Методология научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:03, контрольная работа

Краткое описание

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:
1)совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности;
2)учение о научном методе познания.

Вложенные файлы: 1 файл

философия1.docx

— 91.96 Кб (Скачать файл)

Онтология, по Аристотелю, призвана исследовать первые причины, или  высшие начала. Их четыре: причина материальная, т. е. материал, вещество, из которого изготавливается та или иная вещь, например, серебряная чаша; причина формальная — форма, образ, какой принимает этот материал; причина финальная — цель, например, жертвоприношение, которым определяется форма и материал нужной для него чаши; причина действующая, создающая своим действием результат, готовую реальную чашу, т. е. серебряных дел мастер.

Категории, по Аристотелю, не понятия, а роды - или разряды - бытия  и, соответственно, основные роды понятий  о бытии как о сущем. Таких категорий десять: субстанция (или сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, покой. Категория сущности у философа отделена от других, потому что, говоря о сущности, отвечаем на вопрос; что есть вещь?, а не на вопрос какова эта вещь (качество), как велика она (количество) и т д У Аристотеля два критерия сущности: мыслимость (познаваемая в понятии) и способность к отдельному существованию критерии оказываются несовместимыми, ведь «лишь единичное пишет мыслитель,- обладает самостоятельным существование безоговорочно», но единичное не удовлетворяет критерию мыслимости - оно не постигается умом, не выражается понятие ему нельзя дать определение. Аристотель вынужден принять компромиссное решение: под сущностью он понимает не единичную вещь (она неопределима), не род вещи (он самостоятельно не существует); не качество и не количество (они тоже самостоятельно не существуют) а то что определимо и настолько близко к единичному, что почти с ним сливается. Это искомая сущность, названная в «Метафизике» сутью вещи, или сутью бытия вещей.

Вторая группа значений бытия  — потенция и акт — изначально взаимо полагают друг друга. Есть огромная разница между слепым и тем кто, будучи зрячим, закрыл глаза. Слепой безнадежно незрячий, но закрывший глаза, имеет способность, но в потенции.

Третья группа - бытие  как акциденция. Это бытие случайное  и непредвиденное, то есть такой  тип бытия, который не связан! с  другим бытием существенно, чистая случайность.

Четвертый смысл бытия  — бытие как истина. Он принадлежит  человеческому интеллекту, рассматривающему вещи соответственно реальности (истина), или как не соответствующие ей (ложь).

Науки Аристотель разделил на три группы: теоретические науки, т. е. те, которые ведут поиск знания ради него самого,— метафизика, физика, математика, психология; практические, которые добиваются знания ради морального совершенствования — этика и  политика: науки продуктивные (творческие), цель которых — знание ради творчества,— риторика и поэтика. Абсолютная ценность философии состоит в том, что она не преследует практические, утилитарные цели и выступает самодостаточным знанием. Аристотель остался верен платоновской традиции. Философия Аристотеля завершает период развития философии, именуемый классическим.

4. Эпикур. Представитель атомистического материализма, атеизма 
и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им 
школы – «сад Эпикура». Основной задачей философии Эпикур считал 
создание этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Этика 
должна опираться на физику, включающую в себя учение о человеке, 
физика – на теорию познания.

Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не 
обманывают. Ошибки возникают вследствие неправильной оценки того 
о чем, свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят 
и поэтому не могут ошибаться. Восприятие – единственный критерий 
истины. Деятельность логического мышления – обобщение, индукция. 
Философ выдвигает идею самодвижения атомов. Как человек 
способен к свободным действиям, так и атомы – к самопроизвольным 
отклонениям. Существует внутренний, а не внешний (как полагал 
Демокрит) источник движения атома – его собственная тяжесть. При 
движении (условием которого является наличие пустоты) атомы 
отклоняются от прямого пути на небольшой угол и начинают описывать 
кривые, касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в 
результате чего возникает предметный мир.

Согласно философу, критерий счастья – в чувстве удовольствия. 
Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло– то, что порождает 
страдание. Философ различает три вида удовольствия:1) природные и 
необходимые для жизни; 2) природные, но для жизни не необходимые; 
3) не необходимые для жизни и не природные. Мудрец стремится только 
к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого 
воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность, которая и 
есть счастье философа (т.о. эпикуреизм – это воздержанность и аскетизм, 
а отнюдь не без удержанное увлечение материальными 
удовольствиями!)

Безмятежному состоянию души препятствуют: во-первых, страх 
перед вмешательством богов в человеческую жизнь; во-вторых, страх 
перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает 
несостоятельность этих страхов. Боги не страшны: они не способны 
вмешиваться в человеческую жизнь, потому что живут не в нашем 
мире, а в промежутке между мирами. Загробного мира не существует: 
душа смертна и есть лишь временное соединение атомов – это во- 
первых, во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы 
живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни. Жизнь 
Эпикура – это жизнь мудреца, следующего принципам своей 
философии.

Скептицизм. Основатель – Пиррон. Философ стремится к 
счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий, 
безмятежности – атараксии.

Суть вещей познать  невозможно, поэтому мы не можем говорить 
ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о 
несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете или 
явлении может быть с равным правом и равной силой 
противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод: 
воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Это тоже 
проявление атараксии.

Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более 6 веков. Это 
говорит о востребованности их взглядов на протяжении всего периода 
античности. Представители: Зенон Китионский, Посидоний, Панеций, 
Марк Аврелий, Сенека.

Согласно стоикам, человек  не рожден для наслаждений. Жизнь 
полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готовым к 
ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, 
рассудительность и справедливость. Это - основные добродетели 
перед лицом всемогущей Судьбы. Все в мире предопределено, 
происходит с необходимостью и подчиняется этой необходимости 
(року, судьбе). Человек должен подчиняться необходимости 
сознательно – этим ограничивается стоическая свобода. «Судьба 
согласного с ней ведет, противящегося тащит». Покорность, 
выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод есть высшее 
проявление свободы: если все предопределено, если ничего нельзя в мире изменить, то высшие свобода и достоинство человека могут 
заключаться только в стойкости и непротивлении злу. 
Ключевые понятия и слова: вода, воздух, огонь, атом, идея 
(эйдос), форма, идеальное государство, тимократия, олигархия, 
полития, апатия, атараксия, мудрец, космополитизм, этика.

 

Контрольные вопросы  по теме

 
1. В чем проявляется специфика раннегреческой натурфилософии?

Спецификой древнегреческой  философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным  вопросом древнегреческой философии  был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается  с мифологией. Но если мифология  стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало –  из чего все произошло. Родоначальник  греческой философии Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей  и явлений природы как проявление единого, вечного начала – воды. 

2. В чем сущность антропологического поворота Сократа в философии?

Диоген Л. “Он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в  том, что развращает юношество”. “Принесите Асклепию петуха, смерть тела – выздоровление  души”.

“Местности и деревья  ничему не хотят меня научить, не то, что люди в городе”. “Я никак  не могу, согласно дельфийской надписи  познать самого себя.

Скептик – истины нет, Софист – поэтому считай истиной то, что тебе выгодно, Сократ – истина для всех одна.

Майевтика (повивальное искусство) – помочь родиться истине в душе своего собеседника. Знать – дать определение, понятие. “Я знаю, что ничего не знаю”.

Зная, что хорошо и что  плохо, никто не станет поступать  плохо.

Сократ добродетель = счастье. Добродетель есть знание. Если человек  не счастлив, то не знает что благо, а если знает то делает добродетельно иначе не счастлив. Мужество – знание чего следует бояться, а чего нет.

Вопрос о личной свободе  не идет, у Сократа да и вообще в Древней Греции – индивидуум скорее, а не личность, про личную свободу ничего нет.

3. Как решалась проблема  бытия в философии Платона?

Какие же человеческие проблемы описывает и объясняет категория  «бытие»? Комфорт человеческого  существования предполагает опору  на некоторые простые и естественные предпосылки, которые понятны сами собой и не требуют специальных  обоснований. Среди таких универсальных  предпосылок самой первой является уверенность людей в том, что  при всех видимых изменениях, происходящих в природе и мире в целом, существуют какие-то гарантии его сохранения как  стабильного целого. История человечества демонстрирует извечное стремление людей отыскать такие опоры своего существования, которые блокировали  бы в его повседневном сознании ужас, связанный с мыслями о возможности  ежеминутной гибели мира. И каждый раз, когда начиналось сомнение в  прочности такого рода опор, привычные  данности реальной жизни становились  предметом специального размышления, переходя из ранга чего-то само собой  разумеющегося в ранг проблем  отыскания новых установлений –  опор. 

Так, в дофилософский, мифологический период жизни греки видели гарантии стабильности мира как единого целого в традиционной религии, связанной с богами Олимпа. Но первые философы стали разрушать связь личности с преданиями, традицией, поставив под вопрос безусловность самих традиций и веры в Олимп. Философия ввергала древнего грека в пучину сомнения относительно возможности видеть в олимпийских богах гарант стабильности мира, разрушив тем самым основы и нормы традиционного спокойного быта. Мир и Вселенная уже не казались столь прочными и надежно существующими как прежде: все стало шатким, ненадежным, неопределенным. Античные греки потеряли жизненную опору. Современный испанский философ Ортега-и-Гассет отмечал, что тревога и страх, которые испытывали люди, потерявшие опору жизни, надежный мир традиций, веру в богов, были несомненно ужасными, тем более, что в древности страх – это самое сильное переживание. В этой ситуации необходим был поиск новых прочных и надежных оснований жизни людей. Им нужна была вера в новую силу. Философия и начала поиски новых оснований мира и человека, ввела проблематику бытия, придала этому термину, взятому из греческого разговорного языка, категориальный смысл. 

Парменидовская интуиция бытия подверглась критике еще в античности из-за вытекающих из нее выводов о необходимости помнить, что ум человека не самодостаточен. Так, софисты (например, Протагор, V–IV вв. до н.э.) пытались сместить акцент философствования с бытия на человека, который, с их точки зрения, есть мера всех вещей, место обнаружения существования чего бы то ни было. Сократ (V в. до н.э.) также не согласился с умалением субъективного разума, с ролью человека быть непосредственным и не рефлектирующим медиумом Божественной истины. Он считал, что между последней и человеком существует дистанция, которую можно преодолеть только с помощью собственного мышления, имеющего свои нормы и правила логического аргументирования. 

Киники (V–IV вв. до н.э.) отказались признавать проблему бытия в силу того, что она принуждает человека соразмерять свою жизнь с Истиной, Добром, Благом. Призывая людей опираться только на самих себя во всех своих делах и мыслях, они считали нормой жизни девиз: «без общины, без дома, без отечества». 

4. Каковы основные принципы учения Аристотеля о душе?

Определенные коррективы вносит Аристотель и в платоновское учение о душе. Считая душу началом жизни, он дает типологию различных “уровней”  души, выделяя растительную, животную и разумную души. Низшая душа - рас-тительная - ведает функциями питания, роста и размножения, общими для всех вообще одушевленных существ. У животной души к этим функциям прибавля-ется ощущение, а вместе с ним и способность желания, то есть стремление к приятному и избегание неприятного. Разумная же душа, которой обладает из всех животных одни лишь человек, помимо перечисленных функций, общих у человека с растениями и животными, наделена высшей из способностей - рассу-ждением и мышлением. У Аристотеля нет характерного для Платона представ-ления о низшем, телесном начале (и соответственно низших, растительной и животной, душах) как источнике зла. Аристотель рассматривает материю, тело как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум, однако, согласно Аристотелю, не зависит от тела. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущ-ность высший из аристотелевских форм, совершенно свободной от материи, а именно вечного двигателя, который есть чистое мышление и которым движется и живет все в мире. Этот высший разум Аристотель называет деятельным, сози-дательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего. По-следний главным образом присущ человеку, тогда как деятельный разум - лишь в очень малой степени. Пытаясь разрешить трудность, возникшую у Платона в связи с учением о “трех душах” и вызванную стремлением объяснить возмож-ность бессмертия индивидуальной души, Аристотель приходит к выводу, что в человеке бессмертен только его разум: после смерти тела он сливается с вселен-ским разумом.

Информация о работе Методология научного познания