Мистическое ученье Я.Беме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:38, контрольная работа

Краткое описание

Бэме, Яков (1575 - 1624) - немецкий теософ, создавший стройное мистическое учение. Психологическим основанием его системы были зрительные и слуховые галлюцинации, которыми он страдал и которые он истолковывал в смысле видений и внушений свыше. Его биография и произведения дают богатый материал для патологии мистических переживаний. Бэме объяснял дуализм добра и зла существованием трех начал в мире и боге - положительного, отрицательного и примиряющего.

Вложенные файлы: 1 файл

Мистическое учение Я.Бёме.docx

— 63.92 Кб (Скачать файл)

Яков Беме

Бэме, Яков (1575 - 1624) - немецкий теософ, создавший стройное мистическое  учение. Психологическим основанием его системы были зрительные и  слуховые галлюцинации, которыми он страдал  и которые он истолковывал в смысле видений и внушений свыше. Его  биография и произведения дают богатый  материал для патологии мистических  переживаний. Бэме объяснял дуализм  добра и зла существованием трех начал в мире и боге - положительного, отрицательного и примиряющего. Эта  идея, содержавшая в зародыше представление  о диалектическом процессе, была извлечена  из мистики Бэме и развита немецкими  философами-идеалистами. В этом смысле Гегель указывал на Бэме, как на своего предшественника.

Беме Якоб— немецкий философ-пантеист, сохранивший тесную связь с теологией. Самоучка, он не создал последовательной и стройной системы. Свои диалектические догадки о противоречивой природе вещей и мира в целом он выражал языком поэтических образов и символами, заимствованными из христианства, астрологии, алхимии и каббалы. В его сочинении простое переложение библейских мифов, одухотворенное силой религиозной мечты, перемежается с глубокими наблюдениями. Бог и природа, по Беме, едины, вне природы ничего нет. Во всем содержится противоречие, даже в боге заключено добро и зло. В этом раздвоении Беме видел источник развития мира. Ряд современных западных философов проявляет особый интерес к мистической стороне учения Беме. Основное произведение Беме «Аврора, или Утренняя заря в восхождении...» (1612) было осуждено как еретическое. Идеи Беме оказали влияние на последующее развитие философии (Гаман, Гегель, Шеллинг, Соловьев, Бердяев, С. Франк и др.).

Бёме Иаков (Bohme) - немецкий мистик, прозванный philosophus teutonicus, род. в 1575 в Альтзейденберге (близ Гёрлица) в семье бедных крестьян и до 10 лет оставался без всякого  образования. Обучаясь сапожному мастерству, он во время своих странствий читал, кроме Библии, мистические сочинения  Парацельса, в особенности Валентина  Вейгеля и др. и познакомился с  воззрениями немецких мистиков, враждебных ортодоксальному протестантству того времени. В 1594 он сделался сапожником в  Г„рдице и женился. После третьего видения, которое он приписал непосредственному  воздействию Божества, Б. написал  свое первое сочинение: "Morgenrohte im Aufgaag" (переименованное потом в "Aurora"). Нападки духовенства еще более  укрепили в нем сознание своей  правоты и снискали ему большую  известность, так что чрез 7 лет  он издал еще другие сочинения: "Vom dreifachen Leben des Menschen" (1619); "Die drei Prinzipien gettlichen Wesens" (1619); Psychologia vera, od. 40 Fragen и  т. д."; "Von wahrer Busse" (1622); "Auch ein Weg zu Cbristo"; "Erklarung der ersten Buches Moses" (1623): "117 Theosophische Fragen" (1624).Чтобы найти  себе защиту от новых преследований, он отправился в 1624 в Дрезден, где  встретил сочувствие даже при дворе. Четыре доктора богословия, перед  которыми он излагал свое учение, заявили, что они его не понимают и потому отказываются его осудить. По возвращении  домой он захворал и ум. 24 ноября 1624. Без всяких знаний, кроме знакомства с Библией и сочинениями некоторых  мистиков, он собственными силами создал систему, основанную на тесном сочетании  натурфилософии с мистикой. За источник своего учения Б. выдает непосредственное Божественное откровение. Вот существенные черты его учения: первоначально  Бог был вечный покой, первобытная  причина, беспредметная воля, без  качеств и желаний, ничто и  все, вечно единое, не существо, а  первобытное состояние всех существ, само себя не сознававшее. Затем Бог  вгляделся в самого себя, сделал себя своим зеркалом, разделился на тройственность воли, которая есть вместе с тем и единство. В тихом  божественном созерцании или мудрости, имеющей дело с образами (идеями), пробуждается желание, огонь, через  который Бог открывает себя и  который вообще есть источник всякой жизни. Этот божественный огонь состоит  из двух начал (principia), гнева или мрака  и любви или света; гнев или  природа укрощается любовью; Бог  есть господство любви. Человек первоначально  был предназначен властвовать над  четырьмя стихиями и, свободный от животных желаний, производить детей одной  девственной мудростью. Но он сам  низринулся на степень животной жизни. Так как у него явились желания, то Бог подвел ему женщину. Предназначенный  питаться словом Божиим, он пожелал  вкусить земную пищу. Он поддался искушению  и был покорен земным духом. Но Бог послал свое собственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть в человеческой душе. Чем Он есть, таким станет каждый, кто уверовал в Него. Предстоящий  скорый конец всего сущего явится запечатлением нашего единства в  Боге и с Богом.

Самому Б. чужда мысль  отделиться от государственной церкви, но это сделали в XVII и XVIII ст. его  последователи, бемисты, основавшие секту  ангельских братьев. В Англии распространителем  его идей был Бромней и основанное Иоанной Лид общество филадельфов. Английский врач Джон Бордейдж снискал  себе славу, как толкователь Б. Во Франции его идеи были усвоены  известным мистиком Луи Клод С. Мартеном. Метафизические воззрения Б. высоко ценились такими людьми, как Шлегель, Шеллинг и Гегель; последний, между  прочим, возводит к нему начало новейшей философии. Изложение теософии Б. с  ее метафизической стороны см. у  Л. Фейербаха в его: "Истории  новой философии" (А., 1833). Полное собрание сочинений Б. издано Гихтелем (10 т., 1682), Гмозингом (1715), Иберфельдтом (1730) и Шиблером (Лейпщ., 1831 - 47), также Вуллен, "Bluten aus Jaк. В-s Mystik" (Штутг., 1838); Hamberger, "Die Lehre des J. B. in systematischem Auszug" (Мюнх., 1844); Мориц Kappiepb, "Philosoph. Weltanschaung der Reformationszeit" (Штутггарт, 1847); Фехнер, "J. В." (Берлин, 1858); Peip, "J. В., Der deutsche Philosoph" (Лейпциг, 1860); Martensen, "J. B. Teosophische Studien" (Лейпциг, 1882).

В России идеи Б. проникли в  конце XVII века, когда в Москву приехал  последователь Б. Кульман, сожженный  там по проискам лютеранского духовенства. Несомненно, что под влиянием этого  именно Кульмана появились в конце XVII в. славяно-pyccкие переводы сочинений  Б., которые нашли такое сочувствие у наших предков, что в заглавии их было надписано: "иже во святых отца нашего Иакова Бемена". Причина  столь сильного влияния Б. на русских  и сближения сочинений его  с творениями св. Отцов заключалась  без сомнения в том, что помимо догматических положений, сбивчивых  и чуждых православному мировоззрению ), у Б. встречается очень много  молитв, которые сильнее всего  могут действовать на дух неофитов. Сохранилось известие, что рукописные переводы конца XVII стол. содержали в  себе именно молитвы, извлеченные из сочинений Б., и что некоторые  из этих молитв впоследствии были тайно  напечатаны Н. И. Новиковым для практического  употребления в мистических обществах. В новиковскую именно эпоху, во время  процветания мистических обществ, т. е. во второй половине XVIII стол. и особенно в 80-х годах, сочинения Б. пользовались у нас огромной популярностью, многими  были переводимы на русский язык, еще  более списываемы и переписываемы. Знаменитый моек. профессор И. Г. Шварц, имевший столь сильное влияние  на даровитейших людей того времени, положил идеи Б. в основу своих  лекций, читанных им на дому, и эти  же идеи проводил он и в своей  общественной деятельности. Другим влиятельным  распространителем идей Б. был С. И. Гамалей правитель канцелярии моск. главнокомандующего. Из "Писем  С. И. Гамалеи" (2 изд. 3 ч., М., 1836 - 39), которые  он по разным случаям писал к многочисленным друзьям и почитателям своим, и которые пользовались таким  уважением, что их называли "пастырскими  посланиями", можно заключить, что  он перевел почти все сочинения  Б., но переводы эти оставались в рукописях. Не меньшим уважением пользовался Б. в у наших мистиков начала нынешнего столетия, которые считали его одним из ангелов, описанных в Апокалипсисе. Но не смотря на влияние и распространенность сочинений Б., в печати их появилось весьма немного. В конце прошлого века была издана "Форма исповедания, взятая из творений Якова Бема, перев. с немец." (М., без обозначения года), а в начале текущего столетия - "Сhristоsорhiа или Путь ко Христу, в девяти книгах, творение Иакова Бема, прозванного тевтоническим философом"(Спб., 1815). Последняя книга есть ни что иное, как сборник 9 отдельных сочинений Б.. составленный заграницей и переведенный на русск. язык. К русск. переводу приложены 4 символические картины, заимствованный из издания Гихтеля (Амстерд., 1682), и присоединено любопытное предисловие издателя, в котором содержится отчетливо составленная биография Б., хронологической перечень всех его сочинений и сведения о всех переводах его сочинений, сделанных до того времени на разные иностранные языки. Предисловие это подписано буквами У. М.; это - обыкновенный шифр А. Ф. Лабзина, который и был переводчиком этой книги. Кроме того, в различных сборниках философско-мистических сочинений, во множестве издававшихся в конце прошлого и вначале настоящего столетия, можно встретить иногда отдельные сочинения Б., по-видимому из запаса вышеуказанных старинных переводов. Так, в сборнике: "Избранное чтение для любителей истинной философии" (6 ч., Спб., 1819 - 20) во второй книжки помещено соч. Б. "О покаянии". Можно думать, что и в другие подобные сборники вошли некоторые из старых переводов Б., тем более, что и здесь названная статья напечатана без имени автора. Ср. "Рyсские переводы Якова Бема" (Библиографические записки", 1858 г., стр. 129 и ел. ), здесь же описан рукописный сборник афоризмов Б., относящиеся к 1794 г. и озаглавленный: "Серафимский цветник или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в весьма полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве, воздыханию, благоговению и возбуждать к горячности посредством непрестанного воспоминания, поощрения и упражнения в новом рождении".

Жизнь и учение

Бёме (Bohme) Якоб –  человек,  
который не замкнулся в своих откровениях,  
а решил изложить их нашему миру.

Яков Бёме (1575, Альтзейденберг, – 17.11.1624, Гёрлиц) – человек, который  не замкнулся в своих откровениях, а решил изложить их нашему миру. С позиции сегодняшнего дня его  уже невозможно назвать мистиком. Скорее всего, это человек, которому через откровение «открылся мировой  Разум» и он, как смог, записал  эти откровения. Я бы поставил его  ряд с такими же как он людьми, которых мы знаем и которые  так же удостоились такого откровения, – это, прежде всего: апостол Павел, Леонардо де Винчи, Никола Тесла…

Очень точно о таких  людях сказал Людвиг Фейербах. «Блестящее исключение из общего правила: ne sutor ultra crepidam (сапожник, знай свою колодку), которое доказывает на деле, что дух истории, всеобщий дух есть единственный дух человека и он, невзирая на лица, ранги, рождение, внешние средства, выдвигает людей из пыли и мрака неизвестности и делает их своими органами, провозвестниками своей сущности. Исторические идеи, как подземные источники, пробиваются также из мест, где их меньше всего можно было ожидать; они исходят от индивидов, которые черпают сведения о том, что происходит в духовном мире, не из необходимого, обусловленного образованием и знанием языков чтения отечественных и иностранных журналов, а по слухам и самое большее из сельской газеты; они поэтому кажутся тому, кто рассматривает таких индивидов вне истории, чудесами, так как эти индивиды удивляются себе и их собственные идеи, к которым они не знают, как пришли, являются для них загадкой: они кажутся откровениями, внушениями или озарениями свыше, каковы они в известном смысле и есть. «Я плохо понимал раньше, – говорит Я. Бёме о себе, описывая начало своей писательской деятельности, – возвышенные символы веры по примеру всех мирян и ещё менее природу, пока не начал мне сиять свет вечной природы, чему я так обрадовался, что начал записывать познанное мной. Ибо дух пронзил меня, как молния, и я увидел глубину вечности; когда проходит ливень, он настигает то, что настигает; так было и со мной: я начал писать, как мальчик в школе, и записывал познанное с большим рвением». «Послушай, пасквилянт! – так обращается Я. Бёме к своему противнику Б. Тилькену. – Если ты владеешь искусством этого мира, то я владею искусством божественного мира: ты изучил свое, а мое есть дар милости божьей» (Первая апология против Б. Тилькена, Предисловие. № 27, 28, 93)

С ним перекликается оценка Бёме данная ему Гегелем: «Мощный  ум Бёме справедливо получил название philosophus teutonicus. Отчасти Бёме расширил само содержание религии до всеобщей идеи, открыл в нем высшие проблемы разума и стремился постигнуть в  нем дух и природу в их определенных сферах и формациях, положив в  основание своих изысканий ту мысль, что дух человека и все  вещи созданы по образу и подобию  бога, – само собой разумеется, триединого бога – и цель жизни и существования  состоит лишь в том, чтобы потерявшая образ божий душа снова возвратилась к своему первоисточнику. Отчасти  же он, наоборот, применял формы природных  вещей (сера, селитра и т. д., терпкое, горькое и т. п.), насильственно  заставляя их служить для выражения  форм духа и мысли…   

…Мы имеем, можно сказать, достаточно и даже с избытком более  или менее чистых или затуманенных образов истины – в религиях и  мифологиях, в гностических и мистицирующих  философиях древнего и нового времени. Можно находить удовольствие в том, чтобы открывать идею в этих образах, и находить удовлетворение в почерпнутом из такого рода открытий убеждении, что философская истина не есть нечто совершенно изолированное, что ее действие проявлялось в этих образах по крайней мере как брожение».

Яков Бёме родился в  старом Зейденбурге (Альтзейденберг), «бывшем местечке, недалеко от Герлица  в Оберлаузице. В свои юные годы, как рассказывают, он имел несколько  таинственных явлений. Так, однажды, удалившись от крестьянских мальчиков, с которыми он обычно пас в поле скот, и взойдя на ближнюю гору, на вершине коей он нашел вход в пещеру, он заметил большой сосуд с золотом, который так напугал его, что он поспешно убежал. Но затем он уже не видел этой пещеры открытой. Научившись в сельской школе читать и кое-как писать, он был отдан в учение к сапожнику».

«История Якоба Бёме напоминает историю Святого Павла (недаром  Бёме часто цитирует его послания). В один прекрасный день к ученику  сапожника пришел незнакомец, когда  хозяин мастерской отсутствовал. Он купил  пару ботинок за несуразную цену, названную  Якобом из боязни навлечь гнев хозяина, и вышел из мастерской. Посреди  дороги он вдруг обернулся и громко позвал: «Якоб, Якоб, выходи!» Испуганный мальчик выскочил на улицу и подбежал к незнакомцу. Тот сказал ему: «Якоб, ты мал, но станешь велик, и превратишься в другого человека, которому будет  дивиться Мир. Будь благочестив, бойся  Бога и слушайся Его Слова. Прилежно изучай Святое Писание, в котором  найдешь утешение и добрый совет, ибо тебе предстоит перенести  нужду, бедность и гонения, но ты устоишь, потому что любит тебя Бог и  благоволит к тебе». После этой встречи  у Якоба в течение семи дней были видения, он лицезрел Господа, Ангелов, и Сотворение мира, и жизнь его  взаправду изменилась».

Выучившись своему ремеслу и возвратившись из путешествий, в 1594 г. он стал сразу мастером и супругом.

Яков Бёме усердно посещал  церковь и читал Библию. Но он также начал читать другие как религиозные, так и алхимические и натурфилософские сочинения, например Парацельса, а затем развил свой ум в обществе ученых, как это доказывают его сочинения и прямые заявления по этому поводу. Так, уже в своей «Авроре» он говорит: «Я прочел много писаний высоких учителей».

Религиозные споры его  времени, бередившие его душу, внешний  случай, а именно видение блестящего оловянного сосуда и слова незнакомца, «внезапно нарушившее благодаря живой фантазии его душевное равновесие, последовавшее затем душевное возбуждение, не вызванное никаким внешним поводом, и прежде всего собственный дух, гений побудили его сделать свое перо громоотводом перегруженной и возбужденной души. Первым плодом его духа, или, говоря его языком, озарений, была «Аврора», написанная в 1612 г.».

Он писал «Аврору» только для себя самого. Но благодаря одному «знакомому дворянину», который посетил Якова Бёме, видел рукопись, попросил её и, заинтересовавшись ею, поспешно велел переписать, она стала известна. К моменту выхода ее из печати, место лютеранского Пастора в Гёрлице уже занял Грегори Рихтер, убежденный ортодокс и охотник за ведьмами. Прочитав произведение Бёме, он публично с кафедры осудил её и самого автора, объявив последнего еретиком и пообещав предать анафеме, если тот посмеет еще опубликовать нечто подобное.

Такая угроза совсем не выглядела  шуткой, Бёме был на некоторое время  выслан из города, но вскоре возвращен, и Якоб принял решение более не вести никаких записей.

Многие неправильно считают  «Аврору» лучшим из его сочинений, тогда  как позднейшие сочинения далеко превосходят её по ясности, точности и определенности. Но именно как первое, самое грубое, непосредственное, некритическое произведение его ума это самое интересное и важнейшее из его сочинений. Я. Бёме говорит сам о своей «Авроре»: «Бог был столь милостив, что мы в других написанных книгах писали гораздо яснее, чем в первой».

«Язык произведения Карл Густав Юнг назвал «поэтическим косноязычием», что в принципе точно, и все  же не совсем справедливо, поскольку  нельзя критиковать того, кто описывает  неописуемое. Для видений, открывшихся  духу Якова, не существовало выразительного языка, и ему пришлось изобретать язык самому. Неоценимую помощь в этом оказал ему некто Бальтазар Вальтер, один из лучших учеников Парацельса, розенкрейцер и практикующий алхимик. Вальтер  познакомился с Бёме именно в этот трудный для Якова период.

Бальтазар Вальтер, обучавшийся  в эзотерических школах Сирии, Египта и Греции, дал Бёме основы алхимии  и Каббалы, а также помог ему  создать собственный выразительный  язык, умело используя алхимические термины и символы, и, в итоге, убедил его начать писать снова».

Таким образом, через семь лет Яков Бёме вновь взялся за перо. В эти последние годы он оставил  даже свое ремесло ввиду «постоянного занятия писанием». В течение короткого времени были созданы рукописи «Vom dreifachen Leben des Menschen (От троекратной жизни человека)» (1619); «Die drei Prinzipien göttlichen Wesens (Три принципа божественного существа)» (1619); «Psychologia vera, od. 40 Fragen и т. д. (Психология веры в 40 вопросах и т. д.)»; «Von wahrer Busse» (1622); «Auch ein Weg zu Christo (Дорога к Христу)»; «Erklärung der ersten Buches Moses (Заявление первой книги Моисея)» (1623); «117 Theosophische Fragen (117 Теософических вопросов)» (1624) и некотороые другие, среди которых «Ключ» в прямом смысле являлся ключевой работой, проясняющей смысл остальных.

Информация о работе Мистическое ученье Я.Беме