Материя, общество как система социальных общностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:55, контрольная работа

Краткое описание

Развитие взглядов на материю в истории философии
Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и неуничтожимая основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции - это и формирование научного понимания материи. В древней Греции под субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и пустоты.
В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона, Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16в. до начала 19в. господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Материя является важнейшей категорией философии. Сущность этой категории развивалась аналогично всякому научному понятию от простого к сложному.

Содержание

Развитие взглядов на материю в истории философии……………………...3
Единство и многообразие материального мира…………………………….8
Понятие материального и идеального……………………………………...13
Общество как система социальных общностей
Понятия социальной стратификации и социальной мобильности…….…18
Социально-экономические классы…………………………………………24
Этническая структура общества……………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 63.39 Кб (Скачать файл)

Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей - нации - совершенно справедливо  и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием  капитализма. При этом отнюдь не игнорируется то обстоятельство, что все предшествовавшее капитализму экономическое, политическое и духовное развитие общества явилось  подготовкой материальных и духовных предпосылок для образования  наций. И все же в докапиталистическом  обществе нации вызреть не могли. Если такие предпосылки консолидации народностей в нации, как общность территории, общность языка, определенные черты культурной общности, зачатки  хозяйственной целостности, можно  обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической  жизни связано уже с процессом  генезиса и утверждения капитализма, сломавшего всякого рода феодальные перегородки и установившего прочные экономические связи между различными районами той или иной страны.

Итак, нация характеризуется следующими признаками:

  • Во-первых, это общность территории. Люди и даже сравнительно большие группы людей, пространственно оторванные друг от друга в течение длительного времени, никак не могут принадлежать к одной и той же нации. В то же время и проживание на одной территории само по себе не консолидирует людей в единую нацию. Восточно-славянские племена, а затем народности занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее формирование здесь русской и украинской наций произошло лишь в последние века в связи с развитием капитализма, а формирование белорусской нации смогло завершиться только в послеоктябрьский период.
  • Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и общность языка. Национальный язык - это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Только такая языковая общность обеспечивает совместную экономическую, политическую, духовную жизнь миллионов и десятков миллионов людей. Но этот, как и любой другой, признак нации нельзя абсолютизировать и рассматривать изолированно. Нередко случается, что один и тот же язык выступает в качестве национального языка нескольких наций (английский язык у англичан, североамериканцев, австралийцев, новозеландцев; немецкий - в ФРГ и в Австрии; испанский - у испанцев, мексиканцев, кубинцев). Общность языка должна обязательно рассматриваться в неразрывной связи с общностью территории, хотя и этих двух признаков самих по себе тоже недостаточно для вывода о рассматриваемой социально-этнической общности как нации. Эти признаки обязательно должны дополняться еще одним.

Таким третьим основным признаком  нации является общность экономической  жизни, заключающаяся отнюдь не в  том, что вся нация производит один и тот же продукт. Мы уже говорили, что общность экономической жизни  возникает на основе хозяйственной  специализации различных районов  страны и упрочения торгово-обменных связей между ними. Этот процесс  специализации различных районов, их усиливающейся хозяйственной  зависимости друг от друга и был  одновременно процессом экономической  консолидации наций.

На базе исторически длительной общности территории, языка, экономической  жизни формируется четвертый  признак нации - общие черты психического склада, закрепленные в менталитете  данного народа. Психический склад  нации не является чем-то врожденным, он является отражением в сознании нации особенностей ее экономического и политического развития, взаимоотношений  с другими народами, конкретных географических условий.

Психический склад нации  проявляется в особенностях национального  быта народа, в нравах, привычках, склонностях  людей той или иной нации, в  особенностях их песен, танцев, фольклора, живописи и т.п. Известна, например, такая особенность психического склада американцев, как непрерывная  спешка, выработавшаяся как гипертрофированное следствие деловитости. Об этой черте  мы встречаем у Ильи Эренбурга: "Несколько  французов поспорили, почему американцы всегда куда-то спешат, решили проверить. Один француз подкараулил обыкновенного  американца, когда тот часов в  девять утра выскочил из подъезда своего дома. Француз последовал за ним. Задыхаясь  от волнения, американец купил газету, не развернул ее, купил на лету сигару, ворвался в метро, расталкивая всех; пробовал заглянуть в газету, но не мог - явно волновался, что опаздывает; выйдя из метро, помчался к одному из небоскребов; увидев, что лифт собирается взвиться вверх, переменил рысь на галоп; доехал, наконец, до своего тридцать шестого этажа и поспешно открыл ключом дверь в свою контору. Дверь была стеклянной; француз припал к стеклу. Американец лихорадочно повесил пиджак на вешалку, сел в кресло, закурил сигару, развернул газету и тотчас уснул. Дел у него не было, и торопился он только потому, что не умел не торопиться" ¹.

Особо следует остановиться на таком образующем понятие "нация" признаке, как национальное самосознание, сознательное отнесение себя к той  или иной национальной общности, идентификация  с ней. Данный признак, в отличие  от всех уже рассмотренных, является субъективным по своей природе, и  именно эта субъективность служит зачастую аргументом против его существенности. В действительности же о нации  как реально существующей и нормально  функционирующей общности можно  говорить только в том случае, когда  признаки объективные дополняются  четко выраженным национальным самосознанием. В противном случае можно говорить только об этническом происхождении  людей, а не об их национальной принадлежности. Имеются индикаторы, позволяющие  довольно точно определять уровень  и степень национального самосознания. Среди них - знание истории своего народа (историческая память), отношение  к национальным традициям, праздникам и обычаям, отношение к языку  своего этноса, чувство национального  достоинства и т.д. Но главными, интегрирующими, очевидно, являются самодистанцирование, признание различий между собой  и представителями лиц иных национальностей, с одной стороны, и осознание  неразрывных связей своего "я" с жизнью и судьбами данного этноса.

1 Эренбург И.  Сочинения: В 9 т. М., 1961. Т. 5. С. 670.

 

Список используемой литературы

Бердяев Н.А. Дух и реальность // Бердяев Н.А. Философия свободного духа.  М., 1994.

Кедров Б.М. Эволюция понятия материи в естествознании и философии // Вопросы философии. - 1975. - № 8.

К определению понятия «материя» // Философские науки. - 1989. - № 12.

Кучевский В.В. Анализ категории «материя». - М., 1983.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. - Т.18. Гл.2. §4.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф.

К.С. Социальная философия. - Самара, 1996. 

Радаев В.В., . Шкаратан О.И.  Социальная стратификация. Учеб. Пособие. - М., 1996.

Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. - М., 1994. 


Информация о работе Материя, общество как система социальных общностей