Мифология как социокультурное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:01, реферат

Краткое описание

Актуальность темы. Мифология связана или даже является основой всего объяснения мира, всего того что нас окружает. Она дает начало развитию многих наук, культуры, истории, литературы, музыки, изобразительного искусства и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Миф и его роль в философии и культуре 5
2. Связь мифа и идеологии 15
Заключение 21
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

Королёва Л.А. ИДЗ Философия.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

В кризисных состояниях, в поворотных точках исторического процесса имеет место массовая мифологизация сознания. Опасность мифологизации увеличивается, когда те или иные политические силы начинают использовать миф для достижения своих собственных целей и включают его в качестве компоненты в те или иные идеологические конструкции. Скажем, коммунистическая утопия на протяжении длительного времени, начиная с первых христианских общин, оставалась вполне безобидной. Однако она коренным образом изменила облик социума, скажем, в нашей стране, когда стала использоваться в качестве составной части идеологической схемы, ориентированной на достижение вполне определенных политических и геополитических целей. Здесь мы фактически имеем дело с новой разновидностью мифа, которую можно назвать идеологическим, или тоталитарным, мифом. Тоталитарные мифы получают широкое распространение на уровне цивилизации в условиях бурного развития науки и доминирования в жизни общества принципов рационализма. Можно назвать некоторые наиболее характерные черты и особенности тоталитарного мифа. Наиболее существенные из них следующие: четкая ориентированность на достижение определенных целей, пренебрежительное отношение к традиции и конкретному человеку, глобализм, нетерпимость, агрессивность, безразличие к средствам, используемым для достижения цели (по принципу «цель оправдывает средства»). Примерами тоталитарных мифов могут служить «арийский миф», миф о построении бесклассового общества всеобщего благоденствия и пр. Это лишний раз говорит о том, что возвращение мифа и архаичного мифологического мышления в новых условиях часто порождает опасные феномены и никогда не проходит бесследно.

 

Заключение

 

 

Итак, мифология, это - система сакрального знания различных народов мира, общественных групп, основанная на традиционных преданиях, характеризуется метафоричностью, верой в чудесное. Мифология призвана объяснить происхождение и устройство мира, место человека в нём; священные рассказы, входящие в религиозную систему; научная дисциплина, изучающая мифы (исследование источников, смысла, социальной почвы).

Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения.

Социальная мифология представляет собой феномен идеологической практики, конституировавшийся в зрелом виде в 19-20 вв. и представляющий собой сознательно целенаправленную деятельность по манипулированию массовым сознанием посредством специально сформированных для этой цели социальных мифов. Включает в себя, таким образом, два необходимых компонента: социальное мифотворчество и адаптацию созданных идеологических мифологем в массовом сознании.

Следовательно, мифология - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

Анализируя мифологию как социокультурное образование, можно отметить следующее: мифология со своим мифологическим типом мировоззрения является первоосновой всего понимания мира и объяснения всего, что происходит вокруг нас. Все объясняется мифами, различной символикой, рисунками и т.д. Так же мифология дает начало развитию многих наук культуры, истории, литературы, музыки, изобразительного искусства и т.д.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Бультман Р.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 356 с.
  2. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2011. – 654 с.
  3. Введение в философию: Учебник / Под ред. И.Б. Хмельницкого. - М.: Юнити, 2009. – 234 с.
  4. Игнатов В.Ф. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 2009. – 356 с.
  5. История философии в кратком изложении / Под ред. Э.Б. Зарубина. - М.: Юнити, 2009. – 128 с.
  6. Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьева. М.: “Знание”, 2011. – 176 с.
  7. Малышевский А.Ф., Карпунин В.А., Пигров К.С. История философии. - М.: Просвещение, 2012.  – 495 с.
  8. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарика, 2009. – 816 с.

 

 

 


Информация о работе Мифология как социокультурное образование