Методология туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:10, реферат

Краткое описание

С древних времен путешествия влекли людей к новым открытиям, к познанию новых краев и природных явлений, посредством которых они могли получить известность. История туризма тесно связана с экономикой и религией. Путешествия по морю определялись необходимостью обмена товарами. Путешествия к святым местам породили первые цепочки гостиниц и трапезных, которые находились при монастырях и храмах. Туризм поощрял обмен культурой, что являлось также стимулом к путешествиям.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методология туристской деятельности: понятие, принципы и роль 4
1.1. Методология как учение о методах исследования в туризме 4
1.2. Роль методологии при исследовании туристской деятельности 6
Глава 2. Методика научных исследований в туризме 7
2.1. Содержание и этапы исследования в области туризма 7
2.2. Виды, цели и задачи исследования 8
Глава 3. Основные законы диалектики в исследованиях туристской деятельности 11
3.1.Применение закона единства и борьбы противоположностей 11
3.2. Применение закона перехода количественных изменений в качественные 13
3.3. Применение закона отрицания отрицания 14
Глава 4. Общенаучные методы в исследования туристкой деятельности 16
4.1. Методы наблюдения, интервью и анкетирования 16
4.2. Методы анализа и синтеза 17
4.3. Эксперимент как практический метод исследования 19
4.4. Метод познания потенциальных возможностей туризма 20
4.5. Методы исторический, логический и экспертных оценок 22
4.6. Моделирование как метод исследования 24
Заключение 26
Список использованной литературы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии аспирантура.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Новое качество, хотя и сохраняет в себе положительные  свойства старого, предполагает возникновение в туризме таких его свойств, которых не было раньше.

Сохраняющееся старое не входит в новое в своем  неизменном виде — оно преобразуется. Отсюда важное требование к научному исследованию туризма: творчески относиться к росткам нового, преобразовывать положительные свойства старого применительно к потребностям нового.

Решение исследовательской  проблемы начинается с установления фактов, полученных в ходе практической деятельности, наблюдения, эксперимента.

Обнаружение факта (фактов) — исходный момент исследования проблемы. Однако знание только фактов недостаточно для научного познания. Факты необходимо объяснить, поэтому после установления фактов следует построение теории, объясняющей существование обнаруженных фактов, их функционирование и развитие.

В процессе создания теории туризма можно абстрагироваться от единичных фактов, найти присущие им общие черты. На этом этапе познания происходит как бы отрицание отдельного общим — первое отрицание.

Следующим этапом решения исследовательской проблемы является возвращение к фактам, их объяснение на основе созданной теории. Здесь происходит второе отрицание: от общего возвращаются вновь к конкретному. На этом этапе рассматриваются факты с точки зрения обогащенной теории. Знание фактов на этом этапе исследования становится глубже, полнее: теперь можно узнать не только о существовании тех или иных процессов, но и о закономерностях их функционирования и развития.

Закон отрицания  отрицания как закон развития познания является и принципом развития научных знаний в общей цепи их поступательного развития, совершенствования научной теории туризма, которая, являясь отражением объективной действительности, опирается на сумму накопленных знаний, на имеющиеся теории.

 

 

Глава 4. Общенаучные методы в исследовании туристской деятельности

 

    1. Методы наблюдения, интервью и анкетирования в туристской деятельности

 

Наблюдение — это целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Выделяют научное  наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества.

Основное условие  научного наблюдения — объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения новых методов исследования, например эксперимента, моделирования.

Метод наблюдения является составной частью научного исследования в различных отраслях деятельности, в том числе и в туризме. Это означает систематическое и целенаправленное накопление фактических данных, например о качественной и количественной стороне, материально-техническом обеспечении, профессионализме персонала своего турпредприятия или о конкурентах.

Наблюдение  связано с работой органов  чувств человека, зрения, принимающего наибольшую часть получаемой исследователем информации.

Научное наблюдение требует подготовки: определения  целей в соответствии с общими целями исследования, составления плана, выбора подходящей ситуации, времени и места. Наблюдение в этом случае наполняется теоретическим содержанием и требует предварительного продумывания его деталей. Специалист достигнет успеха в том случае, если заранее правильно спланирует свою деятельность, вычленит и поставит в центр своего внимания важные явления.

Основой наблюдения является практика. Наблюдение бывает полным и всесторонним в условиях деятельности, которая подсказывает важные объекты наблюдения и постоянно корректирует его ход.

Интервью — это личное общение исследователя с заинтересованными лицами, при котором он задает вопросы и фиксирует ответы.

По форме  проведения интервью может быть непосредственным (лицом к лицу) и опосредованным, например по телефону. Интервью предполагает беседу в целях выяснения проблем в туристской деятельности в целом, о турпредприятии в частности. Опрос можно проводить несколькими экспертами-прогнозиста- ми, но так, чтобы интервью не превратилось в дискуссию. Этот метод идентичен методу очного (заочного) анкетирования, когда ответы даются в письменной форме.

Анкетирование — это ответы на поставленные вопросы, разработанные исследователем, когда респондент отвечает на вопросы в анкете. Существует несколько форм постановки вопросов в анкетах, предназначенных для экспертов. Для решения некоторых проблем используются анкеты типа «вопрос —ответ». В них содержится один или несколько вопросов, и на каждый из них в анкете приведены два ответа или более. Эксперт должен указать один из подготовленных ответов, сопровождая его своим обоснованием. Вопросы ставятся с учетом качественной и количественной характеристик ответа.

При исследовании сложных проблем в целом или  их отдельных аспектов анкеты могут  содержать описания в определенной логической последовательности нескольких взаимосвязанных по времени (или месту) событий (от настоящего к будущему). Совокупность выдаваемых экспертам событий с их характеристиками представляет собой как бы набор сценариев. От экспертов требуется оценка событий и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития исследуемого процесса.

 

    1. Методы анализа и синтеза в туристской деятельности

 

Анализ и  синтез — общенаучные методы, без  которых не может обойтись ни один акт научного исследования.

Анализ представляет собой процесс мысленного расчленения исследуемого события на составные части, элементы, признаки, противоположности и изучение их для раскрытия сущности.

Синтез представляет собой процесс установления связей между выделенными элементами, признаками и противоположностями. Синтез позволяет мысленно сопоставить, сравнить, связать воедино все стороны рыночных отношений, создать целостную картину для оценки и принятия управленческого решения.

Анализ и  синтез — это противоположно направленные (анализ— от целого к части, синтез — от части к целому) и в то же время неразрывно связанные между собой процессы познания.

Анализ и  синтез являются методами определения  оптимального соотношения сил и средств, необходимых для успешного функционирования турпредприятия. Они позволяют установить элементы, из которых складывается эффект взаимодействия персонала, дать представление о своих возможностях в достижении экономического эффекта.

Анализ и  синтез используются при исследовании, например, работы турпредприятия за финансовый год, который разделяют на кварталы, устанавливают взаимосвязь между ними, а затем воспроизводят операции в целом.

Посредством этих методов уясняются положительные  стороны проведения туристских мероприятий, выявляются их слабые звенья.

Функция анализа  состоит в выделении различных признаков в туристской деятельности, которые могли бы быть приняты в качестве основания для систематизации фактов, расположения их в хронологическом, функциональном, структурном порядке, характеризующем определенную сторону развития исследуемого события.

Функция синтеза  состоит в установлении связей между  фактами и объединение их в группы по выделенным основаниям.

При анализе, например, можно выявить, что повышение  цен на нефтепродукты повлечет за собой рост цен на бензин, горючесмазочные материалы, а это, в свою очередь, будет способствовать удорожанию туристских путевок.

Использование анализа и синтеза при научных  исследованиях способствует познанию истины.

Следует иметь  в виду, что в научных исследованиях  применяются различные виды анализа: факторный, логический, контент- анализ, эмпирический и др.

Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных, связанных друг с другом.

В туризме факторный  анализ используется в связи с  анализом потребительского спроса на турпутевки.

Логический  анализ предназначен для определения круга тех понятий, с помощью которых описывается предмет исследования, поиск внешне хорошо различимых признаков, т.е. эмпирических индикаторов, позволяющих произвести измерение сторон и свойств, например нового турпродукта.

Логический  анализ включает такие процедуры, как  интерпретация основных понятий (трактовка скрытого в них содержания) и их операциональные определения (расчленение понятий на элементы, для которых можно подобрать эмпирические индикаторы). В конечном счете получают признаки, измерение которых дает ответ на информационный запрос заказчика.

Контент-анализ (от англ. content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в туристской деятельности в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью и систематичностью.

Объектом контент-анализа  может быть содержание различных  видов деятельности в турбизнесе: международные и отечественные туроператоры, конкуренты в определенном сегменте туристского рынка услуг, менеджеры международных и отечественных гостиничных комплексов, чрезвычайные события, воздействующие на турбизнес, законодательные акты отдельных стран в сфере индустрии гостеприимства.

Метод контент-анализа  применяется для исследования документальных источников и как вспомогательное средство при анкетировании, наблюдении, тестировании, в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинге.

Эмпирический анализ — это простое разложение целого на его составные, более простые элементарные части.

Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного. Этот метод включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации.

Теоретический синтез — это расширенное исследование, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

 

4.3. Эксперимент как практический метод исследования

 

Эксперимент является практическим методом научного исследования. В сравнении с наблюдением эксперимент требует в большей степени творческого мышления, продумывания деталей намечаемых действий, планирования. Это один из способов накопления фактического материала.

Эксперимент выступает  как способ получения достоверных  данных об отдельных сторонах будущей туристской деятельности.

Как метод научного исследования эксперимент дает возможность изучать всесторонние явления туризма: функционирование его видов и форм, использование ресурсов для стойкого финансового развития отрасли.

Эксперимент позволяет  варьировать, видоизменять условия  протекания предпринимательских процессов, которые подлежат изучению в целях  их приближения к предполагаемым условиям действительности. Он открывает  простор для активной деятельности исследователя и его творческой мысли.

В туризме применяются производственный эксперимент, который служит практической проверкой отдельных теорий и научных предложений, касающихся развития конкретных сторон общества и путей совершенствования общественных отношений.

Познавательный эксперимент способствует выявлению функционирования турпредприятия в условиях конкуренции в сегменте рынка услуг. Маркетологи создают сложные модели действий и изучают их различные стороны в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент проводится по заранее составленному плану, его задачи формулируются в условиях конкретного сегмента рынка в соответствии с назревшими проблемами и возможностями их разрешения.

В научном исследовании эксперимент ограничен тем, что  в нем присутствует условность, однако он позволяет эффективно изучать происходящие процессы в турбизнесе.

Под экспериментальными исследованиями в туризме понимается сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля над факторами, которые влияют на результаты. Например, выявляется реакция клиентов на цены турпакетов. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его управления (объем продаж, показатель рыночной доли).

 

4.4. Методы познания потенциальных возможностей туризма

 

К методам познания потенциальных возможностей туристской деятельности относятся методы сравнения, абстрагирования и восхождения  от абстрактного к конкретному.

Метод сравнения дает возможность выявить признаки сходства и различия между исследуемыми видами туризма, например сравнить в одном из сегментов рынка услуг деятельность нескольких турпредприятий.

Теоретическое объяснение исследуемых фактов становится возможным лишь путем сравнения неизвестных фактов с ранее известными.

Большое значение метод сравнения приобретает  для определения динамики исследуемого явления в туризме, раскрытия тенденций и закономерностей его развития.

Эффективность применения метода сравнения при научных исследованиях в туризме во многом определяется следующими правилами, выработанными многовековым опытом:

во-первых, сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеримые события (факты); ни в коей мере недопустимы сравнения несоизмеримых явлений;

во-вторых, в  сравниваемых событиях (фактах) следует  не ограничиваться установлением признаков сходства, а выявлять и то, что отличает их друг от друга;

в-третьих, сравнение  должно осуществляться по таким признакам сходства и различия, которые имеют существенное значение, что обеспечит значимость и достоверность выводов.

Применение  метода сравнения объясняется особенностями  туристской науки. Например, при разработке нового турпродукта ставятся следующие задачи: как реализовать его на рынке услуг; какое противодействие будет со стороны конкурентов, будет ли он популярен у потребителей услуг; даст ли он прибыль. Дли успешного решения этих задач необходимо сравнить свои потенциальные возможности с возможностями конкурентов. На основании сходства и различия исследуемых факторов можно дать теоретическое обоснование эффективным способам продвижения турпродукта на рынке услуг.

Информация о работе Методология туризма