Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:10, реферат
С древних времен путешествия влекли людей к новым открытиям, к познанию новых краев и природных явлений, посредством которых они могли получить известность. История туризма тесно связана с экономикой и религией. Путешествия по морю определялись необходимостью обмена товарами. Путешествия к святым местам породили первые цепочки гостиниц и трапезных, которые находились при монастырях и храмах. Туризм поощрял обмен культурой, что являлось также стимулом к путешествиям.
Введение 3
Глава 1. Методология туристской деятельности: понятие, принципы и роль 4
1.1. Методология как учение о методах исследования в туризме 4
1.2. Роль методологии при исследовании туристской деятельности 6
Глава 2. Методика научных исследований в туризме 7
2.1. Содержание и этапы исследования в области туризма 7
2.2. Виды, цели и задачи исследования 8
Глава 3. Основные законы диалектики в исследованиях туристской деятельности 11
3.1.Применение закона единства и борьбы противоположностей 11
3.2. Применение закона перехода количественных изменений в качественные 13
3.3. Применение закона отрицания отрицания 14
Глава 4. Общенаучные методы в исследования туристкой деятельности 16
4.1. Методы наблюдения, интервью и анкетирования 16
4.2. Методы анализа и синтеза 17
4.3. Эксперимент как практический метод исследования 19
4.4. Метод познания потенциальных возможностей туризма 20
4.5. Методы исторический, логический и экспертных оценок 22
4.6. Моделирование как метод исследования 24
Заключение 26
Список использованной литературы: 27
Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. При описательном исследовании отражают факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений в туризме.
Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя сбор и анализ фактов, объяснение причин и причинно-следствен- ных зависимостей между фактами, с помощью которых неизвестное событие или нетипичный результат объясняется с позиций фактов уже известных.
Обзорно-аналитическое исследование может носить критический характер и называться обзорно-критическим. В этом случае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должна быть представлена подробная и аргументированная критика того, что уже предпринято по проблеме, и сделаны соответствующие выводы.
Обзорное исследование может содержать и собственные размышления автора по поводу того, что описывается в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным между обзорно-аналитической, обзорно-критической и конструктивно-теоретической частями работы.
Ученый может провести теоретическое исследование, в котором кроме обзора и критического анализа литературы имеются собственные предложения, направленные на решение поставленной проблемы, что может явиться авторским вкладом в теорию решаемой проблемы, новым ее видением, оригинальной точкой зрения.
К теоретическому исследованию предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений. Особенностью теоретического знания является его обобщенность и абстрактность, отличающиеся своей системностью. Изменение части этого знания ведет к изменению системы в целом. К методам теоретического исследования относят: восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, структурно-системный подход, индуктивно-дедуктивный подход, моделирование, историко-логический метод.
Формулирование темы исследования — один ответственных этапов в деятельности ученого: уточняется тема с учетом конкретной научной или практической потребности. Название темы должно, по возможности, кратко отражать суть решаемой проблемы. Двусмысленность и неопределенность в формулировке темы недопустимы. Последствия этого будут сказываться на всех этапах исследования, в частности при формулировании рабочих гипотез.
На основе результатов изучения состояния проблемы определяются цель и задачи. Исследовательскими называются те промежуточные и конечные цели, которые должны быть достигнуты в итоге исследований. Промежуточные цели — это оценка уровня ресурсного обеспечения турпредприятия, функционирования его на рынке услуг в момент проведения экспериментальной работы.
Задачи представляют собой последовательные этапы организации и проведения исследования с начала и до конца.
Задачами исследования, преследующего подобную цель, могут быть: конкретизация проблемы, изучение связанной с ней литературы и практики; уточнение гипотез исследования; выбор методов диагностики процессов; разработка методики формирующего эксперимента; разработка плана и программы эксперимента, его проведение, обработка и анализ результатов эксперимента; формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.
Цели и задачи
формулируют определенно и
Название темы должно соответствовать задачам. Это соответствие устанавливается после ряда этапов. Сначала дают общее название темы и определяют задачи, исходя из познавательных и практических потребностей. В дальнейшем название темы влияет на поставленные задачи, а задачи — на название темы. Постепенно путем последовательного исследования достигается уточнение и темы, и задач.
Число задач исследования в туризме обычно колеблется от 3 до 5. Если их меньше, то они в значительной степени сливаются с темой, в малой степени — конкретизируют ее. Если их больше, то может быть потерян общий смысл, возрастет неопределенность, утратится целенаправленность исследования.
Глава 3. Основные законы диалектики в исследованиях туристской деятельности
3.1. Применение закона единства и борьбы противоположностей
Процесс развития туризма связан с законом единства и борьбы противоположностей, который дает ответ на вопрос об источнике, двигательной силе развития и раскрытии внутреннего содержания турбизнеса. Туризм как общественное явление содержит в себе противоположные стороны, свойства и тенденции. Туризм как социальный процесс характеризуется противоположными общественно-экономическими целями и видами деятельности на рынке услуг. Взаимодействие противоположных сторон туризма — это единство и борьба между ними.
Туризм является составной частью государственной экономики, которая оказывает непосредственное влияние на его стратегию, применяемые материально-технические средства и способы их использования. При этом необходимо учитывать стратегию регионов страны, которым в первую очередь будут отданы предпочтения.
Одним из основных противоречий туризма является противоборство конкурентов на рынке туристских услуг. Противоречие между ними разрешается созданием превосходства в ресурсах одной или другой стороны. Раскрыть содержание этого противоречия — значит выявить то, из чего складывается экономическое превосходство одного из турпредприятий на определенном этапе. Руководству турпредприятий надо учитывать возможное изменение этих тенденций, определять пути совершенствования деятельности, постоянно быть готовным разработать турпродукт.
Развитие туризма зависит от уровня развития экономики и научно-технического потенциала государства. В настоящее время туристские структуры не обладают большим экономическим и научно-техническим потенциалом. Это противоречие разрешается путем подготовки и реализации поэтапных целевых программ развития туризма как в регионах, так и в стране в целом.
В результате научного исследования туризма можно вскрыть противоречия между разными его сторонами, затем научно обосновать рекомендации по совершенствованию форм и способов ведения турбизнеса, методов обучения специалистов, что позволит разработать направления для активного вхождения, например, в такой сегмент рынка, как круизный туризм.
Раскрытие противоречий в развитии туризма является важным, но не завершающим этапом анализа, поскольку само противоречие не является чем-то застывшим, неподвижным. Развитие любого противоречия состоит в том, что одна из туристских фирм в конкретном сегменте рынка начинает преобладать над другой. В этом случае происходит обострение противоречия.
Важным этапом на рынке туристских услуг является раскрытие тенденций развития обнаруженных противоречий между турпредприятиями и определение направлений в их разрешении.
Обострение противоречий в турбизнесе рано или поздно завершается их разрешением, переходом турпредприятий в новые качественные отношения. Возможность ведения бизнеса на рынке туристских услуг с использованием обычных средств в условиях постоянного риска и угроз со стороны конкурентов порождает противоречие в выборе методов для достижения успеха турпредприятия. Для того чтобы обеспечить устойчивость работы на рынке, требуется создание эксклюзивного турпродукта. Налицо противоречие — необходимость создания турпродукта, чтобы обойти конкурентов, и опасность возможного риска, что этот продукт не будет полностью реализован. Совместить эти два взаимоисключающих требования — дело сложное. Решение этого противоречия должно состоять в следующем: создавать такой турпродукт, который бы одновременно обеспечивал быстрое варьирование, способствовал понижению цены.
Противоречия в турбизнесе являются не только источником развития объективных процессов, но и средством совершенствования знаний, т.е. противоречие проявляется между суммой накопленных знаний и практикой.
Противоречивость объективной действительности является гносеологической основой разных взглядов и пониманий одного и того же процесса. Поэтому и возникает борьба не только различных, но подчас прямо противоположных мнений. Борьба мнений в науке как отражение противоречивости действительности и познания составляет одну из важнейших закономерностей ее развития. Там, где нет борьбы, столкновения различных мнений, там нет развития науки. Необходимым условием развития науки о туризме являются свободные дискуссии, содействующие творческому решению назревших проблем.
3.2. Применение
закона перехода
Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает характер и формы перехода явлений из одного состояния в другое, отвечает на вопрос: как происходит развитие в турбизнесе? Например, тур- продукт представляет собой единство количественной и качественной определенности. Его качество имеет количественное выражение. В свою очередь количество есть не что иное, как одна из характеристик качественной определенности, иначе говоря, в тур- продукте нет качества без количества, равно как и не существует количества без качества.
В туризме качество — это внутренние, существенные свойства турпродукта, отличающие его от других продуктов. Качество тур- продукта выражается в таких свойствах, как покупательная способность, наличие в его составе различных видов услуг, что придает ему черты объекта купли-продажи, в которых закладываются основы его продвижения на рынке и получение прибыли.
Количество характеризует турпродукт со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема. Как правило, количество выражается числом.
В туризме закон перехода количественных изменений в качественные характеризует как развитие объективной действительности, так и познания. Познать тот или иной процесс — значит раскрыть единство качества и количества турпродукта, диалектику взаимосвязи и взаимопереходов между ними. Необходимость соблюдения этого положения возрастает на современном этапе развития туризма, что обусловлено постоянно увеличивающейся качественной дифференциацией сегментов рынка услуг, а также резко возрастающим их количеством.
Переход количества в качество характеризует процесс познания, который подразделяется на следующие этапы:
этап подготовки — сбор фактов, данных наблюдения и эксперимента и их обобщение. Исследование предполагает как знание существующей теории, так и конкретной действительности. Без полного знания того и другого представляются невозможными ни переход к следующему этапу, ни дальнейшее развитие науки. В ходе этого этапа исследователь может обнаружить факты , не укладывающиеся в рамки теории туризма;
этап скачка, открытия – сложный этап мышления, заключающийся в выходе из колеи привычного хода мыслей. В этом случае необходимы творческое воображение и научная фантазия;
этап дальнейшего развития – это основные идеи, замысел, воплощение ее в теорию или в конкретный план действий.
3.3. Применение закона отрицания отрицания
Закон диалектики отрицания отрицания – важный закон развития природы, истории и мышления, который позволяет выявить общую направленность развития туризма. Основное его содержание раскрывается в следующих положениях.
Природная или общественная система, какой бы прочной она ни казалась, представляет собой только этап в общем процессе поступательного, прогрессивного развития. Все существующее в своем конкретном проявлении рано или поздно подлежит изменению, преобразованию.
Процесс развития туризма представляет собой бесконечную цепь диалектический отрицаний старого новым. Возникающее и утверждающееся новое сохраняет в своем содержании положительные элементы, стороны и свойства старого. Процесс развития на его высших ступенях как бы повторяет некоторые стороны старого и черты, имевшие место на низших ступенях, хотя в целом процесс развития выступает в виде поступательного, прогрессивного перехода от старого к новому, от менее совершенного к более совершенному.
Характер и способ отрицания отжившего, устаревшего в каждом конкретном случае будут различными. При всем разнообразии способов отрицания их можно подразделить на два вида:
- отрицание
элементов старого,
- отрицание основ настоящего и образование нового качества на принципиально иной основе.
Первый вид отрицания надо иметь в виду в том случае, если специалисты имеют дело с сохранением существующего качественного состояния. Соблюдение требований этого вида отрицания предостерегает менеджеров от ненужного прожектерства и нигилизма по отношению к существующим формам организации и способам ведения турбизнеса.
Второй вид отрицания в развитии способов ведения турбизнеса — явление редкое. Оно связано с коренными качественными изменениями материально-технических средств ведения туризма, что и характеризуется таким видом отрицания старого, когда невозможно использование существовавшего способа ведения туризма. Здесь нужен принципиально новый подход к организации туризма, выбору наиболее эффективных методов организации и проведению туризма в экстремальных условиях. В этих условиях сохранение старого становится тормозом дальнейшего развития экстремального туризма.
Однако поспешная коренная
ломка старого в условиях, когда
еще не созрели объективные
Требования диалектики сохранить в новом положительные элементы старого способствуют формированию у специалистов как профессиональных, так и нравственных качеств. Например, в преподавании туристских дисциплин используются следующие принципы воспитания: целеустремленность, добросовестное отношение к труду, коллективу, сочетание требовательности с постоянной заботой о сотрудниках.