Можно ли с помощью науки решить все проблемы человечества?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Наука это один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Наука - это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Это - и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Наука - это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………3
II.Основная часть………………………………………………………………...…4
Глава 1. Наука, как система знаний и вида духовного производства…..……4
Глава 2. Развитее науки и социальный прогресс…………………….………..9
III. Практическая часть……………………….…………………………………..15
IV. Заключение………….………………………………………………………...17
V. Список использованной литературы………………..………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 49.69 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ (ВЗФЭИ)

ALL-RUSSIAN DISTANCE

INSTITUTE OF FINANCE

& ECONOMICS

Филиал ВЗФЭИ в г. Архангельске




 

Кафедра экономики, менеджмента и  маркетинга

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

Тема № 18

«Можно ли с помощью науки решить все проблемы человечества?»

 

студента

Личковой  Маргариты Сергеевны

Номер личного дела

 

Специальность

Бакалавр  менеджмента

Курс 

2

Группа 

день

Форма обучения

периферия

   

Руководитель

Шубина  Полина Владимировна


 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2012

 

 

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………….……………3

II.Основная часть………………………………………………………………...…4

    Глава 1. Наука, как система знаний и вида духовного производства…..……4

   Глава 2. Развитее науки и социальный прогресс…………………….………..9

III. Практическая часть……………………….…………………………………..15

IV. Заключение………….………………………………………………………...17

V. Список использованной литературы………………..………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наука это один из древнейших, важнейших  и сложнейших компонентов человеческой культуры. Наука - это и целый многообразный  мир человеческих знаний, который  позволяет человеку преобразовывать  природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все  возрастающих материальных и духовных потребностей. Это - и сложная система  исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Наука - это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека.

Наука теснейшим образом связана  с материальным производством, с  практикой преобразования природы, социальных отношений. Вся современная  цивилизация, подавляющая часть  материальной культуры общества создана  на базе науки, и прежде всего достижений естествознания. Научная картина  мира всегда была и важнейшей составной  частью мировоззрения человека. Научное  понимание природы - особенно в настоящую  эпоху - существенно определяет и  содержание внутреннего духовного  мира человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, динамику его  потребностей и интересов.

Исходя из вышеизложенного, целью контрольной работы является поиск ответа на вопрос - Можно ли с помощью науки решить все проблемы человечества?

Задачи контрольной работы:

  • Дать понятие науки, как системы знаний и вида духовного производства;
  • Показать, как развивались наука и социальный прогресс.

 

 

 

 

 

Глава 1.

Наука, как система знаний и вида духовного производства.

Важнейшим видом духовного  производства является наука, рассматриваемая  и как система знаний, и как устойчивый социальный институт.

Наука есть, прежде всего, систематизированное  познание действительности, воспроизводящее  ее существенные и закономерные стороны  в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д.

Как и другие виды духовного  производства, наука создает как  бы параллельный реальному идеальный  мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира. В идеальном мире науки реальность воспроизводится, естественно, не целиком, а лишь в самых существенных чертах. Это своего рода карта мироздания, по которой человечество ориентируется  в своей жизнедеятельности. Как  и на географической карте, на ней  отмечено лишь самое главное, основное, масса же несущественных подробностей опущена ввиду их малой значимости для человека.

Для того чтобы возник мир  науки, понадобилось достаточно много  самых разнообразных условий  — экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее  разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности  мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о  природе и пр. Появление в этих условиях науки означало радикальную  перестройку всего накопленного человечеством знания, приведение его  в единую систему. Потребовался выход  за пределы непосредственного опыта  человека, проникновение в сущность вещей. Прорыв за пределы повседневного  опыта по-своему обеспечивали и предшествующие научному способы освоения     мира — мифологический и религиозный. Но эти способы духовного обустройства человека оказались со временем слишком тяжеловесными и малоэффективными. Миф, религия — это способы духовной защиты. Их задача — как-нибудь пристроить человека к огромному и враждебному ему миру, приютить это хрупкое создание природы под сенью каких-либо могущественных сил-покровителей. Наука может обойтись и вовсе без религии, но вытеснить ее из общественного сознания она до сих пор не может. Ведь, несмотря на все свои успехи, наука не в состоянии обеспечить человеку прочную духовную защиту.

Наука более ранних исторических эпох «витала в облаках» ничуть не меньше религии или искусства, ее связь с материальным производством  была очень незначительной. Европейской  родиной науки считается Древняя  Греция. В родоначальники науки древние  греки попали вовсе не потому, что  больше других накопили фактических  знаний, изобретений или технических  решений (последние они в основном заимствовали у своих географических соседей). Учеными в подлинном  смысле этого слова их сделал необыкновенный интерес к самому процессу мышления, его логике и содержанию. Древнегреческие  мудрецы прославились тем, что открыли  в привычном мире принципиально  новый класс объектов анализа, а  именно: класс абстракций, понятий, суждений, законов мышления и т.д. Оказалось, что эта идеальная  реальность в своем существовании  и движении подчиняется каким-то особым правилам или законам, не совпадающим  с привычным ходом вещей. Тому, что за обычными, чувственно воспринимаемыми  вещами скрывается что-то совсем иное, древние греки не удивлялись. Они  привыкли, что гром не гремит без  Зевса, а море не волнуется без  Посейдона. А вот то, что этот второй, чувственно недоступный мир строго логичен, упорядочен, закономерен и  даже открывается людям в спокойном  размышлении мудреца, — это было ново и необычно. Удивительным было и то, что различные операции с  идеальными объектами (понятиями, числами  и прочими абстракциями) оказались  куда более плодотворными и значимыми  даже и в практическом отношении, чем те же самые манипуляции с  их материальными прототипами.

Вопросы бытия этого идеального мира, меры его самостоятельности  до сих пор служат предметом философских  дискуссий. Но именно он послужил основанием формирования особой сферы человеческой деятельности — науки.

Наука, таким образом, началась с установления факта, что окружающий человека мир в сущности своей  совсем не таков, каким он дан людям  в непосредственности их ощущений, восприятий и представлений. А чтобы  до этой скрытой сущности добраться, нужно предпринять весьма серьезные  мыслительные усилия, которые заметно отличаются от обычных умственных упражнений, требуемых повседневностью от каждого индивида.

Специфика научного познания.

В отличие от обыденного познания научное познание характеризуется:

  • систематичностью, а также логической выводимостью одних положений из других;
  • объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты;
  • осознанным контролем над самой процедурой познания; фиксацией и предъявлением строгих требований к методам, т.е. способам и приемам получения нового знания;
  • высокими требованиями, предъявляемыми в науке к языку описания исследуемых объектов; неопределенность, многозначность понятий естественного языка заставляет науку вырабатывать свой специальный язык с четкой фиксацией смысла и значения понятий;
  • строгостью и объективностью открываемых истин, т.е. их независимостью от познающего субъекта, обязательностью, воспроизводимостью и т.д.

 

С XVII—XVIII вв. в Европе появляются первые научные общества и академии, начинается издание научных журналов. Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались появлением новой формы организации  науки — крупных научных институтов, лабораторий, исследовательских центров. Это было связано в основном с  изменением социальной роли науки в  ее взаимоотношениях с производством.

Практически до конца XIX столетия в триаде «наука — техника —  производство» науке принадлежала вспомогательная роль. Однако с рубежа веков, совпавшего с очередной революцией в естествознании, наука начинает опережать развитие производства и  постепенно отвоевывает себе роль лидера. Производство как бы теряет независимую логику саморазвития и начинает меняться в соответствии с логикой развертывания науки: появление новых отраслей производства (атомная энергетика, электроника и пр.) инициировано фундаментальными научными открытиями. Начинается триумфальное шествие науки, наводняющей мир умными машинами, способной избавить человека от голода, болезней, бытовых неудобств и прочих несчастий. 

Функции науки: 

  • познавательная функция способствует созиданию мира;
  •     объяснительная функция считается ведущей, так как подлинное назначении науки – объяснять, как устроен мир, почему мы наблюдаем его именно таким, а не другим;
  •     что будет, если предпринять такие-то действия. В этом предназначении науки есть и свои фундаментальные ограничения (объяснительный потенциал науки ограничен масштабами общественно-исторической практики человечества, полнота объяснения любого явления действительности всегда упирается в проблему достаточности оснований науки);
  •     суть практически-действенной функции науки заключена в том, что наука не только объясняет, как устроен мир, но и одновременно дает метод, т.е. систему правил и практических приемов обращения с ним. Именно общественно-историческая практика выступает главным ориентиром для науки: она есть, во-первых, главный источник научного познания, а во-вторых, — его цель. Считается, к примеру, что науку астрономию породило мореплавание, механику — строительство, геометрию — землеустройство;
  •     актуальность прогностической функции к концу XX в. возросла многократно. Причинами тому стали повышенная конфликтность геополитических национальных и прочих отношений, напряженность демографической ситуации. Эта функция помогает определять меру опасности этих проблем, искать приемлемые способы их решения;
  • мировоззренческая функция науки задана самой ее сущностью. Под мировоззрением обычно понимают систему общих взглядов на мир и место человека в нем. 
  • социальной памяти и др.

По предметному своеобразию  все научные дисциплины обычно делятся  на три большие группы — естественные, общественные и технические. По непосредственному  отношению к практике принято  выделять науки фундаментальные  и прикладные. По глубине же постижения действительности в науках различают  два уровня: эмпирический (опытный) и теоретический1.

Логика развития науки.

Две с половиной тысячи лет истории науки не оставляют  сомнения в том, что она развивается, т.е. необратимо качественно изменяется со временем. Наука постоянно наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется и т.п. Однако развитие это оказывается неравномерным: с «рваным» ритмом, причудливым переплетением  медленного кропотливого накопления новых  знаний с «обвальным» эффектом внедрения  в тело науки «сумасшедших идей», за непостижимо короткое время опрокидывающих складывавшиеся веками картины мира. Фактическая история науки внешне выглядит достаточно дробно и хаотично.

Выявление логики развития науки означает уяснение закономерностей  научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности. Современное видение этой проблемы существенно отличается от того, что  господствовало, пожалуй, до середины прошлого столетия. Прежде полагали, что  в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все  более точных теорий, создающее в  итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы. Ныне логика развития науки представляется иной: последняя развивается не непрерывным  накоплением новых фактов и идей, не шаг за шагом, а через фундаментальные  теоретические сдвиги, в один прекрасный момент перекраивающие дотоле привычную  общую картину мира и заставляющие ученых перестраивать свою деятельность на базе принципиально иных мировоззренческих  установок.

Глава 2. Развитие науки и  социальный прогресс.

В настоящее время наука  предстает прежде всего как социокультурный  феномен. Это значит, что она зависит  от многообразных сил, токов и  влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени  детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный  феномен наука возникла, отвечая  на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие  на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания  науки, расширяются до границ "культуры". И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого  и "подлинного" фундамента в ее первичном - деятельностном и технологическом  понимании. 

Информация о работе Можно ли с помощью науки решить все проблемы человечества?