Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:11, контрольная работа
Происхождение философии
Основные черты и характер Древнеиндийской философии
Этапы развития
Оппозиционные учения Древнеиндийской философии
Гносекология Древнеиндийской философии
Главной особенностью
древнеиндийской гносеологии (
Некоторые ключевые концепции
БРАХМАН. Монотеистические религии – иудаизм , христианство и ислам – под словом Бог подразумевают созидательную силу и в то же время рассматривают творца как некую невыразимую, хотя и антропоморфную сущность, объект для моления и духовного общения. В этом смысле мышление индуса кардинально отличается от образа мысли представителей других конфессий. На экзотерическом , т.е. общественном, уровне сознания существуют тысячи богов и богинь (классический индуистский пантеон насчитывает триста тридцать миллионов богов и богинь), и все они имеют свою сферу влияния, географическую принадлежность или покровительствуют конкретному виду деятельности. Например, принято считать, что бог с головой слона , Ганеша , приносит удачу и способствует успеху в научных изысканиях. Поэтому люди, занимающиеся наукой, относятся, относятся к этому божеству с трепетным уважением.
Особое место в индуистском пантеоне занимает триада (тримурти), представленная тремя богами в онтологическом и функциональном единстве : Брахма – творец мира, Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель. Их Изображения символизируют фундаментальные процессы перемен, происходящих в природе (пракрити – вечное материальное начало, первоматерия, тождественна, творческой силе природы). Венчает эту троицу концепция Брахмана, выражающая Абсолютную Реальность, под которой подразумевается вся полнота (пустота) вселенной со всем сонмом бесчисленных богов и богинь. Брахман рассматривается как непроявленная реальность всего сущего. Что же касается второстепенных богов, то они представляют лишь воплощенные и функционально ограниченные аспекты Брахмана. Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: индуизм занимает концептуальную позицию, согласно которой многочисленные боги и богини представляют многообразные аспекты Абсолюта, именуемого Брахманом.
АТМАН. Частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Первоначален, неизменен, вечен. Итак, Конечной Абсолютной реальностью является Брахман, а высший личностный аспект именуется термином Атман, который иногда переводится как душа. Одной из ключевых идей философии Упанишад и Веданты является тождественность Атмана и Брахмана. Какие бы ограничения ни накладывала на человека физическая реальность, его истинное «Я» всегда остается частью Великого Абсолюта (Брахмана). Иначе говоря, на этом уровне сознания личность отождествляется с Абсолютом.
Другой
уровень самосознания определяе
Заметим, как бы там ни было, концепции Атмана и Брахмана являются ключевыми понятиями индуизма и имеют принципиальное значение для понимания и фундаментальных вопросов мироздания, места личности в безграничной реальности и способов преодоления причин страдания. В индуистских школах философско-религиозной мысли диапазон ответов на эти вопросы чрезвычайно разнообразен : от атеистического подхода, отрицающего роль личности, до поклонения и служения личному божеству, включая вышеизложенную позицию отождествления Атмана с Абсолютом.
САНАТА ДХАРМА. Термин этот можно перевести как «извечный порядок вещей». Осознание Санаты Дхармы как понятие вечного и вневременного помогает человеку брести жизненную гармонию. В этом смысле Дхарму следует понимать как реальность или истину. При этом нельзя сводить значение Санаты Дхармы лишь к вербальному утверждению, так как оно соответствует практическому восприятию реальности как таковой.
В большинстве
школ философско-религиозной
Заметим, что концепция Дхармы широко используется как в индуизме, так и в буддизме. Значение этого термина находится в прямой связи с контекстом. Так индуисты пользуются этим словом для обозначения таких понятий, как истина, реальность, учение или порядок. В буддизме под этим словом подразумевается учение Будды или одна из драгоценных истин, поиску которых адепт посвящает свою жизнь. Кроме того, слово дхарма можно перевести как вещь, и обозначает оно составную часть комплексных понятий. Например, анализируя единое целое, можно выделить составляющие его дхармы.
КАРМА. Концепция кармы является одной из ключевых и в индуизме, и в джайнизме, и в буддизме, хотя ее философское осмысление в терминах последнего существенно отличается от представлений первых двух учений. Буквально слово карма переводится как действие и употребляется для обозначения процесса воздаяния за совершенные человеком деяния. Воздаяние, или последствия совершенного не следует понимать как очевидный результат практической деятельности, так как действие кармических законов распространяется, прежде всего, на нарушение (искажение) нравственно – этических норм, которым подвергается Атман в мире сансары. Более того, индусы верят, что кармические последствия меняют судьбу не только ( и не столько) на протяжении одного воплощения, но проявляются в будущих жизнях. Несколько упрощая формулировку, можно сказать, что соблюдение или нарушение Дхармы (как реальности или извечного закона) определяет благоприятную или, соответственно, незавидную судьбу очередных воплощений.
МОКША. Расширяя сознание и выходя за рамки его эгоистического уровня или, иначе говоря, осознав собственное бессмертие через тождество Атман – Брахман, человек приобретает духовное освобождение от жизненных невзгод и заблуждений – мокшу. Освобождение осуществляется в процессе самореализации и избавления от авидьи (неведения), то есть состояния, в котором пребывают те, кто не могут отличить Абсолютную Реальность от иллюзорного мира сансары.
АХИМСА. Единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Заметим,
что целью индуизма является
освобождение от цикла
Оппозиционные учения Древнеиндийской философии
Рассмотренные ранее философские течения развивались на основе ведийской традиции. Все остальные – включая джайнизм, буддизм, локаяту, о которых речь пойдет далее - развивались самостоятельно. Как правило территориально эти учения ассоциируются с северо-восточными районами Индии, соответствующими современным провинциям Западная Бенгалия и Бихар.
1. ЛОКАЯТА.
Материалистическое
учение локаята отрицает
Умозаключение
становится весомым
Школа локаята
рассматривает сознание как
Существовало
несколько направлений локаяты,
Этические
нормы учения основаны на
2. БУДДИЗМ.
В 6 в.до н.э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной из трех философских теорий:
● ортодоксальным
индуизмом, основанный на
● аскетической
практикой и медитацией , которую
проповедовали независимые
● материалистической и гедонистической философией школы локаята.
Эта эпоха характеризовалась развитием торговли, оттоком населения в города и, как результат, ослаблением внутриклановых связей и племенных традиций. Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.
Основателем
данного учения считается
Главная
идея буддизма – «средний путь»
Ключевые концепции буддизма