Место философии в системе научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу; у нас эта проблема вновь стала остро актуальной. Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы “растопыренные” пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо.

Содержание

Определите место философии в системе научного знания.
1. Философия как система знаний о мире как едином целом.
2. Философия в иерархии наук.
Заключение


Перечислите и раскройте особенности исторических разновидностей понимания истины.
Введение
Истина и историческое знание
Исторические разновидности понимания истины
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявлением отношения философии к частным наукам в историческом аспекте.docx

— 48.13 Кб (Скачать файл)

В концепции «распочкования» в связи с исторической предпосылкой сформировался вопрос о взаимоотношении всеобщего и частного знания как проблемы, а также обнаружилась недостаточность натурфилософских построений.

Основы философии закладывались в XVIII в. О. Конт утверждал об изменениях предмета философии в связи с появлением частных наук, что постоянно сужало ее рамки. Философия не может иметь собственного предмета познания. Это форма мировоззрения.

Ее предметом является всеобщее в системе «Мир - человек», и в основном тот же круг проблем, что и в других формах мировоззрения. Эта система при первичном подразделении распадается на две противоположные, но взаимосвязанные подсистемы - «мир» и «человек».

Каждая из сторон подразделяется на уровни, взаимоотношения между сторонами - На четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и целостное бытие человека. Предмет философии в основном отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, таким своим представлением, как отношения человека к миру, мира к человеку. Но такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности.

Философски всеобще выражает факт раскола мира на материальное и духовное и их взаимосвязь. Словом, в предмет философии входит только-то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой таких понятий, как Истина, Красота, Добро и Справедливость. Такие всеобщие в материальной действительности понятия могут служить человеку элементами для формирования мировоззрения.

Предмет философии в объектном смысле стабилен. Он не «распочковывался», т. е. не разбирался на части отдельными науками. Отличие  философии от мифологической,  религиозной и обыденной форм мировоззрения состоит в глубокой связи с наукой.

 

 Заключение

В заключение можно отметить, что философия существует и развивается не только, если можно так выразиться, в академической, университетской форме, в виде специально философских сочинений, но и в совсем не похожей на науку форме, например в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через образную ткань искусства выражают порой гениальные собственно философские воззрения.

Дж. Леббок в своей книге “Начало цивилизации” пишет о любознательности туземца, который рассказывал о себе: “Я пошел однажды пасти свой скот. Погода была пасмурная. Я сел на скалу и стал задавать себе грустные вопросы; да, грустные, потому что я не в силах был ответить на них. Кто касался звезд своими руками? На каких столбах они держатся? Я спрашивал себя также: воды никогда не устают, у них нет другого дела, как течь не переставая от утра до ночи и от ночи до утра; но где же они останавливаются и кто заставляет их течь таким образом? И облака тоже приходят и уходят и изливаются водою на землю. Откуда они приходят? Кто посылает их? Конечно, не колдуны посылают нам дождь; как могут они сделать это? И почему я никогда не вижу своими глазами, как они поднимаются на небо, чтобы добыть его? Я не могу видеть и ветра, но что же он такое? Кто несет его, заставляет его дуть, реветь и пугать нас? Разве я знаю также, как растет хлеб? Вчера у меня в поле не было ни былинки; сегодня я пришел туда и нашел их уже несколько. Кто мог дать земле мудрость и силу, чтобы произвести это? И я закрыл лицо руками”, — видимо, от жажды знания и невозможности ее удовлетворить.

Отличие от натуралистической формы, также входящей в науку как сферу культуры, - в опоре на понятия и принципы какой-либо частной науки в решении мировоззренческих проблем, в широком базисе, включающем не только весь комплекс частных наук, но и опыт художественного освоения действительности и весь опыт человечества. Философия обобщает эту информацию во всеобщих категориях. Имеется несколько теоретических моделей понимания категории всеобщего.

Реализм - общее существует, помимо единичных вещей, как их первооснова, свойство.

Концептуализм - общее существует лишь как свойство абстрагирующего мышления. Репрезентативизм – общее существует как свойство отдельных единичностей представлять сущность класса однородных вещей.

 Позитивизм (от лат. positivous — положительный) — направление в философии, исходящее из того, что только положительные, конкретные науки могут дать настоящее знание, тем самым умаляется специфика собственно философского знания или это знание уподобляется конкретно-научному, позитивному.

 Неокантианство —  философское течение, развивавшее  отдельные принципы учения Иммануила Канта.

 Исследователь, пытающийся  рассмотреть явление лишь через  призму какой-либо одной науки, уподобляется слепцам из мудрой  древнеиндийской притчи. “Однажды  три слепых пожелали узнать, что  есть слон. К ним подвели слона  и предложили: одному пощупать  хобот, другому — ногу, а третьему  — хвост. “Ну как, теперь вы  знаете, что такое слон?” —  спросили их. “О, да, знаем. Это что-то  мягкое и гибкое, как змея”, —  ответил первый слепой. “Это что-то  большое, как колонна”, — отозвался  второй, ощупывая ногу слона. “Это  что-то тонкое и длинное, как  веревка”, — сказал третий”. В  этой притче есть тонкий намек  на то, что знающий нечто лишь  под одним углом зрения остается  в неведении сути того, что  дается обобщающей силой мысли, ориентированной на мир в целом  и опирающейся на знание основных  достижений конкретных наук, определенных  областей культуры.

  1. Перечислите и раскройте особенности исторических разновидностей понимания истины.

 

Введение

Во все времена человечество пыталось узнать и постичь истину. Человек развивая сознание, всегда ищет истину. В поисках истины он учится осознавать себя и мир, в котором родился и существует. Каждый человек индивидуален и борется за свою правду, поэтому и возникает постоянные подмены понятий истины. А изначально, зачастую, человек не видит разницу между этими понятиями, как истина и правда, откуда и возникает проблема в постижении истины. Так в чём же заключается истина? Нередко мы задаёмся этим вопросом, когда хотим добиться правды и правосудия. Тут то и возникает вся сложность остаться объективным, не поддаться эмоциям и не мыслить только так как ты привык и как ты считаешь верным.

Так что же всё-таки такое истина и существует ли она? Какое определение, какой смысл в него вкладывает философия? Смысл, к которому еще с древних времён неустанно стремилась философская мысль. Как говориться: многие пытались «расколоть» этот таинственный «философский камень». На столько сложно узнать истину, она стала на столько таинственной, что именно такие люди, как философы, отдавали и отдают огромное количество секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет, и из века в век, чтобы раскрыть эту тайну. Очень долго не получалось найти однозначный ответ. И что мы имеем на сегодняшний день? Мы только можем знать точно, что такое истина, но в чём конкретно заключается истина, на мой взгляд, нельзя сказать по сей день.

То, что истина это верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания, человек принимает и соглашается, но найти, увидеть и разглядеть истину невероятно сложно.

 

      1. Истина и историческое знание

 

В начале нашего исследования следует коснуться этимологии слова «истина». При этом имеет смысл выяснить происхождение данного слова не только в контексте русского, но и древнегреческого языка, так как первыми исследователями проблемы истины были древнегреческие философы. Возможно слово «истина» в древнегреческом языке произошло от слова «скрываться». Русское слово «истина» является производным от слова истый, истовый («истинный»).

Истина - отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.

В современном русском языке слово «истина» имеет два значения: «то, что существует в действительности, отражает действительность, правда» и «утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом».

Классическая концепция истины имеет давнюю философскую традицию. В ее основе лежит понимание истины как соответствия между знанием и действительностью. Основателем классической концепции истины считается Платон. Платон утверждал, что «тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет». Аристотель добавил, что «истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное связанным, а ложное — тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами». Он же в связи с исследованиями проблемы истины предложил законы логики: закон тождества, закон исключенного противоречия и закон исключенного третьего. Классической концепции придерживались многие известные философы, в том числе Кант и Гегель.

Сторонники рассматриваемой концепции считают, что вопрос о критерии истинности знания можно решить лишь за пределами самой системы знаний. Поэтому в качестве критерия истины выдвигается практика. К.Маркс утверждал, что именно «в практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления». Считается, что критерий практики обладает такими достоинствами как всеобщность и непосредственная действительность. Практика носит чувственно-материальный характер, она выводит человека из области сознания в предметный мир, то есть в непосредственную действительность.

Говоря об истине и давая ей определения, мы не должны забывать, что истина была разделена на несколько видов. Зная и  понимая эти различия нам легче будет в постижении истины.

Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной.

В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

 

      1. Исторические разновидности понимания истины

 

До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus). В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом:- истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и другими мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты (например, Э. Кондильяк) определяли истину, постулируя её в своих формулах в принципе как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцам корреспондентской теории. Общая ориентация на классические воззрения присуща также и некоторым философам XX в. (А. Тарский, К. Поппер и др.).

 В классической концепции  действительность трактуется, главным  образом, как объективная реальность, существующая независимо от нашего  сознания. Действительность включает  в себя не только воспринимаемый  мир, но и субъективную, духовную  сферу. Особым образом здесь следует  сказать о познании; его результат (истина), а также сам объект  познания понимаются неразрывно  связанными с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.

 Некоторые сторонники  классической концепции трактовали  истину более возвышенно, но также  и более неопределенно. Они понимали  истину как свойство субъекта, совпадающее с его согласием  с собой, комплексом априорных  форм чувственности и мышления (И. Кант) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного  свойства идеальных объектов (Платон, Августин). Сторонники таких воззрений  составляли достаточно многочисленную  группу философов. Они видели  истину в идеале, в некотором  недостижимом пределе. Это понимание  долгое время господствовало, имея  таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихте и  другие мыслители.

 В границах ещё одного  направления, эмпиризма, истина понималась  как соответствие мышления ощущениям  субъекта (Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел  в ХХ в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности (У. Джемс, Х. Файхингер). Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений. М. Шлик и О.Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта. Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный характер.

 С конца XIX — середины XX вв. в философии усиливается  иррационалистический подход к  пониманию истины. Ф. Ницше связывал  истину с идеями вечного возвращения  и переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр  считал, что сущность истины есть  свобода; экзистенциалисты в целом  противопоставляли объективной  истине представление о личной  истине, в границах которой интуитивно  раскрывается бытие в его подлинности.

Согласно наиболее распространенным воззрениям в западной философии середины XX в. истина есть особый идеальный объект (Ж. Маритен, Н. Гартман и др.). Такое понимание истины неразрывно связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена.

 Одним из важных  итогов философских исследований  выступает различие между абсолютной  и относительной истиной. Абсолютная  истина — это полное, исчерпывающее  знание о мире как о сложно  организованной системе. Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название "абсолютная истина", отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму. Последний в общих чертах сводится к утверждению, что "всякая истина относительна", которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.

Информация о работе Место философии в системе научного знания