Место и роль философии в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

Весьма своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура – это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия – это пиковые достижения культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты не могут выполнить работу философа; каждый занимается своим делом, но касается оно всех.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 624.50 Кб (Скачать файл)

Итак, можно 
выделить следующие черты, отличающие способность к абстрактному мышлению от 
чувственно-сенситивного отражения действительности:

- способность  к 
отражению общего в предметах;

- способность  к 
отражению существенного в предметах;

-способность  к 
конструированию на основе познания сущности предметов понятий-идей, подлежащих 
опредмечиванию;


опосредованное познание действительности – как через посредство сенситивного 
отражения, так и с помощью рассуждений, умозаключений благодаря применению 
приборов.

 

4. Интуитивное 
познание

 

В получении 
нового знания, важное место занимает интуиция, сообщающая познанию новый 
импульс и направление движения.

Интуиция  как 
специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое 
знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям способностью, как 
и чувства, и абстрактное мышление.

Человеческая 
культура знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант 
достигали принципиально нового в своей области как бы путем «озарения», «по 
наитию».

С действием 
интуиции связаны и крупнейшие достижения теоретической науки.

Немаловажное 
значение имеет интуиция в сфере философского познания. С интуицией связывают 
идею силлогизмов Аристотеля, идею соединения философии и математики Р.Декарта и 
др.

Как 
специфической феномен познания понятие интуиции многозначно.

Мы понимаем, 
под интуицией интеллектуальную интуицию, позволяющую проникать в сущность 
вещей.

И еще одна 
чрезвычайно важная черта свойственна интуиции – ее непосредственность. 
Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, 
которое не опирается на логическое доказательство. Интуиция является 
непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового 
положения оно не следует с логической необходимостью из существующего 
чувственного опыта и теоретических построений.

Таким образом, 
можно сказать, что интуиция – это способность постижения истины путем прямого 
ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Но все 
вышеизложенное демонстрирует, по крайней мере, еще две черты, свойственные 
интуиции: внезапность и неосознанность.

Интуиция 
подразделяется на несколько видов. Выделяются такие виды интуиции, как 
техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и пр.

По характеру 
новизны интуиция бывает стандартизированной и эвристической. Первую из них 
называют интуицией-редукцией (применяется определенная матрица-схема).

Эвристическая 
(творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она 
связана с формированием нового знания, новых гносеологических образов.

 

5. Сенсуализм, 
рационализм, интуитивизм, как гносеологические установки

 

Дилемма 
сенсуализма и рационализма существовала на протяжении всей истории философии. 
Сенсуализм представляли Эпикур, Локк, Гоббс, Беркли и др., рационализм – 
Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг и др. Первые считали главными формами 
познания чувственно-сенситивные формы, пытались редуцировать все содержание 
познания к данным, полученным органами чувств. Основное положение сенсуализма: 
« Нет ничего в знании, чего первоначально не было в ощущениях». Представители 
рационализма, наоборот, обособляли абстрактное мышление от 
чувственно-сенситивной способности человека, рассматривали результаты чувственного 
отражения как несовершенные, вероятностные, не дающие истинного знания, а 
результаты абстрактного мышления – как имеющие всеобщий и необходимый, а при 
строгом следовании законам логики – и истинный характер. Историческая дилемма 
«либо чувства, либо абстрактное мышление» снимается в синтезе 
чувственно-сенситивного и абстрактно-мысленного отражения действительности. 
Последовательное проведение данного положения становится возможным благодаря 
обращению к практике, к деятельностно-активному отношению человека к миру.

Интуитивизм как 
гносеологическая установка занимает особое положение. Рассмотрение вопроса о 
возможном механизме и компонентах интуиции позволяет увидеть, что интуиция не 
сводима ни к чувственно-сенситивному, ни к абстрактно-логическому познанию; в 
ней имеются и те и другие формы познания, но имеется и нечто, выходящее за эти 
рамки и не позволяющее редуцировать ее ни к той, ни к другой форме; она дает 
новое знание, не достижимое никакими другими средствами.

Современная 
гносеология не ограничивается отношением «индивид-природа», а берет сложную 
систему «индивид-общество-природа». С этой точки зрения утверждается 
гносеологический оптимизм, несовместимый с агностической трактовкой 
познавательных способностей человека.

 

Задание третье

 

Таблица – Виды 
познания

Виды  познания

Содержание

Формы

Цели  и значение

Обыденное

Опыт  повседневной жизни, практика 
людей. Основывается на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер.

Игровое познание; общение, совместная 
деятельность

«Поставляло»  элементарные сведения 
о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных 
связях и т.п. Такое знание является важной ориентировочной основой 
повседневного поведения людей, их взаимоотношений с собой и с природой.

Религиозное

Фантастическое  отражение 
действительности, хотя содержит о ней определенные знания. Соединение 
эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное.

обряды, молитвы; Библия, Коран 
(источники)

Религия всегда играла важную роль 
для людей. Религиозное познание осуществлялось через «откровение» Богу, и 
только достойный мог получить «сокровенные» и «потаенные» знания.

Художественное

Целостное отображение мира, и 
человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на 
понятии.

живопись, музыка, театр

Искусство удовлетворяет 
эстетические потребности людей. Расширение человеческого опыта. Возможность 
выразить явления мира только с помощью искусства.

Философское

Направлено  на изучение окружающего 
мира, и о месте человека в этом мире.

рационализм, сенсуализм, 
интуитивизм

Философский способ познания мира, 
так долго считавшийся научным, сегодня также отделен от науки, хотя именно в 
нем рациональность смогла увидеть свое наиболее полное отражение.


 

Задание 
четвертое

 

1. Факт  – это 
явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием 
нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.

2. По-моему 
мнению, в данных суждениях нет явного противоречия. Речь идет о разных (но не 
противоположных) интерпретациях факта.

Так, с  точки 
зрения академика Павлова, факты представляют собой основу научной деятельности. 
Это результаты достоверного наблюдения, эксперимента. Для научного анализа 
важен не просто единичный факт, а множество фактов, из обилия которых, может 
быть сделан разумный отбор, необходимый для понимания сути проблемы.

Максим  Горький 
утверждает, что сами по себе факты не вся правда, они также как строительный 
материал еще не есть здание. Задача состоит в том, чтобы вскрыть причину 
возникновения данного факта, выяснить существенные его свойства и установить 
закономерную связь между фактами.

3. Я  считаю, 
что перед фактами нельзя преклоняться. Так как факты еще не есть истина. Факты – 
это только реальные события, действительные явления; они должны подвергаться 
обработке и анализу.

4. Я  согласна с 
писателем Горьким, так как считаю, что такая роль фактов имеет место в 
философском познании. Действительно, факт – еще не вся правда, он только сырье. 
Правильная интерпретация факта в моем понимании – это и есть способность 
извлекать из факта мысль, самое главное и существенное. Поэтому, образное 
сравнение Максима Горького в данном случае уместно.

 

Задание пятое

 

Тестовая 
проверка знаний

 

1. г)

2. Бэкон  Ф. - эмпиризм

Декарт  Р. – 
рационализм

Кузанский Н. – 
мистический интуитивизм

Локк  Д. – 
сенсуализм.

3. г)

4. дедукция

5. Сократ

6. а,  г, е, ж

7. анализ

8. в)

9. г)

10. а) 
прагматизм – в)

б) 
конвенционализм – б)

в) 
эмпириокритицизм – а)

г) 
диалектический материализм – г)

 

Список 
использованной литературы

 

1. Алексеев 
П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 3-е изд., перераб. и 
доп. – М.: Проспект, 2007. – 608 с.

2. Волчек 
Е.З. Философия: учебное пособие / Е.З. Волчек. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: 
Экоперпектива, 2004. – 343 с.

3. Ильин 
В.В. Теория познания. Эпистемология. – М., 1994. – 324 с.

4. Канке 
В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для ВУЗов. – 3-е 
изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 344 с.

5. Спиркин 
А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2007. – 736 
с.

6. Философия: 
полный курс: учебное пособие. – М.: МарТ, 2006. – 704 с.

7. Философия: 
учебное пособие для вузов: 4-е изд. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 576 с.

8. Философия. 
Рационализм материализм 21 века: учебное пособие / под ред. А.С. Кармин. – 2-е 
изд., - СПб: Питер, 2006. – 560 с.

9. Философский 
словарь: М., 2003. – 342 c.

10.  Якушев А.В. Философия 
(конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2008. – 224 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Кафедра философии и политологии

Контрольная работа

по курсу  «Философия»

по теме: «ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ»

Выполнила:

Проверила:

Днепропетровск

2008

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Толкование  понятий: «сознание», «отражение»

2. Проблема  сознания в истории философии

3. Сознание  и отражение

4. Возникновение и историческое развитие понятия сознания

5. Общественная  природа сознания

6. Сознание  и язык

7. Конспект  работы С.Н. Трубецкого на тему  «Философское понимание сознания»  из книги «Мир философии»

Заключение

Список  использованных источников

Введение

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший  уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Человеческое  сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память  позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить  образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует  в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая  характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не - я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не - я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья  характеристика сознания - обеспечение  целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю». Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного  отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

1. Толкование понятий: «сознание», «отражение»

СОЗНАНИЕ  Новейший философский словарь: 3-е  изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с. - (Мир энциклопедий) термин описан Е.В. Петушкова.

- традиционно  - одно из фундаментальных понятий  философии, психологии, социологии, которое противостоит - в контексте  субъект-объектной оппозиции (см. Бинаризм) понятию Бытия как субъективное - объективному. В рамках материалистической  традиции (см. Отражение) понятие «Сознание» характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование сознания обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. В этом онтологическом аспекте бытие, существование сознания выражается понятиями "субъективная реальность", "идеальное". В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность сознания. Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности. Определение сознания в психологии связывается со способностью субъекта выделять себя из окружающего мира, со способностью к самоотчету и самонаблюдению, с существованием его не только в индивидуальной, но и надиндивидуальной форме («Я» и «Сверх-Я»). Социология изучает сознание как сферу духовной жизни общества, в которой осмысливаются, обосновываются, идейно оформляются и реализуются интересы и представления различных социальных групп, классов, наций и общества в целом. Социология раскрывает роль сознания в организации общественного бытия человека, в исторической динамике его цивилизационного и культурного развития. В истории философии можно выделить различные традиции анализа сознания. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макрокосма (универсума) и микрокосма (человека). Таким началом в древнегреческой философии выступал логос (слово, закон, сущность всех вещей), в древнекитайской философии дао (путь, закон), в древнеиндийской философии - брахман (безличное духовное начало). Ценность человеческого разума, сознание определялась степенью приобщенности его к этому единому принципу и началу миропорядка. При этом на первых этапах развития философской мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме. Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Свойства души связывались со свойствами космоса: собственная активность человеческой души открыта еще не была. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона. В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Структура, трехкомпонентное, по Платону, строение человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствует структуре души космоса, изображаемого в виде совершенного живого существа. Признается возможность самодвижения души, ее переселения и бессмертия. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире. Аристотель впервые формулирует идею развития применительно к душе, трактуя ее как организующий принцип жизни. Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает сознание как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с сознанием в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию. Признается спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям. В философии Нового времени формируется представление о сознании как замкнутом в себе внутреннем мире. Сознание предстает как самосознание, саморефлексия. Для Декарта сознание - субстанция особого рода. Лейбниц признает психически деятельными субстанциями монады - неделимые первоэлементы бытия. Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических состояний и восприятий в отчетливо осознаваемые представления, в понимание, что они находятся в сознании индивида. Наряду с субстанциальным подходом в философии Нового времени формируется также натуралистически-функциональный подход к объяснению сознания. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие сознания от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалась социальная детерминированность сознания, его связь с развитием и функционированием культуры. Сложная многоуровневая природа сознания, значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феноменов индивидуального сознания были раскрыты немецкой трансцендентально-критической философией. Была выявлена органическая взаимосвязь индивидуальной, личностной и надиндивидуальной форм сознания (Кант, Гегель). Диалектико-материалистическая традиция анализа сознания не признавала его субстанциональности и рассматривала сознание как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. Предпосылками становления сознания в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека. Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает сознание и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку «Я» не может наблюдать самое себя со стороны. Сознание в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Совершается вычленение некоторого дорефлексивного уровня сознания и описание последнего в его сущностной "чистоте" и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр). Фиксирование жизни сознания осуществляется также через пласт бессознательного и через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика). Вопрос о существовании внеземных форм сознания, разума, о возможности приобщения сознания человека к семантике космических полей философия в настоящее время оставляет открытым.

Информация о работе Место и роль философии в культуре