Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:42, реферат
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.
Введение 2
1. Мир и человек.
Основной вопрос философии 3
2. Общественно-исторический характер
философии. Философия в системе
культуры. Функции философии. 6
3. Понятие научно-философского
мировоззрения. Философия и
наука: общее и различия. 12
Заключение 20
Список литературы
Общественное
бытие – совокупность условий
материальной жизни общества, прежде
всего способ производства материальных
благ и экономический строй. Общественное
бытие определяет собой общественное
сознание людей. Под общественным сознанием
понимаются философские, политические,
религиозные взгляды и т. п. Вопрос о взаимоотношении
общественного бытия и общественного
сознания – основной вопрос философии
применительно к общественным явлениям.
Общественное бытие является первичным,
определяет общественное сознание, духовную
жизнь общества. Каким является бытие
общества, какими являются условия материальной
жизни общества, такими являются и идеи,
теории, политические взгляды, политические
учреждения общества.
В свете
такого понимания предложенное ранее
описание отношений человека к миру
можно конкретизировать следующим
образом: человек не вынесен за рамки
мира, он - внутри него; ближайшим бытием
для людей выступает общественное бытие,
их отношение к природе опосредовано общественным
бытием – трудом, знанием; границы в системе
«человек – общество – природа» подвижны.
Общественные
отношения – отношения между
людьми, устанавливающиеся в процессе
их совместной деятельности. Общественные
отношения делятся на материальные и идеологические.
Производство материальных благ составляет
основу существования и развития человеческого
общества. Поэтому из всех общественных
отношений важнейшими являются производственные,
экономические отношения. Производственные
отношения определяют характер всех других
общественных отношений – политических,
правовых и т.д. Понимание зависимости
всех общественных отношений от производственных
впервые позволило объяснить действительный
ход человеческой истории.
Философия
в новой ее интерпритации раскрылась
как обобщенная концепция общественной
жизни в целом и различных
ее подсистем – практики, познания,
политики, права, морали, искусства, науки,
в том числе естествознания, на
основе которого во многом воссоздается
научно-философская картина природы. Наиболее
емкое уяснение общественно-исторической
жизни людей в единстве, взаимодействии,
развитии всех ее составляющих осуществляется
сегодня в рамках культурно-исторического
подхода. Историко-материалистическое
понимание общества позволило выработать
широкий взгляд на философию как на явление
культуры, понять ее функции в сложном
комплексе социально-исторической жизни
людей, осознать реальные сферы приложения,
процедуры и результаты философского
мироуяснения.
Рассмотрение
философии как культурно-
Будучи
эффективным методом
С исторической
точки зрения философия – не первичная,
а простейшая форма сознания. К моменту
возникновения философии человечеством
был пройден большой путь, накоплены различные
навыки действий, сопутствующие им знания
и другой опыт. Появление философии –
это рождение особого, вторичного типа
общественного сознания, направленного
на осмысление уже сложившихся форм практики,
культуры. Не случайно воплощенный в философии
способ мышления, обращенный ко всему
полю культуры, называют критически-рефлексивным.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики. Культура есть общественное явление, выражающее достигнутый на данном этапе развития общества уровень в области технического прогресса, производственного опыта и навыков людей к труду, в области образования и воспитания, в области науки, литературы, искусства и соответствующих им учреждений. В более узком смысле под культурой понимают совокупность форм духовной жизни общества, возникающих и развивающихся на основе исторически определенного способа производства материальных благ. В связи с этим к культуре относят достигнутый в обществе уровень в развитии образования, в развитии науки, литературы, искусства, философии, нравственности и др. и соответствующих им учреждений. Важнейшими показателями исторически достигнутого уровня развития культуры является степень применения технических усовершенствований, научных открытий в общественном производстве, культурно-технический уровень производителей материальных благ, а также степень распространения образования, литературы, искусства среди населения.
Всякая
новая культура исторически связана
с культурой прошлого.
Прежде
всего, философия выявляет наиболее
общие идеи, представления, формы
опыта, на которых базируется та или
иная конкретная культура или общественно-историческая
жизнь людей в целом. Их называют универсалиями
культуры. Важное место среди них занимают
категории, к которым относят такие универсальные
понятия, как бытие, материя, предмет, явление,
процесс, свойство, отношение, изменение,
развитие, причина – следствие, случайное
– необходимое, часть – целое, элемент
– структура и др. Категории отражают
наиболее общие связи, отношения вещей.
В своей совокупности они отражают
основу всякого человеческого разумения,
интеллекта. Эти понятия приложимы не
к какой-то одной области явлений, а к любым
явлениям. Ни в повседневной жизни, ни
в науке, ни в различных формах практической
деятельности нельзя обойтись, скажем
без понятия причины. Такие понятия присутствуют
во всяком мышлении, на них держится человеческая
разумность. Вот почему их относят к предельным
основаниям, универсальным формам культуры.
Классическая философия от Аристотеля
до Гегеля тесно связала понятия философии
с учением о категориях. В схеме ромашка
сердцевина соответствует общему понятийному
аппарату философии – системе категорий.
Многие
века философы считали категории
вечными формами «чистого»
В комплексе
самых общих оснований культуры
важное место занимают обобщенные образы
бытия и его различных частей (природа,
общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии.
Подвергшись теоретической проработке,
такие образы трансформируются в философское
учение о бытии – онтологию (от греческого
ontos – сущее и logos – учение). Кроме того,
теоретическому осмыслению подлежат различные
формы отношений мира и человека – практические,
познавательные и ценностные; отсюда и
название соответствующих разделов философии:
праксиология (от греческого praktikos – деятельный),
гносеология (от греческого gnoseos – познание)
и аксиология (от греческого axios – ценный).
Философская
мысль выявляет не только интеллектуальные,
но также нравственно-
Помимо
функции экспликации «
Разработка
обобщенных идей и представлний с
самого начала входила в задачу философии
как рационально-теоретической
Философия в культуре выполняет также важную критическую функцию. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидиния обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, восстающих на пути к истинному познанию, правильному действию.
По отношению
к предшествующему и наличному
культуро-историческому опыту
Философия
обращена не только к прошлому и
настоящему, но и к будущему. В качестве
формы теоретической мысли она обладает
мощными конструктивными возможностями
творческого формирования принципиально
новых идей, мировоззренческих образов,
идеалов. Философия способна выстраивать
различные варианты миропонимания, как
бы заготавливая пробные системы мировоззрения
для будущего, которое полно неожиданностей,
никогда не бывает всецело ясным для ныне
живущих людей. Это подтверждается существованием
в истории философии разных вариантов
понимания и решения мировоззренческих
проблем.
Важнейшей
функцией философии в культурно-
Анализ
важнейших функций философии
в системе культуры показывает, что
культурно-исторический подход внес заметные
изменения в классические представления
о предмете, целях, способах и результатах
философской деятельности.
3. Понятие научно-философского мировоззрения.
Философия
и наука: общее
и различия.
Сщность философского мировоззрения не исчерпыватся ответом на вопросы о том, что принимается за первичное – материальное или идеальное и признается ли познаваемость мира. Для характеристики любой философской системы важно так же учитывать, какой метод познания используется при философском рассмотрении окружающего мира. Если мы обратимся к истории философии, то увидим, что существуют два основных метода познания, два взаимно противоположных способа мышления – диалектика и метафизика.
Диалектика
– слово греческое. Древние мыслители
понимали под диалектикой такой
способ ведения беседы, споров, посредством
которого раскрываются противоречия в
суждениях собеседника, выясняется истина
и уточняются понятия. Позже под диалектикой
стали понимать философский метод, т.е.
общие правила и средства познания окружающего
мира, тот способ, с помощью которого мышление
изучает данный предмет.
Диалектика
рассматривает мир как единое,
связаное целое. Она исходит из того,
что все вещи, явления, а также
наши понятия как их мысленные
отражения находятся во взаимной
связи, в непрпрывном движении и
противоречивом развитии. Диалектический
взгляд на природу, историю и человеческое
мышление требует исследования изучаемого
предмета во всех его связях и отношениях,
прослеживания действительной истории
его развития, раскрытия подлинных причин
сложного и противоречивого процесса
его изменения.
Метафизика
тоже слово греческое. В древности оно
означало учение о началах всего существующего.
В дальнейшем под метафизикой стали понимать
такой способ мышления, при котором предметы
и явления рассматриваются вне их взаимной
связи, как неподвижные, раз навсегда данные,
лишенные внутренних противоречий.
Информация о работе Мир и человек. Основной вопрос философии