Место и роль философии в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

Весьма своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура – это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия – это пиковые достижения культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты не могут выполнить работу философа; каждый занимается своим делом, но касается оно всех.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 624.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст работы

Контрольная работа №6

 

Тема: «Гносеология – 
философское учение о познании»

 

Задание 1.

 

Абстракция  – отвлеченное 
понятие, теоретическое обобщение опыта.

Агностицизм – 
учение о реальности недоступных познанию вещей.

Восприятие – 
целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств 
предметы, их свойства и отношения.

Герменевтика  – 
направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, 
интерпретации, понимания.

Гипотеза  – научное 
предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.

Гносеология – 
философская теория познания.

Заблуждение – 
знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.

Глупость  – умственная 
ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; неумный поступок; неумное 
высказывание, неумная мысль без проверки.

Знание  – 
результаты познания, научные сведения.

Незнание  – область 
преимущественно рационального планирования познавательной деятельности.

Интуиция  – это 
непосредственное неосознанно полученное знание.

Иррационализм – 
философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей 
разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, 
инстинкт и т.п.

Истина  – 
знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Категория – 
общее понятия, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной 
действительности и познания.

Критерий  истины 
– объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, 
практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

Метод – способ 
познания.

Методология – 
учение о методах.

Моделирование – 
метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик 
на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента 
действительности.

Наблюдение  – 
целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающиеся в основном на данные 
органов чувств.

Наука – 
выработка и теоретическая систематизация знания.

Объект  – то, 
что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.

Субъект – 
познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как 
объекту познания.

Парадигма – 
совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным 
сообществом и обеспечивающих научную традицию.

Парадокс  – это 
неожиданное высказывание, апория – это затруднение, недоумение, 
трудноразрешимая задача.

Понимание – постижение 
смысла того или иного явления, его места в мире, его функции в системе целого.

Предметная 
область – множество объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста.

Представление – 
это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств 
человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.

Рационализм – 
направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания 
является разум.

Рефлексия – размышление 
о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Редукция  – переход, 
сведение сложного к простому.

Сенсуализм  – философское 
направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.

Скептицизм 
теория – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания 
объективной действительности.

Факт  – явление 
материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего 
знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.

Эксперимент – 
активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, 
соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально 
созданных и контролируемых условиях.

Эмпирический  – 1. 
Прил. к «», свойственный 
эмпиризму.

2. Прил. к «», опытный, 
данный в опыте.

Эмпиризм  – 
философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным 
источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений 
при изучении отдельных фактов, явлений.

Эпистема  – структура, 
существенно обусловливающая возможность определенных взглядов, концепций, 
научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период.

Эпистемология – 
то же, что теория познания.

 

Задание второе

 

Познавательный 
процесс как единство чувственного и абстрактно мысленного (сочинение)

 

1. Процесс 
познания как движение мысли от «живого созерцания» к абстрактному мышлению и от 
него к практике.

 

В недалеком 
прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение 
действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, 
что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали 
приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются 
эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, 
на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.

С нашей  точки 
зрения, такое представление более адекватно реальной структуре познавательной 
деятельности, однако оно нуждается в дальнейшей конкретизации и терминологическом 
уточнении. При таком подходе не замечается еще один, причем исходный уровень 
познания – «живое созерцание»; этот этап познания оказывается не выделенным из 
эмпирического. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и 
художественном познании, в то время как эмпирический уровень характерен только 
для особого вида познавательной деятельности - научного познания. Да и научное 
познание невозможно без опоры на живое созерцание.

Живое 
созерцание – это скорее не познавательная способность, а результат реализации 
этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объектов [7].

Процесс 
познания во всех своих существенных моментах связан с практикой.

Практика  – это 
основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, 
критерий истинности результатов процесса познания [1].

Таким образом, 
познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют.

 

2. «Живое 
созерцание», или чувственное познание, его особенности, формы и роль в процессе 
познания

 

Чувственное 
познание (или «живое созерцание») осуществляется посредством органов чувств – 
зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной 
истории», а не только биологической эволюции.

Кроме того, у 
человека имеются возможности для значительного расширения диапазона 
чувствительности. Во-первых, это изготовление и применение приборов, 
позволяющих воспринимать рентгеновские лучи, магнитные поля и пр., т.е. то, что 
в повседневной практике не требуется воспринимать и что не характеризует его 
уже только как биологическое существо. Во-вторых, это мышление, мыслительная 
деятельность человека, обладающая по сути дела, неограниченными возможностями 
для познания объективной действительности. Мысль стала направлять органы чувств 
на отражение таких сторон, которые в других ситуациях не могли стать объектом 
отражения.

Будучи  моментом 
чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется 
в трех формах: ощущения, восприятие, представление.

Ощущения 
представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств 
предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, 
непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на 
зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и 
обонятельные. В зависимости от других оснований выделяют ощущения тактильные 
(ощущения прикосновения), температурные, болевые, вибрационные, ощущения 
равновесия, ускорения и др. Ощущения, как правило, выступают в качестве 
компонента более сложного образа – восприятия.

Восприятие – 
это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в 
совокупности всех сторон, синтез данных отдельных ощущений [7]. При этом 
восприятие не сводится к суме отдельных ощущений, а представляет собой 
качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. 
Среди последних наиболее важными считаются предметность, целостность, 
структурность, константность и осмысленность.

Следует иметь в 
виду, что восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого 
воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта: при восприятии какого-либо 
предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Кроме того, содержание 
восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его 
деятельности. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятие пространства, 
времени и движения.

Представление – 
это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы 
чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относят образы 
памяти , образы воображения и др. По сравнению с восприятием в представлении 
отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно 
расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается 
элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием 
несущественных, случайных.

Для живого 
созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, 
наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение 
преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних 
зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.

В заключение 
отметим, что роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего 
человеческого познания очень значительна:

-органы  чувств 
являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с 
внешним предметным миром;

- без  органов 
чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;

- потеря  части 
органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его 
возможности;

- рациональное 
базируется на анализе того материала, которые дают нам органы чувств;

- регулирование 
предметной деятельности осуществляется, прежде всего, с помощью информации, 
получаемой органами чувств;

- органы  чувств 
дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы 
многостороннее познать объекты, чтобы развивать научное знание.

 

3. 
Абстрактно-мысленное постижение мира, его особенности, формы и роль в познании

 

Значение 
способности человека к чувственному отражению действительности велико. Но ее 
сила является и ее слабостью: человек остается привязанным к конкретной 
ситуации. Хотя он и может ориентироваться в окружающей обстановке, все же этого 
недостаточно, чтобы преобразовывать природу, предметы окружающего мира в своих 
интересах.

В связи  с этим 
возникает потребность в отграничении того, что свойственно объектам самим по 
себе, от того, что связано с состоянием человеческого организма. Все это 
требовало, в свою очередь, развития способностей к свободным представлениям, к 
выходу за рамки непосредственно данной в органах чувств ситуации.

Практическая, трудовая 
деятельность и в этом случае оказалась основой процесса перерастания 
сенситивной способности в новую, связанную с зачатками разума. Так, трудовые 
операции требовали все большего умения отчленять, т.е. абстрагировать одни 
признаки вещей от других.

Большую роль в 
развитии способности к абстракциям сыграло возникновение и формирование языка в 
целях общения.

Итак, благодаря 
выработке способности к свободным представлениям, связанным со словом, 
способность к сопоставлению представлений, их анализу, выделению общих 
признаков предметов и их синтезу, стало возможным формирование особого рода 
представлений.

Исходной  и 
ведущей формой абстрактно-мысленного отражения объектов является понятие. 
Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные 
стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях [1]. Сами 
понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, 
общенаучные и всеобщие (философские) понятия. Понятия выражаются в языковой 
форме – в виде отдельных слов.

Наряду  с 
понятиями абстрактно-мысленная способность человека включает и другие формы 
рационального освоения действительности, такие как, суждение и умозаключение. 
Суждение – это форма мысли, в которой посредств понятий утверждается или 
отрицается что-либо о чем-либо.

Понятие и 
суждение выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые 
представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к 
другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – 
рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или 
вывод).

Информация о работе Место и роль философии в культуре