Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 00:54, реферат
О мифе и мифологии как о способе освоения действительности говорят, когда рассматривают ранние стадии общественного развития.
Как известно, «первобытнообщинная формация имеет своей идеологией миф...». [2; 16]. Но в чем же состоит суть мифического восприятия действительности? В науке уже давно преодолена точка зрения на миф как на нечто в нелогичное и чисто иррациональное
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ПОНЯТИЯ МИФ И МИФОЛОГИЯ И ИХ СУЩНОСТЬ 5
3. МИФ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ 11
4. МИФ И ФИЛОСОФИЯ 18
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РЕФЕРАТ
По Философии
На тему: Мифология: «прошлое и настоящее»
Краснодар 2013г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
О мифе и мифологии как о способе освоения действительности говорят, когда рассматривают ранние стадии общественного развития.
Как известно, «первобытнообщинная формация имеет своей идеологией миф...». [2; 16]. Но в чем же состоит суть мифического восприятия действительности? В науке уже давно преодолена точка зрения на миф как на нечто в нелогичное и чисто иррациональное. Уже Дж. Вико называл мифы «умственным словарем человечества, а Ж.-П. Вернан говорил о «разуме мифа», где отыскиваются общечеловеческие схемы мышления и жизни, обнаруживаются непреходящие ценностные образы. М. Лифшиц ввел даже особый термин «логомифия», который призван указывать на рациональную и внутренне организованную структуру образотворческого мышления. [3; 16]. Уже в рамках мифо-поэтического воображения древний человек пытался ставить вопрос о телосе - цели и смысле бытия. Миф представляет собой своеобразную «доисторическую метафизику».
Но обо всем по порядку. Целью данной работы является сформировать общее представление о мифе и мифологии и представить их историческое развитие, а также представить эти понятия в традиционном и современном понимании.
Перед нами, таким образом, стоит ряд задач:
- сформировать представление о понятиях мифа и мифологии и определить их сущность;
- представить традиционную и современную трактовки этих понятий;
- понять какие виды мировоззрения существует и в чем особенности мифологического мировоззрения;
- представить историческое развитие мифологии и проследить зарождение философии на ее почве;
- разобраться в соотношении мифологии и философии.
Содержание работы отвечает поставленным цели и задачам и соответственно им построена структура работы. Вся работа разделена на блоки, каждый из которых освещает одни из заявленных аспектов проблемы.
Нужно сказать, что данная проблема является хорошо изученной и имеет традиционные общепринятые обоснования, с которыми мы смогли ознакомиться в учебной литературе по философии, предназначенной для студентов высших учебных заведений. Использование данной литературы оправдано и объемом и назначение данной работы. Дело в том, что по этим причинам мы не можем достаточно глубоко исследовать проблему мифологии в философии и привлечь для работы статьи и монографии ученых - философов по данной теме.
Также хочется заметить, что данная проблема представляет большой интерес и полезность для студентов, занимающихся изучением философии. Согласно мифологической теории происхождения философии, о которой мы будем говорить ниже, мифология является одним из ключевых организмов, благодаря развитию, которого философия вообще возникла. Отсюда, не ознакомившись с понятием мифологии, невозможно понять сущность и проблему появления философии как науки, нельзя представить себе историческое развитие философии без мифологии. В этом состоит и актуальность выбранной проблематики.
Кроме того, данная тема является просто очень интересной для изучения: знакомство с культурой людей на ранних стадиях общественного развития, их богами и героями, сравнение с современностью - что может быть интереснее? К тому же, студенту только начинающему изучать философию довольно трудно разобраться в таких сложнейших понятиях философии как мировоззрение, гносеология, онтология и т.п. На фоне этих и им подобных определений понять сущность мифологии довольно просто.
Мифами о Геракле и его подвигах, о Персее и греческих богах мы зачитывались еще в 5 классе школы на уроках истории и литературы. А ведь это такая малость, по-сравнению с тем, что мы можем узнать о них сейчас, понять чему обязано их появление, какие внутренние переживания человека заставили появиться миф! Итак, что же такое миф?
ПОНЯТИЯ МИФ И МИФОЛОГИЯ И ИХ СУЩНОСТЬ
Греческое слово «миф» имеет множество смыслов. Это и «сказание», и «речь», и «разговор», и «замысел», и «известие». В древней Греции миф порой воспринимался как нечто противостоящее действительным событиям, правде. Но, с другой стороны, миф оценивался как произведение самой жизни. В традиционном понимании миф - это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в олицетворенной и одухотворенной форме.
В более поздней трактовке - это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. Миф часто оценивают как универсальный способ человеческого мирочувствования.
Миф - это, разумеется, вымысел. Однако не сознательный, а бессознательный. Миф соединяет в себе элементы теории и художественного творчества. Первое, что поражает в нем - это родство с поэзией. Иные полагают, что древний миф - это та почва, на которой постепенно вырастает современная поэзия. В самом деле, миф часто служит материалом для искусства.
Однако между мифом и искусством есть существенное различие. Когда творит художник, ему совсем не нужно существование реального объекта. Жил ли на самом деле Орфей или Пигмалион - человеку, создающему искусство, это безразлично. Ведь его волнует собственное воображение, он отдает дань своей фантазии. Миф без веры невозможен. Каким бы странным он ни выглядел, сколь не казался бы неправдоподобным, мы относимся к нему с полным доверием. Без веры в реальность своего объекта миф теряет свою основу.
Мир мифа - драматический мир: мир действий, усилий, борющихся сил. Схватка этих начал усматривается во всех явлениях природы. Мифологическое мышление всегда пропитано этими эмоциональными качествами. Ведь что бы ни находилось в поле зрения или чувства, оно окутано этой атмосферой радости или горя, волнения, ликования или уныния. Когда мы испытываем сильную эмоцию, в нас возрождается драматизированное понимание всех окружающих вещей: они теряют свой привычный облик, окрашиваются в особый цвет наших страстей - любви или ненависти, страха или надежды. Миф можно рассматривать как специфический тип человеческого бытия.
В мифе воплощаются тайные вожделения человека, в частности его опыт галлюцинаций, и драматургия бессознательного. В недрах культуры легко отыскивается жар души, спонтанное влечение, жизненный порыв. Русский философ Михаил Гершензон (1869-1925) в работе «Гольфстрем» показал, что не только ум может стать импульсом культурного творчества. В культуре ощутим живой нерв, глубинное наполнение, полноводное движение живительного преображения. [2; 20].
Мифы, в которых человек пытался осмыслить мир и самого себя, порой выдавая видимость за сущность - это форма мифологического мировоззрения
В духовной жизни первобытного человека формируется мировоззрение, в котором в едином, универсальном, нерасчлененном (синкретическом) виде были представлены знания о мире и человеке, верования, этические и эстетические взгляды и т.п. В этой специфической форме мировоззрения, которую и называют мифологией, выражалось мироощущение человека того времени, его мировосприятие и миропонимание. Типичным для мифологии было очеловечивание природы, недостаточно четкое разделение пространства и времени, вещи и ее знака.
В первобытном обществе мифы были первой попыткой ответить на вопросы о происхождении мира и человека, о том, как устроен мир, и каковы причины возникновения тех или иных явлений. Ответы на эти вопросы давались в художественно-образной форме, где свойства природы, человека и фантастических существ причудливым образом переплетались, создавая такую картину мира, в которой соединялись фантазия и реальность, предмет и знак, вещи и слова, вера и знание, эмоциональное и рациональное. Однако было бы неправильно представлять миф лишь как легенду, историческое предание или только как художественный вымысел. Миф - это значительно большее. Миф - это реальность, которой и в которой живут люди. [4; 12].
Итак, главная функция мифа не повествование о прошлом, а иногда и будущем, а обоснование существующего в природе и обществе миропорядка, и, как следствие, - регулирование сложившихся общественных отношений, закрепление принятых норм морали и системы ценностей, сохранение обычаев и традиций.
В общественной жизни для мифологического сознания характерна ставка не столько на осмысление и целенаправленное совершенствование социальной действительности, сколько на традицию, ритуал, устоявшиеся нормы поведения и системы ценностей. Тем самым происходит формирование и регулирование общественных отношений.
Предметом мифологии выступают: вопросы происхождения мира и человека, исторические события, культурный мир, вопросы жизни и смерти, добра и зла, т.е. извечные философские проблемы, а также будущее человека и мира. [1; 19].
Многочисленные попытки различных школ сравнительной мифологии вывести все мифы из какого-нибудь одного источника потерпели неудачу. Но, с другой стороны, философы давно обратили внимание на большое сходство основных мифологических мотивов в различных культурах и различных социальных условиях. Миф не теоретичен по самой своей сущности. Его логика, если только он обладает таковой, бросает вызов обычному научному постижению. Однако философия во все времена отрицала саму возможность такого раздвоения. Для философии миф всегда был призван обладать определенным «значением», хотя и скрытым. Уже стоики (стоицизм - направление, созданное приблизительно за 300 лет до н.э. и проповедующее необходимость освободиться от страстей и влечений) разработали целую систему иносказательной интерпретации мифа. Миф представляет собой целостное мировоззрение. Миф - праформа, которая дробится, усложняется, уточняется в многочисленных «дочерних» формах, оставляя свои генетические, наследуемые, далеко не всегда узнаваемые черты во всем, что он порождает, «развертываясь» в историческом процессе.
«Мифологическое мышление наших предков, - пишет Е.В. Золотухина-Аболина - не противопоставляет эмпирическую жизнь никакому другому миру. Просто для древних греков, персов, скандинавов или славян в повседневную жизнь органично вплетены моменты, которые потом стали представляться как чудесные, выходящие за рамки обыденности. Сатиры и нимфы, дриады и русалки были для людей прошлого таким же естественным населением окрестностей, как и соседские племена. В общении с ними следовало выполнять определенные правила, но контакты с воинственными соседями требовали не меньше предосторожностей, хитростей и ритуалов». [2; 21].
Миф - это способ организации и хранения важной для коллектива информации: излагая мифические события, старшие поколения передавали эту информацию младшим поколениям. Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человека - объединял в себе культуру, зачатки различных верований, политических взглядов, искусства, философии и представлял собой целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающего в себе реальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. [5; 5].
Миф - это первая форма постижения мира. Она превращает хаос в космос. Миф - продукт коллективного бессознательного, кристаллизация универсального опыта человечества. Эта также внутренний язык психики, с помощью которого устанавливается гармония между человеком, природой и культурой. Благодаря мифу человек живет в циклическом времени, периодически возвращаясь к «началу времен», к мигу творения. Со времен возникновения миф расширил свои границы.[2; 22]. Будучи рожденным на стадии верховенства архаического сознания, миф не покидает историю и общественное сознание. Он постоянно воспроизводится в культуре, особенно в искусстве и политике. Однако возвращение мифа к традиционной форме исключается. Мы никак не можем проникнуть в мир, который нам чужд полностью. Воскрешение мифа в культуре вызывает не только энтузиазм, но и тревоги. Одни опасаются политической манипуляции, другие видят угрозу для христианской традиции, которая заместила в европейской культуре господство мифа.[2; 20].
Наиболее известны следующие памятники древней мифологии:
индийской: «Рамаяна», «Махабхарата», «Ригведа»;
египетской: «Тексты пирамид», «Пер-м-рху» («Книга мертвых»);
шумеро-аккадийской: «Энки и Нипхурсаг», «Инанна-Думузи»;
греческой: «Илиада», «Одиссея», «Труды и дни», «Гентамихос»;
японской: «Кодзики», «Нихонги»;
тибетской: «Зермиг», «Лубум», «Мапикабум»;
финской: «Калевала». [1; 19].
Хорошо известны мифы Древней Греции и Древнего Рима о природе, происхождении человека и его достижениях. Миф о Сфинксе олицетворяет тайну природы, которая никогда не раскрывается человеку полностью; миф о кентаврах символизирует происхождение человека от животного; миф о Прометее раскрывает историю происхождения огня; миф об Икаре воплощает стремление человека подняться в небо; миф о Сизифе является попыткой выяснить, в чем смысл жизни.
Многие сюжеты мифов стали достоянием различных культур Запада и Востока. Различные образы античной мифологии заняли прочное место в произведениях литературы, живописи, скульптуры и музыки. Например, в XX веке в литературных произведениях Д. Джойса, Ф. Кафки, Т. Манна, Г. Маркеса, Ч. Айтматова и др. не только используются традиционные мифы, но и дается их оригинальная интерпретация, резко меняющая их смысл. Тем самым усиливается образность произведений и сила воздействия на читателей.
С мифом и мифологией тесно связана также и религия. Их содержание на начальных этапах развития человечества во многом совпадает, поскольку они обусловлены уровнем освоения индивидом окружающего мира, степенью его зависимости от природы и социального бытия. Но миф, в отличие от религии, не требуют веры в реальность представлений и апеллируют не только к чувству, но и к разуму.