Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:05, реферат
Британский мыслитель, философ, логик и математик Бертран Рассел – одна из самых поразительных фигур ушедшего века. Разносторонность его дарований, плодовитость и долголетие (он прожил без малого 100 лет) заставляют вспомнить Гете, о котором поэт Евгений Баратынский сказал некогда: «...совершил в пределе земном – все земное». Богатство натуры Рассела просто ошеломляет. Этот человек занимался философией математики и математической логикой, оставил в этой области классические труды; он же лауреат Нобелевской премии по литературе за философский трактат «Супружество и нравственность» (1950 год).
Таким
образом, ответ на первый подвопрос
можно дать положительный, а на второй
– отрицательный. Отдать предпочтение,
это значит исключить из понимания другое
понятие. Это два отдельные целостные
понятия, допускающие взаимосвязь между
собой, как, например, причина (интуиция,
инстинкт) и следствие (идеи, мысли, рассуждения).
2. Иллюзорны ли всякая множественность и всякое различие?
Множественность есть рассеяние, растворение целого в мире множества явлений, а единство – это взаимосвязь определенных предметов, процессов, которая образует целостную систему взаимодействия, внутренне устойчивую в изменениях и в то же время включающуюся в более широкую систему.
Рассел рассуждает, что, несомненно, существует единство всех вещей и Вселенная – это единое целое. Однако то, что она состоит из нескольких частей, считает иллюзией.
Еще с древних времен поднималась проблема единства и множественности бытия. Для Парменида вечность бытия и его единство неразрывно связаны. То, что у бытия нет ни прошлого ни будущего, как раз и означает, что оно едино, тождественно себе. Основой мира у Демокрита провозглашались атомы – мельчайшие неделимые частицы. Поскольку атом, по определению, неделим, то предел делимости существует, и конечный отрезок нельзя делить до бесконечности (а только до атома). Бытие едино (состоит из одних и тех же атомов) и множественно одновременно (поскольку из различных сочетаний атомов рождаются разные вещи).
Иное решение проблемы бытия было предложено Платоном. Единство, неделимость, неизменность он нашел в мире идей. Значит, идеи – это и есть подлинное бытие. Платон не только сохранил парменидовские характеристики бытия (вечность, абсолютность, неизменность и пр.), но и сумел связать мир идеального бытия с привычным нам миром вещей.
Гераклит же утверждает, что «добро и зло суть одно». Так, врачи, говорит он, всячески подвергают мучениям больных, но спасают от болезни. Гераклит утверждает, что противоположности тождественны. Следовательно, по его мнению, единство и множественность – тождественные понятия. Прежде чем что-то стало множественным, оно было единым.
Рассел
верит в единство и отказывается от всего
противоположного, различного. В данном
случае и всякая множественность, и всякое
различие как сопоставимые понятия, являются
иллюзиями.
3. Является ли время нереальным?
Одни
исследователи отстаивают объективность
и реальность времени. Другие считают,
что время есть не что иное, как
иллюзия человеческого
Время – это бесконечное множество мгновений. Существует мгновение настоящего, мгновения прошлого уже не существуют, а мгновения будущего при этом еще не существуют. Возникает возражение: если некоторое мгновение отнесено к несуществующим, оно, тем не менее, могло быть настоящим раньше, или же оно станет настоящим потом, ведь время течет! Совершенно верно, и эта важная особенность будет зафиксирована в принципе нереальности. Он гласит: элемент любого множества является реальным тогда и только тогда, когда все остальные элементы данного множества являются нереальными. Для времени это очевидно: мгновение настоящего реально тогда, когда все остальные мгновения времени вынесены в нереальность – в прошлое или в будущее.
Если рассматривать предсказание как событие, происходящее в настоящем или уже прошлом, но направленное на предопределение каких-то событий в будущем, то оно не может быть истинным или ложным. И в случае, если оно сбывается, и в противоположном, – нельзя сказать, произошло ли это вследствие или вопреки предсказанию или же это просто случайное стечение обстоятельств. Вообще, если считать, что предсказания могут быть в принципе возможны, нужно исходить из точки зрения, что время нереально, то есть в корне менять онтологию.
Так,
уже в античной Греции высказалась
мысль, что все диспуты и
В противоположность этому, выдающийся французский философ XX века Анри Бергсон говорил, что время и пространство реальны, независимы от материальных вещей окружающего мира. В своей докторской диссертации Бергсон впервые и употребил это понятие: реальное время или реальная длительность.
Согласен
с ним и Бертран Рассел, который
опровергает веру в то, что «подлинно реальное
должно быть недвижимым». Полагать, что
время нереально – ошибочно. При этом
если считать время реальным, то не только
настоящее, но и прошлое, и будущее.
4. К какого рода реальностям принадлежат добро и зло?
Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода и т.д.
Добро и зло – антонимичные понятия и, таким образом, взаимно отрицают друг друга. Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым, зло – с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире.
Добро и зло – наиболее общие представления людей, содержащие осмысление и оценку всего существующего: состояние миропорядка, социального устройства, качеств человека, мотивов его поступков и результатов действий. Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды и чаяния людей, представления о прогрессе, свободе и счастье. Оно может выступать как цель человеческой деятельности, как идеал, к которому следует стремиться. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, ежелательное, предосудительное для людей, порицаемое ими, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.
Уже первобытная мифология не скупилась на выразительные средства, изображая место и роль добра и зла в мировой драме. Для классовой цивилизации с ее обостряющимися антагонизмами эта тема приобрела еще большую важность. От идеологии, объединяющей разные народы и социальные группы, ждали разъяснений, как правящие миром силы относятся к человеку, дружественно или враждебно, кто в этом мире «свои» и кто «чужие», с чем следует сражаться и что поддерживать. Отсюда возникла проблема происхождения добра и зла, важнейшая в религии и этике.
Если в безрелигиозном сознании добро рассматривается только как результат человеческойоценки, то есть некоей субъективной позиции, то в религии добро выступает характеристикой самого мира. Оно онтологично, задано Богом. Более того, Бог сам есть благо, высшее из всех возможных благ, он – источник и средоточие человеческого ценностного мира. Таким образом, облик добра оказывается предзадан человеку, предпослан ему. Люди должны не измысливать свои представления о добре, а искать и открывать их как объективно существующие.
Во все времена философы и богословы стремились осознать смысл своего существования, проникнуть в тайну мироустройства, определить нравственные ориентиры, способные указать путь к гармонии и благодати, обосновать наличие страданий, горя и других негативных явлений в мире. Многие религиозно-философские системы прошли путь от дуализма, когда добро и зло мыслились как некие самостоятельные антагонистические силы, к монизму, когда эти силы стали рассматриваться как части единого целого.
Согласно мистицизму, добро и зло являются иллюзией, чаще говорится, что вся реальность есть добро. И то и другое можно найти у Гераклита. «У бога все прекрасно, хорошо и справедливо; люди же считают одно справедливым, другое несправедливым». Похожей позиции придерживается и Спиноза, который под добром понимал «то, что, как мы наверное знаем, для нас полезно».
Добро
и зло субъективны: что для
одних – добро, для других –
зло. Человек узнает зло, поскольку имеет
определенное представление о добре; он
ценит добро, испытав на собственном опыте,
что такое зло. Необходимо в практической
жизни различать эти два понятия, правильно
осуществлять выбор между ними.
Заключение
Что и говорить, философ Бертран Рассел был неоднозначной фигурой. Его выдающиеся заслуги заслуживают несомненного уважения, одобрения и преклонения.
Что касается его работы «Мистицизм и логика», логичнее было бы назвать творение «Мистицизм и наука», так как изучению этих двух определений отводится значительное место. С одной стороны, в его работе прослеживаются ответы на все вопросы, но, пытаясь размышлять о них, он часто уклоняется в сторону пространственных суждений, не относящихся к сути проблемы. Поэтому, с другой стороны ответить на все четыре вопроса оставляется возможным читателю.
Таким образом:
Стоит
напоследок лишь отметить ироничное высказывание
этого замечательного философа: «Даже
если все держатся одного мнения, все могут
ошибаться».
Список
литературы