения

Высшего профессионального  образования

«Российский Государственный  Торгово-Экономический Университет»

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Философия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент ФМ, з/о Бобровникова А.В.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

Происхождение философии

 

Возникновение, становление (генезис, от греч. – рождение, происхождение) философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение "от мифа к логосу". Но за этим линейным движением "от... к" стоит множество вопросов проблемного характера, главный из которых – что такое философия.

Среди самих философов  нет единодушия по этому вопросу. Очевидный факт, что философские  истины не единственные в мире. С  древности и до сегодняшнего дня  нигде в мире философия не была той формой истины и мышления, которой  живет большинство людей. Часто она принимает обличье видимости философии и философствования. И все же философия существует более двух с половиной тысяч лет, являясь неотъемлемой частью человеческой духовности, культуры, познания.

 

Возникновение философии  связано с особенностями как  развития индивидуального человеческого бытия и сознания, так и с историческим развитием общественного бытия. Поэтому необходимо назвать те предпосылки, благодаря которым стало возможным появление философии и философского сознания. Речь идет об источниках философии.

 

Первый из них –  психологическиий – удивление. Сущность его кратко можно выразить как  знание о незнании. Только там и  тогда, где и когда человек  четко определил и отделил  то, что он знает, от того, что он не знает, возникают основания для  движения в познании, для озарения в сопричастности к чему-то удивительному. Знание о незнании – это не только источник удивления, но и источник принципиально нового отношения к действительности, к знанию.

 

Второй источник –  теоретический. Однако среди философов  нет единодушия по поводу того, какой именно является определяющим в развитии философии. Часть философов придерживается мифогенной концепции генезиса философии (философия произошла из мифологии), другая – гносеогенной концепции (философия возникла из накопившихся знаний о природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой).

 

Несомненно, что философия  тесно связано с мифом. В осмыслении этого источника есть две трудности  – крайности. Нельзя думать, что  для возникновения философии  достаточно было изменения личностно-чувственно-образной формы мироощущения на безличностно-разумно-понятийную. Нельзя представлять этот процесс и как простое отрицание одного другим. Очевидно, нужна мера, середина: философия возникает как весьма сложное, критическое отношение к мифологическому мировоззрению и вместе с тем на основе усвоения его основных духовных ценностей.

 

Философия в переводе с греческого означает "любовь к  знанию, любознательность, любомудрие". Одним из первых, кто ввел этот термин в широкий обиход, был знаменитый Пифагор. Рассказывают, что когда тиран г.Флиунта спросил Пифагора, кто он такой, Пифагор не без гордости ответил – философ! Слово это было незнакомо тирану, и Пифагор объяснил его смысл так: он сравнил жизнь с Олимпийскими играми. Среди присутствующих на играх можно выделить три группы людей: одни приходят сюда для борьбы, другие – торговать, третьи, которые мудры, удовлетворяются наблюдением. Так и в самой жизни: одни рождены, чтобы быть рабами славы или соблазняться прибылью, другие – мудрые, стремятся только к истине. Значительно позже Аристотель тоже назвал философами тех, кто больше всего любит и ищет истину, а мудрецами тех, кто знает обо всем, знает наиболее трудное и имеет знание наиболее точное. Эти знания, по выражению испанского философа Х. Ортега-и-Гассета, предстают перед нами в виде "скопища мнений об одном и том же", это даже некий "беспорядок", без которого невозможно прийти к ясности, это "картина бесконечного умственного беспокойства", нежелание поддаться соблазну поскорее добраться до окончательного ответа.

 

Но Аристотель употреблял термин "философия" и в другом, более узком значении, применительно  к науке о сущности и сути бытия. Именно эту науку, философию в  собственном смысле слова, он именует  первой мудростью, возникшей и выделившейся из мудрости общей.

 

Но что же такое  мудрость, как шаг к пониманию  философии? Если вспомнить еще одного великого грека – Сократа, то "быть ниже себя самого – это не что  иное, как невежество, а быть выше самого себя – не что иное, как  мудрость". Следовательно, все, что возвышает человека над собственной ограниченностью, есть мудрость. Что же способствует возвышению? В первую очередь – знания. Они давали возможность определять точные даты празднеств, привели к накоплению астрономических наблюдений, математических расчетов; они помогали в организации хозяйственных и ирригационных работ, они нужны были при счете, торговле, определении налогов и общественных правил. В первую очередь это были математические и астрономические знания. Но уже простейшие арифметические действия заставляют забывать о конкретных слагаемых вещах и объектах и подниматься до абстрактно-логических рассуждений, искать и открывать закономерные реальные связи и отношения. Но наблюдения за регулярностью и правильностью движения небесных светил, так же как и систематизация математических знаний, были несовместимы с произволом мифологических богов, бессистемностью самих мифов.

 

То есть, зарождающаяся  научная мысль представляла собой  принципиально иной тип миропонимания  в отличие от мифологии и ранней религии. Его фундаментом стали не фантазии и иллюзии, а реальные наблюдения, обобщения, выводы, доказательства. Философская мудрость ассоциируется со всем тем, что является результатом не мифологического восприятия, а результатом осмысления действительности с позиций разума. Это уже отмежевание от мифологического мировосприятия на основе достоверных, истинных знаний. Особую роль в становлении нового миропонимания сыграли знания агрономии, географии, медицины, математики, астрономии, истории.

 

Научное знание, с одной  стороны, стало источником критического отношения к мифам и мифологии. С другой стороны, именно возникновение  зачатков наук – математики, астрономии, медицины, географии и др. – явилось  неиссякаемым источником философии, придало ей, особенно на первых порах становления, научный характер. Следовательно, наука – главный теоретический источник возникновения философии. Без знания критическое отношение к миру, мифологии просто не может стать критическим. Научные знания – это первый шаг к абстракции. Наконец, философия – это новое теоретическое миропонимание. А оно не могло возникнуть помимо науки. Она стала тем фундаментом, тем средством, которое способствовало возникновению и развитию теоретического типа мировоззрения.

 

Надо отметить, что уже в мифологии были зачатки этих знаний, подрывавшие миф изнутри, способствовавшие его разрушению. Как яркий пример этого противоречия можно привести высказывания древнегреческих историков: "Я пишу историю так, как мне представляется истинным, – говорит Гекатей из Милета. – Ибо рассказы мудрых эллинов представляются мне многообразными и смехотворными". Мифические толкования истории не устраивают его, он пытается осуществить ее рациональное истолкование. Миф разрушается и медицинскими знаниями. Так, Гиппократ в трактате "О священной болезни" отвергает восходящее к мифу представление о "божественной" природе эпилепсии. "Ничто не делается вне природы", – утверждает Гиппократ.

 

В конечном итоге философия  представляет собой результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой установки мифа и эмпирической, наблюдательной установкой древней науки.

 

 

 

 

 

Основные черты  и характер Древнеиндийской философии

 

     Более чем  три тысячи лет назад Индостан  стал родиной причудливого переплетения уникальных философских концепций, духовных практик и обычаев. Следовательно, не удивительно,  что философия индуизма не базируется на одной религиозной основополагающей системе, но сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями в глубину веков. Нужно отметить что, несмотря на общепринятый термин «индуизм», следует иметь в виду, что философские школы и мистические практики индусов настолько многочисленны, что общее название может быть принято исключительно условно.

 

     Существенное  влияние на культуру Индии  оказали многочисленные завоеватели  этого субконтинента; первыми  из них считаются арии, центральноазиатские  племена, нашествие которых осуществлялось  в период с 1500 по 1200г. До н.э.  Не исключено, что древние индоарии имели общие ближневосточные корни с греками, так как их верования обычно перекликаются с представлениями эллинов.

 

     Есть свидетельства,  что в доарийскую эпоху, с  2500 по 1700 г. До н.э., в долине  реки Инд существовала Хараппская цивилизация(археологическая культура бронзового века в Индии и Пакистане, названа по находкам в Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов), о влиянии которой на формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства, дошедшие до наших дней весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в развитие более поздних философских и религиозных взглядов.

 

     С не  меньшей степенью вероятности  можно предположить, что ассимиляция  светлокожих арийцев и темнокожих  аборигенов породила широкий  спектр религиозных и социальных  феноменов, включая кастовую общественную  структуру, оказавшую существенное  влияние на формирование философской мысли.

 

     Не следует  сбрасывать со счетов и влияние  последовавших за ариями завоевателей. В период с 600 по 500 г. до н.э.  Индостан подвергался нашествию  персов, исповедовавших зороастризм.  Позднее, в 300-100 гг. до н.э., в страну вторглись греки под предводительством Александра Великого. Уже в нашем тысячелетии (800-1800) Индия подверглась сильному влиянию исламской культуры, а начиная с 19в. И вплоть до 1946г. Попала в прямое подчинение британской короне.

 

     Таким образом, было бы наивным предполагать наличие единой философской системы, отличающейся монолитностью и последовательностью. Поэтому индуизм можно рассматривать как совокупность общественной мысли, метафизики и религии.

 

 

 

Этапы развития

 

     Ретроспективный взгляд на развитие индуизма позволяет выделить три основных этапа, в течение которых философская мысль претерпела существенные метаморфозы.

 

 

1.     Ведический  период. 15-6 вв.до н.э. Период написания  ранних «Вед», характеризующийся  привнесением концепции Дхармы – универсального закона, устанавливающего правила общественной и личной жизни и нацеленного на достижение гармонии и счастья. Веды (дословно знания) – религиозно – философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после 15 в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части вед-упанишады (дословно с санскрита-«сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка содержания вед.

 

Как правило, веды состояли из нескольких частей. Это «священное писание», религиозные гимны «самхиты». Далее шло описание ритуалов «брахманы», написанные брахманами (жрецами) и используемые ими при отправлении религиозных  культов. Книги лесных отшельников («араньяки») и философские комментарии к ведам («упанишады»).

 

 В ведах запечатлены  все знания Ариев того времени  о самих себе и об окружающем  мире. Известны четыре веды:  Ригведа  (веда гимнов), Самаведа (веда напевов,  священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных формул) и Атхарведа ( веда магических заклинаний).

 

 

2.     Эпический  этап. 6-2 вв.до н.э. Приземленная  концепция Дхармы трансформируется  в стремление освобождения от  бесконечного цикла перерождений. Прежняя смысловая нагрузка Дхармы  не отбрасывается , но обогащается понятием личного духовного освобождения (мокши), которое  становится доминирующим. Наиболее известными источниками периода       являются две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Также это период становления основных классических школ философии. Философские течения индуистской мысли подразделяются на ортодоксальные – астика (основанные на ведийских  знаниях) и оппозиционные – настика .  К последним относятся буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята.  Ортодоксальных школ шесть, и, как правило они представлены попарно: ньяя / вайшешика, санкхья / йога и миманса / веданта.

 

 

3.     Эра сутр. 2в. до н.э. – 7 в.н.э. В середине 1го тысячелетия нашей эры вво

 

дится понятие бхакти -  служение и любовь к личному божеству. В этот период основной целью становится не столько уход от череды земных воплощений, сколько достижение единения с божеством еще при жизни. Сутра – краткий философский трактат, рассматривающий отдельные проблемы (например,  «нама-сутра» и др.). Эра сутр завершает период древнеиндийской философии.

 

 

       В дальнейшем (в средние века) господствующее  положение в индийской   философии  заняло учение Гаутамы Будды  – буддизм. В 18 – 20 вв. индийская  философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности английской).

 

Онтология Древнеиндийской  философии

 

 

     Онтология индийской  философии (учение о бытие и  небытие) опирается на закон  Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируются соответственно с вдохом и выдохом Брахмы –Космоса (Бога – творца). В свою очередь, Брахма – Космос живет 100 космических ( 8 640 000 000 земных ) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических ( 8 640 000 000 земных ) лет – до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Брахмы – Космоса заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир Взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"