Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:42, реферат
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.
Введение 2
1. Мир и человек.
Основной вопрос философии 3
2. Общественно-исторический характер
философии. Философия в системе
культуры. Функции философии. 6
3. Понятие научно-философского
мировоззрения. Философия и
наука: общее и различия. 12
Заключение 20
Список литературы
История
философии начиная с древних
времен и до наших дней насыщена
борьбой материализма и идеализма,
диалектики и метафизики. За этой борьбой
философских взглядов, философских
мировоззрений нужно видеть в
конечном счете борьбу реальных общественных
сил – определенных классов и социальных
групп.
Мировоззрение
– необходимая составляющая человеческого
сознания, познания. Это не просто один
из его элементов в ряду многих
других, а их сложное взаимодействие.
Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом
масштабе, имеют ввиду преобладающие на
том или ином этапе истории предельно
общие убеждения, принципы познания, идеалы
и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют
общие черты интеллектуального, эмоционального,
духовного настроя той или иной эпохи.
Но в реальной действительности мировоззрение
формируется в сознании конкретных людей
и используется личностями и социальными
группами в качестве определяющих жизнь
общих воззрений. А это значит, что, кроме
типовых, суммарных черт, мировоззрение
каждой эпохи живет, действует во множестве
груповых и индивидуальных вариантов.
Мировоззрение
– образование интегральное. В
состав мировозрения входят и играют
в нем важную роль обобщенные знания
– повседневные, или жизненно-практические,
профессиональные, научные.
Мировоззрение
– это совокупность взглядов, оценок,
принципов, определяющих самое общее
видение, понимание мира, места в
нем человека и вместе с тем
жизненные позиции, программы поведения,
действий людей. В мировоззрении в обобщенном
виде представлены познавательная, ценностная
и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.
Мировоззрение
– система взглядов, понятий и
представлений об окружающем мире в
целом. Мировоззрение в широком
смысле включает в себя совокупность
всех взглядов на окружающий мир, на явления
природы и общества: философские, общественно-политические,
этические, эстетические, естественно-научные
воззрения и т.д.
Основное
ядро всякого мировоззрения, мировоззрение
в собственном смысле слова, составляют
философские взгляды. Главным вопросом
мировоззрения является основной вопрос
философии, т.е. вопрос об отношении мышления
к бытию, сознания к материи. В зависимости
от того, что считается первичным – материя
или сознание, существуют два основных
вида мировоззрения, два основных философских
лагеря: материалистический и идеалистический.
Мировоззрение
является отражением материального
общественного бытия людей. Оно
зависит от уровня человеческих знаний,
достигнутых в данный исторический
период, а также от господствующего
общественного строя. Мировоззрение, следовательно,
имеет исторический характер. С развитием
общества изменяется и мировоззрение
людей. В антогонистическом классовом
обществе не может быть единого мировоззрения.
Мировоззрение в классовом обществе носит
классовый характер; господствующим мировоззрением
является мировоззрение господствующего
класса. Так, в условиях феодального строя
господствовало религиозно-идеалистическое
мировоззрение крупных землевладельцев,
светских и духовных. А в условиях феодально-крепостнической
России возникло мировоззрение революционных
демократов Герцена, Белинского, Чернышевского,
Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина
и др., выражавших революционные устремления
угнетенного крестьянства.
Мировоззрение
имеет не только теоретическое, познавательное,
но и огромное практическое значение:
выражая общий взгляд на мир в целом, оно
определяет отношение людей к окружающему
миру и служит руководством для действия.
Передовое, научное мировоззрение, раскрывая
объективные законы природы и общества,
направляет деятельность людей в соответствии
с прогресивным развитием общества и тем
ускоряет развитие общества.
Предмет
философии как науки изменялся
в ходе исторического развития. Почти
вплоть до возникновения марксизма
философия выступала как наука наук, включающая
в себя все положительные знания о мире
и заменяющая собой все науки. Исторически
это было оправдано слабым развитием конкретных
знаний о природе и обществе, недифференцированностью
науки. Развитие конкретных наук положило
конец такой философии. Дифференциация
наук, способность опытных наук вскрывать
действительные связи явлений природы
и заменять фантастические вымыслы старой,
особенно идеалистической философии конкретными
положительными знаниями о вещах и явлениях
сделали излишней философию как «науку
наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих
систем, в которых отдельные науки являются
лишь подчиненными философии частями
и звеньями. Последней попыткой создания
такого рода системы была философия Гегеля.
Существенно
то, что все это многообразие знаний объединено
в целостность. Эта целостность обеспечивается
не только теми взаимосвязями между теоретическим
и эмпирическим уровнями знания. Структура
научного знания не исчерпывается этими
уровнями - она включает также и то, что
принято называть основаниями научного
знания. Эти основания помимо того, что
за счет них достигается целостность предметной
области, вместе с тем определяют стратегию
научного поиска и во многом обеспечивают
включение его результатов в культуру
соответствующей исторической эпохи.
Именно в процессе формирования, перестройки
и функционирования оснований наиболее
отчетливо прослеживается социокультурная
размерность научного познания.
Основания
каждой конкретной науки, в свою очередь,
имеют достаточно сложную структуру.
Можно выделить по меньшей мере три главных
составляющих блока оснований науки: идеалы
и нормы исследования, научную картину
мира и философские основания.
Философские
основания науки наряду с функцией
обоснования уже добытых знаний
выполняют также эвристическую функцию.
Они активно участвуют в построении новых
теорий, целенаправляя перестройку нормативных
структур науки и картин реальности. Используемые
в этом процессе философские идеи и принципы
могут применятся и для обоснования полученных
результатов (новых картин реальности
и новых представлений о методе). Но совпадение
философской эвристики и философского
обоснования не является обязательным.
Может случится, что в процессе формирования
новых представлений исследователь использует
одни философские идеи и принципы, а затем
развитые им представления получают другую
философскую интерпретацию, и только на
этой основе они обретают признание и
включаются в культуру.
На первом
этапе основной установкой, которая
пронизывала разнообразные
На втором
этапе обнаруживается кризис этих установок
и осуществляется переход к новому
типу философских оснований. Этот период
характеризуется отказом от прямолинейного
онтологизма и пониманием относительной
истинности картины природы, выработанной
на том или ином этапе развития естествознания.
Допускается истинность различных конкретных
теоретических описаний одной и той же
реальности, поскольку в каждом из них
содержится момент объективно-истинного
знания. Осмысливаются взаимосвязи между
онтологическими постулатами науки и
характеристиками метода, посредством
которого осваивается объект. В связи
с этим принимаются такие типы объяснения
и описания, которые в явном виде содержат
ссылки на средства и операции познавательной
деятельности.
На третьем
этапе, становление которого охватывает
эпоху становления современной
НТР, по-видимому, складываются новые структуры
философских оснований естествознания.
Они характеризуются осмыслнием исторической
изменчивости не только онтологий, но
и самих идеалов и норм научного понания,
видением науки в контексте социальных
условий ее бытия и ее социальных последствий,
обоснованием допустимости и даже необходимости
включения аксиологических (ценностных)
факторов при объяснении и описании ряда
сложных системных объектов (примеры тому
- теоретическое описание экологических
процессов, глобальное моделирование,
обсуждение проблем генной инженерии
и т.д.).
Переход
от одной структуры философских
оснований к другой означает пересмотр
ранее сложившегося образа науки. Этот
переход всегда является глобальной
научной революцией.
Философские
основания науки не стоит отождествлять
с общим массивом философского знания.
Из большого поля философской проблематики
и вариантов ее решений, возникающих в
культуре каждой исторической эпохи, наука
использует в качестве обосновывающих
структур лишь некоторые идеи и принципы.
Философия не является рефлексией над
наукой. Она - рефлексия над основаниями
всей культуры. В ее задачу входит анализ
под определенным углом зрения не только
науки, но и других аспектов человеческого
бытия - анализ смысла человеческой жизни,
обоснование желательного образа жизни
и т.д. Обсуждая и решая эти проблемы, философия
вырабатывает и такие категориальные
структуры, которые могут быть использованы
в науке.
Таким
образом, философия в целом обладает
опредленной избыточностью
Источник
прогностических функций
Второй
аспект философского творчества, связанный
с генерацией содержания, потенциально
выходящего за рамки необходимых для науки
определенной исторической эпохи философских
идей и категориальных структур, обусловлен
внутретеоретическими задачами самой
философии. Выявляя основные мировоззренческие
смыслы, свойственные культуре соответствующей
эпохи, философия затем оперирует с ними
как с особыми идеальными объектами, изучает
их внутренние отношения, связывает их
в целостную систему, где любое изменение
одного элемента прямо или косвенно влияет
на другие. В результате таких внутритеоретических
операций могут возникать новые категориальные
смыслы, причем даже такие, для которых
трудно подыскать прямые аналоги в практике
соответствующей эпохи. Развивая эти смыслы,
философия готовит своеобразные категориальные
матрицы будущих мировоззренческих структур,
будущих способов понимания, осмысления
и переживания человеком мира.
Переход
от одного типа философских оснований
науки к другому всегда обусловлен
не только внутренними потребностями
науки, но и той социокультурной
средой, в которой развиваются
и взаимодействуют философия и наука.
Для науки
важно не только существование в
сфере философского знания соответствующей
эпохи необходимого спектра идей
и принципов, но и возможность
путем селективного заимствования
соответствующих категориальных схем,
идей и принципов превратить их в свои
философские основания.
Сложное
взаимодействие между историческим
развитием философии и
Становление
диалектико-материалистической философии
знаменовало переход к новому способу
философского мышления, который осознает
свои собственные социальные предпосылки
и свою обусловленность историческим
развитием общественных отношений и деятельности
людей.
Сами
по себе эвристический и прогностический
потенциалы диалектико-материалистической
философии не снимают проблемы практического
применения в науке ее идей. Такое применение
предполагает особый тип исследований,
в рамках которых выработанные философией
категориальные структуры адаптируются
к проблемам науки. Этот процесс связан
с конкретизацией категорий, с их трансформацией
в идеи и принципы научной картины мира
и в методологические принципы, выражающие
идеалы и нормы той или иной науки. Указанный
тип исследований составляет суть философско-методологического
анализа науки. В результате при решении
кардинальных научных проблем содержание
философских категорий весьма часто обретает
новые оттенки, которые затем выявляются
философской рефлексией и служат основанием
для нового обагащения категориального
аппарата философии. Извращение этих принципов
чревато большими издержками как для науки,
так и для философии.
Философия
порой понимается как некое абстрактное
знание, предельно удаленное от реальностей
повседневной жизни. Нет ничего более
далекого от истины, чем такое суждение.
Напротив, именно в жизни берут начало
самые серьезные, самые глубокие проблемы
философии, именно здесь находится главное
поле ее интересов; все же остальное, вплоть
до самых отвлеченных понятий и категорий,
до самых хитромных мыслительных построений,-
в конечном счете не более чем средства
для уразумения жизненных реальностей
в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине
и противоречивости. При этом важно иметь
ввиду, что с точки зрения научной философии
уразуметь действительность вовсе не
значит просто примирится и во всем согласиться
с нею. Философия предполагает критическое
отношение к действительности, к тому,
что устаревает и отживает, и одновременно
- поиск в самой реальной действительности,
в ее противоречиях, а не в мышлении о ней,
возможностей, средств и направлений ее
изменения и развития. Преобразование
реальности, практика, и являются той сферой,
где только и могут получить разрешение
философские проблемы, где выявляется
действительность и мощь человеческого
мышления.
Информация о работе Мир и человек. Основной вопрос философии