Мифология как социокультурное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:01, реферат

Краткое описание

Актуальность темы. Мифология связана или даже является основой всего объяснения мира, всего того что нас окружает. Она дает начало развитию многих наук, культуры, истории, литературы, музыки, изобразительного искусства и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Миф и его роль в философии и культуре 5
2. Связь мифа и идеологии 15
Заключение 21
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

Королёва Л.А. ИДЗ Философия.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический Университет»

ИДО

 

Производственный менеджмент

 

Мифология как социокультурноЕ ОБРАЗООВАНИЕ

 

Реферат

по дисциплине:

Философия

 

Исполнитель:

 

студентка группы

З-3А22

 

Королёва Любовь Алексеевна

 

01.06.2014

           

Руководитель:

 

преподаватель

   

Вторушин Николай Анатольевич

   
           

 

Томск ¾ 2014 
Содержание

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы. Мифология связана или даже является основой всего объяснения мира, всего того что нас окружает. Она дает начало развитию многих наук, культуры, истории, литературы, музыки, изобразительного искусства и т.д.

Рассматривая мифологию многих народов, подчеркивая какие-то общие моменты, из которых становится понятно, что на некоторых отрезках исторического развития человеческого общества, мифология представляла собой довольно сложную науку, которая представляла собой совокупность типов мировоззрений, характерных для конкретного народа на конкретном временном отрезке. Когда кроме мифологии ни одна наука не была так развита и популяризирована, мифология толковала и пыталась объяснить (пусть даже неудачно) происхождение всего того, что окружало человека, включая такие сложные и до сих пор не объясненные проблемы, как появление человека, его контакты с другими цивилизациями, и многое другое.

Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.

Степень разработанности темы в научной литературе: вопросами проблематики мифологии как социокультурного образования занимались такие авторы, как Бультман Р.Н., Бучило Н.Ф., Кириллов В.И., Малышевский А.Ф., Карпунин В.А., Пигров К.С. и другие. В данных работах подробно рассматривается проблематика мифологии, дается ее характеристика и роль для общества, описываются функции и роль мифа в философии и культуре, раскрывается связь мифа и идеологии.

Проблема – философский анализ мифологии как социокультурного образования.

Цель работы – рассмотреть мифологию как социокультурное образование.

В связи с поставленной целью был разработан ряд задач:

  1. Изучить миф и его роль в философии и культуре;
  2. Описать связь мифа и идеологии.

 

1. Миф и его роль в философии и культуре

 

 

Философия представляет собой духовную интеллектуальную дисциплину, возникшую в 7-5 веке до н. э., одновременно в различных точках планеты: в Индии, Китае, Греции. Этот факт означает, что философия не является внеисторическим свойством человеческого сознания. Ей предшествовал другой тип мышления – мифологический (архаический).

Миф это исторически первая мировоззренческая форма отражения действительности, в которой художественное, моральное, познавательное и практически - преобразующее освоение мира предстает в синкретическом взаимоопосредованном единстве.

С мифа начинается любая культура, любое осознавшее себя общество. Само слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает «предание», «сказание». В обыденном понимании мифы – это, прежде всего, античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Миф нельзя рассматривать как первичную форму науки или философии. Более того, недопустимо интерпретировать миф как простой вымысел. Мифология как собрание мифов отражает взгляды первобытных людей на явления природы и жизни, ростки научных знаний, религиозные и моральные представления, которые господствовали в родовой общине, и художественно - эстетические чувства людей на начальном этапе своей истории.

Миф является духовно-практическим способом освоения форм общественной жизнедеятельности, форм взаимоотношений человека и природы, человека и общества.

Мифы - это обобщенные образы, которые включают в себя не только мир наличного бытия, который часто выступает почему - то враждебным по отношению к человеку, но и мир надежд и желаний, в котором свободно воплощаются интересы родового коллектива. Существуют: [3]

  • космогонические, антропологические, этнологические мифы, отражающие происхождение, упорядоченность мира мифологическими персонажами;
  • календарные мифы, связанные с осмыслением природно-хозяйственных ритмов и циклов смен жизни, выражения их в ритуально - обрядовых формах;
  • эсхатологические мифы как закрепление представления о потустороннем мире, будущем и прошлом;
  • культово-биографические мифы, отражающие жизненные способности мифических персонажей, которые становятся достоянием отдельных индивидов через их ритуально - обрядовое воспроизводство.

Существуют мифы, отражающие происхождение людей, деяния богов, историю человечества, превращение неживых предметов в живых людей (древнегреческие мифы). Так, в культурологической концепции австрийского психолога и философа К. Юнга миф занимает едва ли не самое важное место, поскольку именно через это понятие философ стремился объяснить связь между обществом и личностью, индивидуальным и коллективным. Новаторским было определение мифа как психического явления, которое отображает глубинную сущность человеческой природы. Кроме этого, К. Юнг называл мифы мостиками, которыми соединяют нас с прошлым, делая его актуальным, живым и современным. Именно поэтому трансформация мифов, подъем их на высший уровень осмысления и положена в основу культурно-исторического развития человечества: «Миф - это то, что происходит с нами». К. Юнг пришел к выводу, что миф является инструментом постижения абсолютной истины, иррациональной по своей сути, а следовательно ее смысл рациональным путем, посредством интеллектуальных конструкций можно только стремиться раскрыть.

Восприняв психологические аспекты учения К. Юнга, антрополог К. Леви Стросс разработал теорию мифологического мышления, определяющими признаками которого он назвал метафоричность, оперирование готовым набором элементов, поддающихся калейдоскопическому ранжуванню, а также бриколаж как способ конструирования образов и фактов. Исследователь сосредоточивался преимущественно на изучении бытия первобытных народов, хотя его уникальную концепцию взяли на вооружение последователи, которые доказали, что мифологическое мышление свойственно и современным людям. Более того, оно способно порождать новые мифы на основе существующих, что оказывают колоссальное влияние на ход истории.

Занимаясь описанием современных мифов, французский структуралист Р. Барт отметил их двойное назначение: во-первых, они нацелены на деформацию действительности в направлении, желаемом для носителя мифического сознания; во-вторых, мифы должны постоянно маскировать свою идеологичность, поскольку любая идеология хочет, чтоб ее воспринимали как единственно возможную, естественную и существующую саму по себе. Поэтому современный миф стремится выглядеть не явлением культуры, а явлением природы. В своем исследовании «Миф сегодня» Р. Барт предлагает единственный способ освободиться от тотальной власти мифа – аналитически разрушить его знаки, то есть объяснить [2]

Эти и многие другие ученые прошлого века сформулировали новый подход к феномену мифа, однако рядовые люди и дальше воспринимают его как сказочную историю, выдумку, никак не связанную с их жизнью. Вместо этого знаменитый российский философ, знаток античности А. Лосев писал: «Миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в наибольшей степени напряженная реальность. Это не выдумка, но - яркая и на самом деле оригинальная действительность». В настоящее время миф понимают как определенную систему, моделирующую в сознании индивидов окружающий мир и его фрагменты.

Безусловно, роль мифа, которую он играл в первобытных обществах, существенно отличается от его назначения сегодня. По исследованиям М. Элиаде, выдающегося культуролога и философа, в архаичные времена считалось, что миф передает абсолютную истину, ибо пересказывает священную историю, события, происходившие в начале Великого Времени. Будучи реальным и священным, миф становится типичным, а соответственно, и повторяемым, поскольку он является моделью и в известной мере оправданием всех человеческих поступков. Другими словами, миф - это настоящая история того, что произошло у истоков времен и в то же время образец для поведения человека. Перестав быть доминирующей формой культуры, миф не исчез окончательно, он только притаился в подсознательных тайниках человеческой души. Ведь потребность во внерациональной связи с миром остается актуальной и для людей нашего времени. Кажется, что миф как таковой, а также символы, которые он задействует, никогда не исчезали из мира психики, миф просто изменяет свой аспект и маскирует свои действия [1]

В современном мире миф – это своеобразная альтернатива лавинообразному нагромождению вещей и информации. В условиях, когда письменность перестала быть доминирующим средством передачи информации и главной формой социальной памяти, изменился сам характер мировосприятия: человечество опять возвращается к природным аудиальным и визуальным коммуникациям. Это стало возможным в результате появления электронных средств связи, которые сокращают время, пространство и однолинейность отношений. Кроме этого, наша планета превратилась в большую деревню, где происходит постоянное межкультурное взаимодействие, которому способствуют новейшие информационные технологии, расцвет туризма, развитие транспортной отрасли. Все эти факторы привели к стиранию границ между народами и возникновению глобального информационного поля Земли.

В социокультурном мифе в рамках единого целого с самого начала объединяются как логико-рациональные, так и образно-эмоциональные компоненты, которые обычно оказываются четко соотнесенными с определенными географическими координатами. Действительно, всякий социокультурный миф в своей символике всегда содержит элементы той среды, в лоне которой возник и первоначально формировался этнос, а также этнические, языковые и т. п. особенности.

В самом деле, в символике каждой конкретной культуры всегда можно найти, разумеется в измененном виде, элементы вполне определенных ландшафтов, животных, растений, небесных светил (созвездий и пр.), точно соотнесенных с конкретными регионами планеты, а также архаичные слова и выражения, этнические стереотипы и т.д. Значит, такой миф всегда, по крайней мере в принципе, поддается расшифровке, которая в конечном счете сводится к установлению соответствия конкретного социокультурного мифа с той или иной географической территорией [8].

Принципы гармонии природы и общества и отдельных элементов общества между собой нормативно закрепляются в виде традиций, нарушение которых жестко карается. Эти традиции касаются всех сфер жизнедеятельности общества, начиная от пространственно-временных характеристик хозяйственной деятельности и кончая религиозными ритуалами, касающимися рождения, смерти и пр. Сохранение традиций часто поддерживается авторитетом сверхъестественных сил (боги, демоны и т.д.). В данном случае важной функцией религии было поддержание гармонии человека, общества и природы. В этих условиях всякие отклонения от освященного религией «мирового порядка» рассматривались как представляющие серьезную опасность для существования социума.

Социокультурный миф несет в себе определенные эмоции, настроения, чаяния, надежды, проникнут вполне определенным миросозерцанием, а на более поздних стадиях развития социума и определенными мировоззренческими установками.

Двоякая функция мифа в обществе в настоящее время уже не вызывает сомнений. В условиях взаимоисключающих требований, неопределенности и нестабильности среды, неясности целей развития, деформированной информированности населения миф, с одной стороны, действительно выступает как мощный защитный механизм, препятствующий полному распаду как человеческой личности, так и социума. С другой стороны, искажая картину происходящих в обществе (и в природе) событий, миф представляет реальную опасность. Есть известные основания для констатации именно двойственной функции мифа: защита человеческой личности от распада в альтернативном мире и одновременно искажение реальной действительности.

Рассмотрим как адаптивную, так и деформирующую функции мифа подробнее. Способствует адаптации то, что миф в известных границах дает целостное отражение действительности (природы, общества, человека и т. п.). Поэтому создаваемая им картина, скажем, социальной действительности, с самого начала будет более или менее целостной и этим будет сильно отличаться от той картины, которая дается с помощью рационально-научного подхода. Разумеется, где-то эти картины должны сближаться, ибо и та и другая относятся к одному и тому же объекту (одному социуму). Но каждая их этих картин отражает существенно различные стороны социума. Открытым остается вопрос, могут ли они в принципе совпадать. За последние годы высказывалась точка зрения, что научная и мифологическая картины общества должны дополнять друг друга. Но каждая из этих картин в отдельности, хотя и является односторонней, но тем не менее имеет право на существование и в некоторых пределах обеспечивает адаптацию человека к реальной социальной действительности [5].

Информация о работе Мифология как социокультурное образование