Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:23, контрольная работа
Наука это один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Наука - это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Это - и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Наука - это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека.
Введение…………………………………………………………….……………3
II.Основная часть………………………………………………………………...…4
Глава 1. Наука, как система знаний и вида духовного производства…..……4
Глава 2. Развитее науки и социальный прогресс…………………….………..9
III. Практическая часть……………………….…………………………………..15
IV. Заключение………….………………………………………………………...17
V. Список использованной литературы………………..………………………..18
Как социокультурный феномен,
наука всегда опирается на сложившиеся
в обществе культурные традиции, на
принятые ценности и нормы. Познавательная
деятельность вплетена в бытие культуры.
Отсюда становится понятной собственно
культурно-технологическая
Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этноса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.
Наука выступает как фактор
социальной регуляции общественных
процессов. Она воздействует на потребности
общества, становится необходимым условием
рационального управления. Любая
инновация требует
Отвечая на экономические
потребности общества, наука реализует
себя в функции непосредственной
производительной силы, выступая в
качестве важнейшего фактора хозяйственно-
В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс ХХ века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы.
Неудивительно, что проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и её перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентистские движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.
Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Лишь в XV-ХVII столетиях в европейском регионе сформировался особый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ. Человек выступает центром, излучающим токи активного, преобразующе покоряющего импульса. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с использованием понятия "сила": производительные силы, силы знания, интеллектуальные силы.
Современная научно-техническая революция осуществляется в рамках научно-технического прогресса, который в свою очередь выступает стороной общественного прогресса.
Общественный прогресс — это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д2.
Вопрос о критериях
общественного прогресса
В философском объяснении общественного процесса издавна боролись две точки зрения — эволюционная иреволюционная.
Одни философы отдавали предпочтение эволюционному развитию общества, а другие усматривали большую привлекательность в революционных изменениях общественной жизни. Очевидно следует обдуманно относиться к путям и средствам общественного прогресса. Протекание последнего не исключает сочетания революционных и эволюционных преобразований общественной жизни. При проведении прогрессивных преобразований и реформ следует ориентироваться на то, чтобы их осуществление оборачивалось не упадком экономики, снижением уровня развития производительных сил и сокращением производительности труда, а, наоборот, увеличением экономического богатства общества на основе повышения уровня развития производительных сил и производительности труда.
Предвосхищение будущего в разных формах всегда играло важную роль в жизни общества. Значение предвидения особенно возрастало в переломные эпохи истории, в период острых социальных конфликтов. Это особенно характерно для современной эпохи, когда становится очевидным, что и отдаленное, и ближайшее будущее человечества будет радикально отличаться от его настоящего и недавнего прошлого.
Предвидение — это знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что может совершиться в будущем, но также и ответы на такие вопросы, когда этого следует ожидать, какие формы будущее обретет и какова мера вероятности данного прогноза.
Различают три основных способа социального прогнозирования:
Наиболее надежный метод социального прогнозирования — экспертиза. Любой социальный прогноз сочетает в себе научное и идеологическое назначения. Выделяют четыре вида прогнозов: поисковый; нормативный; аналитический; прогноз-предостережение. Предвосхищение будущего — междисциплинарное исследование, и оно плодотворно только в процессе интеграции гуманитарного, естественно-научного и технического знания.
Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации. Этот тип сформировался в европейском регионе, но реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, сталкиваясь с традиционными обществами. Важнейший признак – ускоренный НТП, что делает техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом.
Сейчас стремительно развертывается
новый этап научно-технической революции,
начавшийся на рубеже 70-80-х годов XX века
и открывающий необозримые
Новому этапу развертывания
научно-технической революции
Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Их предпосылки – достижения культуры античности и европейского средневековья, затем развитые в эпоху Реформации и Просвещения. Человек – активное существо, находится в деятельном отношении к миру. Главная идея – преобразование мира и подчинения человеком природы. Преобразующая деятельность – главное предназначение человека. Идеалы техногенной цивилизации – это возможность суверенного индивида свободно включиться в самые различные социальные общности и корпорации. Власть и господство в этой системе отношений предполагает владение и присвоение результатов деятельности в форме товаров. Важная составляющая в системе ценностей техногенной цивилизации – особая ценность научной рациональности, НТ взгляда на мир, создающая уверенность в том, что человек способен, контролируя внешние обстоятельства, рационально устроить природу и социальную жизнь.
В основе современного кризиса
цивилизации лежит противоречие
между возрастающими
Именно сегодня проблемы
и перспективы современной
Практическая часть.
Как вы понимаете тезис: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек!»
На мой взгляд прогресс - побочный продукт человеческой увлечённости. Этот тезис Андрей Андреевич Вознесенский выдвинул в середине XX века. С тех пор много воды утекло: к старым «прогрессам» добавились новые - космические станции, персональные компьютеры, интернет, клонирование живых организмов, нанотехнологии, процессы глобализации в экономической, социальной и культурной областях... А вот что касается человека, то он по-прежнему «рушится», но с еще с большей силой.
Складывается впечатление, что чем больше «прогрессов», тем больше бед сваливается на головы людей. Существует ли здесь прямая зависимость - вопрос особый. По крайней мере, одно можно сказать определенно: современная технократическая цивилизация увязла в противоречиях, которые непосредственно обостряют проблему выживания людей на нашей планете.
Ведь как-то жили люди в XIX, XX веках, и были ничуть не меньше счастливы, чем в 21. Если кто-нибудь был нужен, шли, стучали в дверь или звонили в звонок, пили воду с колонки на углу, а не очищенную из бутылок. В автоматах с газировкой стоял гранёный стакан и все пили из него, не боясь, заразится. Никому и в голову не приходило надеть шлем при езде на велосипеде и т.п. Почему в этих условиях люди всё равно несчастливы? Может быть потому что всё познаётся в сравнении и счастье испытывают те, кто изменил окружающую среду к лучшему. В таком случае, в постоянной погоне за счастьем, мы меняем и меняем к лучшему окружающую среду, что и является прогрессом. Его достижения нам по сути не столь необходимы, чтобы быть счастливыми. Ведь и раньше люди жили счастливо, Стоит только спросить своих отцов, матерей, бабушек, дедушек... И это без мобильных телефонов, без компьютеров и зрелищных фильмов в кинотеатрах, без сникерсов и кока-колы. Счастливыми людей делает сам процесс...
Мы тратим деньги на потребности, которые сами себе и создали. Зачем? Платим за воду - раз, за общение - два, за улыбку - три, за лечение новых болезней - четыре. Местами похоже на деградацию, а не на прогресс. Мобильные телефоны и компьютеры заменили живое общение. Люди лечатся от интернет-зависимости.
Сейчас очень популярна тематика защиты окружающей среды, но проблема человека, по своим масштабам, сейчас занимает лидирующие позиции по своей катастрофичности. Настало время, когда спасать надо не только бабочек, редких пернатых и уссурийских тигров, - спасать надо самого человека.
Вообще прогресс - это хорошо, всё становиться удобней и интересней жить. Появилось много возможностей проявлять себя, улучшить свою жизнь. Только весь этот огромный плюс, необходимо направить в нужное русло. И тогда река человеческой жизни потечёт по-другому. Знать бы только как…
Заключение.
В ходе проделанной работы наука была рассмотрена, как система знаний и как социальный институт. Даны определение науки, предпосылки ее возникновения и условия ее развития. Наука является относительно поздней формой духовного освоения мира человеком. Она отличается от обыденного познания, имеет свою специфику и функции. Не сомнений в том, что наука развивается, то есть необратимо качественно меняется со временем. Она наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется.
наука является социокультурным
феноменом. Она включена в систему
ценностей, норм, идеалов, характерных
для определенной эпохи. Наука включена
в господствующую систему экономических,
социально-политических и других отношений,
причем цели, средства научно-познавательной
деятельности и нормы взаимоотношений
ее субъектов формируются в
Список использованной литературы:
Информация о работе Можно ли с помощью науки решить все проблемы человечества?