Личность и общество в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:32, реферат

Краткое описание

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1) Индивид и личность
2)Социальные ценности и социализация личности
3)Основные сферы жизни общества
4)Социальная структура общества
5)Духовная жизнь общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

философия реферат 1.docx

— 83.34 Кб (Скачать файл)

Одна из фундаментальных  проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным  духовным ценностям и отвратить  от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о  том, что значение духовной сферы  в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все  чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

 

Социальная структура  общества

 

В любом современном обществе функционируют социальные группы и  слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и  отношения образуют социальную структуру  общества.

В основе социальной структуры  общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности  на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда  появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей  города и деревни, умственного и  физического труда. Отношения собственности  экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

К основным элементам социальной структуры общества относятся: классы; люди города и деревни; представители  физического и умственного труда; сословия (т. е. социальные группы, место в обществе которых определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами); социально-демографические группы – молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей; национальные общности – нации, этнические группы и др.

Почти все эти социальные группы и национальные общности неоднородны  по составу и, в свою очередь, делятся  на отдельные слои и группы с их собственными экономическими, социальными, политическими и другими интересами. На это обращает внимание распространенная в западной социологии теория стратификации, делящая общество на различные слои («страты») по самым разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид  деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации и т. д.

Усилия многих западных социологов направлены на изучение так называемых малых групп, складывающихся на основе более или менее постоянных и  тесных контактов между несколькими  людьми. Такие группы складываются часто внутри больших социальных групп и слоев общества, в том  числе классов, профессиональных групп  и этнических слоев населения. Нередко  они трансформируют в себе действия всей социальной структуры общества и оказывают существенное влияние  на формирование мотивов поведения  входящих в них людей.

Взаимосвязь существующих в  обществе социальных групп и национальных общностей отнюдь не статическая, а, скорее, динамическая и проявляется в их взаимодействии, порой весьма активном, по поводу удовлетворения их потребностей и реализации их интересов. При этом они вступают между собой в определенные отношения. Речь идет о социальных отношениях как стороне функционирования социальной структуры. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, потреблении материальных благ, улучшении их быта и отдыха, получении образования, доступе к предметам духовной культуры и т. д. Речь идет об удовлетворении потребностей, относящихся к социальной сфере общественной жизни, о самоутверждении в этой сфере той или иной социальной группы или общности людей.

В настоящее время вполне определенно заявляют о своих  потребностях и интересах не только значительная часть рабочих, крестьян, интеллигенции и предпринимателей, но и представители таких социально-демографических  групп, как молодежь, женщины, старшее  поколение людей. То же можно сказать  и о национальных общностях. В  условиях обновления общества каждая нация, народность, этническая группа стремится полнее реализовать свои экономические, политические и духовные интересы, получить возможно более  прочные гарантии в этом отношении.

Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о  переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие. Так, например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим  завода, он переходит не только из сельского  слоя общества в городской, но становится представителем другого класса и  профессиональной группы. Социальное положение меняется и тогда, когда, скажем, дети рабочих и крестьян становятся интеллигентами, а дети интеллигентов – предпринимателями, или же, когда предприниматель  становится профессиональным политиком.

Изучение социальной мобильности  имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления  о происходящих в обществе социальных перемещениях, знать их причины и  основные направления, чтобы контролировать эти процессы, сознательно воздействовать на них в интересах сохранения не только целесообразной социальной динамики, но и стабильности общества.

Проблемы функционирования социальной структуры, взаимодействия различных социальных групп самым  непосредственным образом связаны  с проблемами гражданского общества. В свое время эту проблему ставил и решал Гегель13. Он характеризовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей.

Гражданское общество предстает  как система отношений между  личностями и сословиями, покоящаяся на частной собственности и праве, Гегель исходил из того, что «собственность и личность обладают в гражданском  обществе признанием закона и значимостью», а право, выступающее «в форме  закона», должно обладать значением  «как всеобщее»14. Выраженная здесь идея общезначимости права есть, по сути, идея правового государства.

Гегель четко ставит вопрос о взаимосвязи социально-экономической  и правовой сторон гражданского общества.

О гражданском обществе писал  Маркс. Он исходил из того, что в  гражданском обществе следует искать ключ к пониманию исторического  процесса. Это не случайно, ибо, по логике марксизма, основополагающей сферой жизни  общества является социально-экономическая. Данная сфера, в том числе осуществляющиеся в ней отношения собственности, характеризуется как основное звено  развития гражданского общества.

Осмысливая проблему гражданского общества и беря на вооружение то, что  оставлено нам предшествующими  мыслителями, необходимо учитывать  современные реалии и нынешнее состояние  разработки данной проблемы. Видимо, было бы правильно рассматривать гражданское  общество как взаимодействие всех имеющихся  в обществе больших и малых  социальных групп. Экономической основой  их взаимодействия должны быть свободно развивающиеся различные формы  собственности. А защищать их интересы призваны соответствующие органы правового  государства, в котором все подчинено  закону. В итоге в подлинно гражданском  обществе, в основу которого положены интересы и права гражданина, каждый человек имеет возможность свободно и творчески проявить себя, удовлетворить  свои потребности в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и обществу. При этом он будет пользоваться всеми средствами правовой и социальной защиты государства.

Свои проблемы имеются  в развитии современной социальной структуры российского общества. До недавнего времени социальный состав СССР и всех входящих в него республик был представлен рабочим  классом, крестьянством и интеллигенцией. Во всех республиках рабочий класс  составлял большинство населения. Вторую по численности социальную группу образовали служащие и интеллигенция. Насколько оптимальной была такая  социальная структура общества, судить непросто. Ясно, однако, что она не обеспечивала необходимой динамики развития общества. Появляющиеся ныне новые социальные группы предпринимателей, кооператоров, фермеров и другие заметно добавляют обществу динамизма, хотя направления их экономической и социальной активности нередко расходятся с интересами других социальных групп и общества. Отсюда становится насущной проблема гармонизации интересов всех социальных групп и слоев общества.

Можно отметить две основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества. Первая из них заключается в активном процессе дифференциации общества, появлении  новых социальных групп. Вторая обусловлена  идущими в мире интеграционными  процессами в экономике, которые  воздействуют на развитие социальной структуры общества. Сближаются условия  труда, его характер и содержание у представителей различных социальных групп. Это ведет к сближению  других условий их жизни, а также  структуры их потребностей и интересов.

В своей социальной политике государство должно учитывать обе  эти тенденции. Данная политика направлена на регулирование отношений между  всеми социальными группами, на согласование их интересов. Главное здесь –  создание условий, для их нормальной жизнедеятельности и повышения  их благосостояния, соблюдая при этом принципы социальной справедливости.

Однако решать эти проблемы весьма нелегко. Российское общество вступило в переходный период своего развития, когда совершается ломка прежних  социально-экономических отношений  и становление, порой очень болезненное, новых, отвечающих законам рыночной экономики. Происходит нарушение сложившегося ранее социального равновесия, что  ведет к социальной нестабильности. Речь идет прежде всего о резком расслоении общества на бедных и богатых (многие из которых нажили свое богатство  незаконными путями), о пошатнувшемся  социально-экономическом положении  многих людей и социальных групп.

Все это порождает глубокие и острые социальные противоречия. Появляется объективная необходимость  повышения уровня социальной защищенности многих людей. Речь идет не только об оказании им соответствующей материальной помощи, но и о том, чтобы помочь адаптироваться в новых условиях – приобрести новые профессии, освоить новые  для них виды производственной, в  том числе предпринимательской, деятельности. Главное, чтобы эта  деятельность была общественно полезной. Осуществление этих мер составляет важнейшее содержание социальной политики государства.

 

Духовная жизнь  общества

 

Важной стороной функционирования и развития общества является его  духовная жизнь. Она может быть наполнена  богатым содержанием, что создает  благоприятную духовную атмосферу  жизни людей, хороший морально-психологический  климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в  нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Основные элементы духовной жизни общества. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни  общества.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести  духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих  духовных ценностей, равно как и  сами духовные ценности, а также  духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует  отнести также духовное потребление  как потребление духовных ценностей  и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.15

Основу духовной жизни  общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают  определенные мысли и чувства  людей, их образы и представления  о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают  определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных  принципах и нормах поведения, произведениях  народного и профессионального  искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т. д.

Все это принимает вид  и значение соответствующих духовных ценностей, в качестве которых могут  выступать те или иные взгляды  людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное  и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и  возникающий при этом морально-психологический  климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном  общении и в обществе в целом.

Особым видом духовной деятельности является распространение  духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для  повышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т. д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние предстают  как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности  объективны по содержанию. Они обусловлены  всей совокупностью обстоятельств  жизни людей и выражают объективную  необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и  социального мира. В то же время  духовные потребности субъективны  по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного  и индивидуального сознания и  самосознания.

Информация о работе Личность и общество в философии