Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:03, контрольная работа
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:
1)совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности;
2)учение о научном методе познания.
Онтология, по Аристотелю, призвана исследовать первые причины, или высшие начала. Их четыре: причина материальная, т. е. материал, вещество, из которого изготавливается та или иная вещь, например, серебряная чаша; причина формальная — форма, образ, какой принимает этот материал; причина финальная — цель, например, жертвоприношение, которым определяется форма и материал нужной для него чаши; причина действующая, создающая своим действием результат, готовую реальную чашу, т. е. серебряных дел мастер.
Категории, по Аристотелю, не понятия, а роды - или разряды - бытия и, соответственно, основные роды понятий о бытии как о сущем. Таких категорий десять: субстанция (или сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, покой. Категория сущности у философа отделена от других, потому что, говоря о сущности, отвечаем на вопрос; что есть вещь?, а не на вопрос какова эта вещь (качество), как велика она (количество) и т д У Аристотеля два критерия сущности: мыслимость (познаваемая в понятии) и способность к отдельному существованию критерии оказываются несовместимыми, ведь «лишь единичное пишет мыслитель,- обладает самостоятельным существование безоговорочно», но единичное не удовлетворяет критерию мыслимости - оно не постигается умом, не выражается понятие ему нельзя дать определение. Аристотель вынужден принять компромиссное решение: под сущностью он понимает не единичную вещь (она неопределима), не род вещи (он самостоятельно не существует); не качество и не количество (они тоже самостоятельно не существуют) а то что определимо и настолько близко к единичному, что почти с ним сливается. Это искомая сущность, названная в «Метафизике» сутью вещи, или сутью бытия вещей.
Вторая группа значений бытия — потенция и акт — изначально взаимо полагают друг друга. Есть огромная разница между слепым и тем кто, будучи зрячим, закрыл глаза. Слепой безнадежно незрячий, но закрывший глаза, имеет способность, но в потенции.
Третья группа - бытие как акциденция. Это бытие случайное и непредвиденное, то есть такой тип бытия, который не связан! с другим бытием существенно, чистая случайность.
Четвертый смысл бытия — бытие как истина. Он принадлежит человеческому интеллекту, рассматривающему вещи соответственно реальности (истина), или как не соответствующие ей (ложь).
Науки Аристотель разделил на три группы: теоретические науки, т. е. те, которые ведут поиск знания ради него самого,— метафизика, физика, математика, психология; практические, которые добиваются знания ради морального совершенствования — этика и политика: науки продуктивные (творческие), цель которых — знание ради творчества,— риторика и поэтика. Абсолютная ценность философии состоит в том, что она не преследует практические, утилитарные цели и выступает самодостаточным знанием. Аристотель остался верен платоновской традиции. Философия Аристотеля завершает период развития философии, именуемый классическим.
4. Эпикур. Представитель атомистического
материализма, атеизма
и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был
главой организованной им
школы – «сад Эпикура». Основной задачей
философии Эпикур считал
создание этики – учения о поведении,
приводящем к счастью. Этика
должна опираться на физику, включающую
в себя учение о человеке,
физика – на теорию познания.
Все, что мы ощущаем, истинно,
ощущения никогда нас не
обманывают. Ошибки возникают вследствие
неправильной оценки того
о чем, свидетельствуют органы чувств;
сами же органы чувств не судят
и поэтому не могут ошибаться. Восприятие
– единственный критерий
истины. Деятельность логического мышления
– обобщение, индукция.
Философ выдвигает идею самодвижения
атомов. Как человек
способен к свободным действиям, так и
атомы – к самопроизвольным
отклонениям. Существует внутренний, а
не внешний (как полагал
Демокрит) источник движения атома – его
собственная тяжесть. При
движении (условием которого является
наличие пустоты) атомы
отклоняются от прямого пути на небольшой
угол и начинают описывать
кривые, касаться и задевать друг друга,
сплетаться и расплетаться, в
результате чего возникает предметный
мир.
Согласно философу, критерий
счастья – в чувстве удовольствия.
Благо есть все то, что порождает удовольствие,
зло– то, что порождает
страдание. Философ различает три вида
удовольствия:1) природные и
необходимые для жизни; 2) природные, но
для жизни не необходимые;
3) не необходимые для жизни и не природные.
Мудрец стремится только
к первым и воздерживается от всех остальных.
Результат такого
воздержания – полная невозмутимость,
или безмятежность, которая и
есть счастье философа (т.о. эпикуреизм
– это воздержанность и аскетизм,
а отнюдь не без удержанное увлечение
материальными
удовольствиями!)
Безмятежному состоянию души
препятствуют: во-первых, страх
перед вмешательством богов в человеческую
жизнь; во-вторых, страх
перед смертью и загробным миром. Эпикур
доказывает
несостоятельность этих страхов. Боги
не страшны: они не способны
вмешиваться в человеческую жизнь, потому
что живут не в нашем
мире, а в промежутке между мирами. Загробного
мира не существует:
душа смертна и есть лишь временное соединение
атомов – это во-
первых, во-вторых, смерть и жизнь никогда
не встречаются: пока мы
живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то
нет жизни. Жизнь
Эпикура – это жизнь мудреца, следующего
принципам своей
философии.
Скептицизм. Основатель – Пиррон. Философ
стремится к
счастью, которое состоит в невозмутимости
и отсутствии страданий,
безмятежности – атараксии.
Суть вещей познать
невозможно, поэтому мы не можем говорить
ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о
справедливом, ни о
несправедливом. Всякому нашему утверждению
о предмете или
явлении может быть с равным правом и равной
силой
противопоставлено противоречащее ему
утверждение. Отсюда вывод:
воздерживаться от каких-либо суждений
о чем-либо. Это тоже
проявление атараксии.
Стоицизм. Учение стоиков просуществовало
более 6 веков. Это
говорит о востребованности их взглядов
на протяжении всего периода
античности. Представители: Зенон Китионский,
Посидоний, Панеций,
Марк Аврелий, Сенека.
Согласно стоикам, человек
не рожден для наслаждений. Жизнь
полна страданий и катастроф, и человек
всегда должен быть готовым к
ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность,
мужественность,
рассудительность и справедливость. Это
- основные добродетели
перед лицом всемогущей Судьбы. Все в мире
предопределено,
происходит с необходимостью и подчиняется
этой необходимости
(року, судьбе). Человек должен подчиняться
необходимости
сознательно – этим ограничивается стоическая
свобода. «Судьба
согласного с ней ведет, противящегося
тащит». Покорность,
выносливость и стойкое перенесение жизненных
невзгод есть высшее
проявление свободы: если все предопределено,
если ничего нельзя в мире изменить, то
высшие свобода и достоинство человека
могут
заключаться только в стойкости и непротивлении
злу.
Ключевые понятия и слова: вода, воздух,
огонь, атом, идея
(эйдос), форма, идеальное государство,
тимократия, олигархия,
полития, апатия, атараксия, мудрец, космополитизм,
этика.
Контрольные вопросы по теме
1. В чем проявляется специфика
раннегреческой натурфилософии?
Спецификой древнегреческой
философии в ее начальный период
является стремление понять сущность
природы, мира в целом, космоса. Главным
вопросом древнегреческой философии
был вопрос о первоначале мира.
И в этом смысле философия перекликается
с мифологией. Но если мифология
стремится решить этот вопрос по принципу
– кто родил сущее, то философы
ищут субстанциональное начало –
из чего все произошло. Родоначальник
греческой философии Фалес
2. В чем сущность
Диоген Л. “Он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество”. “Принесите Асклепию петуха, смерть тела – выздоровление души”.
“Местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то, что люди в городе”. “Я никак не могу, согласно дельфийской надписи познать самого себя.
Скептик – истины нет, Софист – поэтому считай истиной то, что тебе выгодно, Сократ – истина для всех одна.
Майевтика (повивальное искусство) – помочь родиться истине в душе своего собеседника. Знать – дать определение, понятие. “Я знаю, что ничего не знаю”.
Зная, что хорошо и что плохо, никто не станет поступать плохо.
Сократ добродетель = счастье. Добродетель есть знание. Если человек не счастлив, то не знает что благо, а если знает то делает добродетельно иначе не счастлив. Мужество – знание чего следует бояться, а чего нет.
Вопрос о личной свободе не идет, у Сократа да и вообще в Древней Греции – индивидуум скорее, а не личность, про личную свободу ничего нет.
3. Как решалась проблема бытия в философии Платона?
Какие же человеческие проблемы
описывает и объясняет
Так, в дофилософский, мифологический период жизни греки видели гарантии стабильности мира как единого целого в традиционной религии, связанной с богами Олимпа. Но первые философы стали разрушать связь личности с преданиями, традицией, поставив под вопрос безусловность самих традиций и веры в Олимп. Философия ввергала древнего грека в пучину сомнения относительно возможности видеть в олимпийских богах гарант стабильности мира, разрушив тем самым основы и нормы традиционного спокойного быта. Мир и Вселенная уже не казались столь прочными и надежно существующими как прежде: все стало шатким, ненадежным, неопределенным. Античные греки потеряли жизненную опору. Современный испанский философ Ортега-и-Гассет отмечал, что тревога и страх, которые испытывали люди, потерявшие опору жизни, надежный мир традиций, веру в богов, были несомненно ужасными, тем более, что в древности страх – это самое сильное переживание. В этой ситуации необходим был поиск новых прочных и надежных оснований жизни людей. Им нужна была вера в новую силу. Философия и начала поиски новых оснований мира и человека, ввела проблематику бытия, придала этому термину, взятому из греческого разговорного языка, категориальный смысл.
Парменидовская интуиция бытия подверглась критике еще в античности из-за вытекающих из нее выводов о необходимости помнить, что ум человека не самодостаточен. Так, софисты (например, Протагор, V–IV вв. до н.э.) пытались сместить акцент философствования с бытия на человека, который, с их точки зрения, есть мера всех вещей, место обнаружения существования чего бы то ни было. Сократ (V в. до н.э.) также не согласился с умалением субъективного разума, с ролью человека быть непосредственным и не рефлектирующим медиумом Божественной истины. Он считал, что между последней и человеком существует дистанция, которую можно преодолеть только с помощью собственного мышления, имеющего свои нормы и правила логического аргументирования.
Киники (V–IV вв. до н.э.) отказались признавать проблему бытия в силу того, что она принуждает человека соразмерять свою жизнь с Истиной, Добром, Благом. Призывая людей опираться только на самих себя во всех своих делах и мыслях, они считали нормой жизни девиз: «без общины, без дома, без отечества».
4. Каковы основные принципы учения Аристотеля о душе?
Определенные коррективы вносит Аристотель и в платоновское учение о душе. Считая душу началом жизни, он дает типологию различных “уровней” души, выделяя растительную, животную и разумную души. Низшая душа - рас-тительная - ведает функциями питания, роста и размножения, общими для всех вообще одушевленных существ. У животной души к этим функциям прибавля-ется ощущение, а вместе с ним и способность желания, то есть стремление к приятному и избегание неприятного. Разумная же душа, которой обладает из всех животных одни лишь человек, помимо перечисленных функций, общих у человека с растениями и животными, наделена высшей из способностей - рассу-ждением и мышлением. У Аристотеля нет характерного для Платона представ-ления о низшем, телесном начале (и соответственно низших, растительной и животной, душах) как источнике зла. Аристотель рассматривает материю, тело как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум, однако, согласно Аристотелю, не зависит от тела. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущ-ность высший из аристотелевских форм, совершенно свободной от материи, а именно вечного двигателя, который есть чистое мышление и которым движется и живет все в мире. Этот высший разум Аристотель называет деятельным, сози-дательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего. По-следний главным образом присущ человеку, тогда как деятельный разум - лишь в очень малой степени. Пытаясь разрешить трудность, возникшую у Платона в связи с учением о “трех душах” и вызванную стремлением объяснить возмож-ность бессмертия индивидуальной души, Аристотель приходит к выводу, что в человеке бессмертен только его разум: после смерти тела он сливается с вселен-ским разумом.