Можно ли с помощью науки решить все проблемы человечества?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Наука это один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Наука - это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Это - и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Наука - это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………3
II.Основная часть………………………………………………………………...…4
Глава 1. Наука, как система знаний и вида духовного производства…..……4
Глава 2. Развитее науки и социальный прогресс…………………….………..9
III. Практическая часть……………………….…………………………………..15
IV. Заключение………….………………………………………………………...17
V. Список использованной литературы………………..………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 49.69 Кб (Скачать файл)

Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся  в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция  науки, связанная с обработкой и  возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс. 

Наука, понимаемая как социокультурный  феномен, не может развиваться вне  освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки  влечет за собой ее этическую и  ценностную наполненность. Открываются  новые возможности этноса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного  выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата  в научном сообществе и коллективе. 

Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности  общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая  инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этносу науки. 

Отвечая на экономические  потребности общества, наука реализует  себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в  качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного  развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в  результате индустриального переворота XVIII-XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Каждое новое  открытие становится основой для  изобретения. Многообразные отрасли  производства начинают развиваться  как непосредственные технологические  применения данных различных отраслей науки. Она не растворяется полностью  в контексте социальных отношений. Безусловно, наука - "предприятие  коммунитарное" (коллективное). Ни один ученый не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную память человеческого рода. Наука  требует сотрудничества многих людей, она интерсубъективна. Характерные  для современности междисциплинарные  исследования подчеркивают, что всякий результат есть плод коллективных усилий. Еще Фрэнсис Бэкон в свое время  отмечал: "Совершенствования науки  следует ждать не от способности  или проворства какого-нибудь отдельного человека, а от последовательной деятельности многих поколений, сменяющих друг друга". Ученый – всегда представитель той  или иной социокультурной среды. 

В современной цивилизации  наука играет особую роль. Технологический  прогресс ХХ века, приведший в развитых странах Запада и Востока к  новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука революционизирует  не только сферу производства, но и  оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная  регулировать их, перестраивая их средства и методы.

Неудивительно, что проблемы будущего современной цивилизации  не могут обсуждаться вне анализа  современных тенденций развития науки и её перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентистские движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Техногенная цивилизация  является довольно поздним продуктом  человеческой истории. Долгое время  эта история протекала как  взаимодействие традиционных обществ. Лишь в XV-ХVII столетиях в европейском  регионе сформировался особый тип  развития, связанный с появлением техногенных обществ. Человек выступает  центром, излучающим токи активного, преобразующе покоряющего импульса. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с использованием понятия "сила": производительные силы, силы знания, интеллектуальные силы.

Современная научно-техническая революция осуществляется в рамках научно-технического прогресса, который в свою очередь выступает стороной общественного прогресса.

Общественный прогресс — это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д2.

Вопрос о критериях  общественного прогресса является дискуссионным. Одни исследователи  в качестве критерия общественного прогресса называют уровень развития способа производства, другие в этом качестве выделяют уровень развития производительных сил общества, третьи сводят его к производительности труда. Думается, что можно принять как наиболее представительную точку зрения, согласно которой в качестве критерия общественного прогресса можно принять уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда.

В философском объяснении общественного процесса издавна боролись две точки зрения — эволюционная иреволюционная.

Одни философы отдавали предпочтение эволюционному развитию общества, а другие усматривали большую привлекательность в революционных изменениях общественной жизни. Очевидно следует обдуманно относиться к путям и средствам общественного прогресса. Протекание последнего не исключает сочетания революционных и эволюционных преобразований общественной жизни. При проведении прогрессивных преобразований и реформ следует ориентироваться на то, чтобы их осуществление оборачивалось не упадком экономики, снижением уровня развития производительных сил и сокращением производительности труда, а, наоборот, увеличением экономического богатства общества на основе повышения уровня развития производительных сил и производительности труда.

Предвосхищение будущего в разных формах всегда играло важную роль в жизни общества. Значение предвидения особенно возрастало в переломные эпохи истории, в период острых социальных конфликтов. Это особенно характерно для современной эпохи, когда становится очевидным, что и отдаленное, и ближайшее будущее человечества будет радикально отличаться от его настоящего и недавнего прошлого.

Предвидение — это знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что может совершиться в будущем, но также и ответы на такие вопросы, когда этого следует ожидать, какие формы будущее обретет и какова мера вероятности данного прогноза.

Различают три основных способа  социального прогнозирования:

  • экстраполяция;
  • моделирование;
  • экспертиза.

Наиболее надежный метод  социального прогнозирования —  экспертиза. Любой социальный прогноз сочетает в себе научное и идеологическое назначения. Выделяют четыре вида прогнозов: поисковый; нормативный; аналитический; прогноз-предостережение. Предвосхищение будущего — междисциплинарное исследование, и оно плодотворно только в процессе интеграции гуманитарного, естественно-научного и технического знания.

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной  цивилизации. Этот тип сформировался  в европейском регионе, но реализуется  в различных вариантах как  на Западе, так и на Востоке, сталкиваясь  с традиционными обществами. Важнейший  признак – ускоренный НТП, что  делает техногенную цивилизацию  чрезвычайно динамичным обществом.

Сейчас стремительно развертывается новый этап научно-технической революции, начавшийся на рубеже 70-80-х годов XX века и открывающий необозримые перспективы  дальнейшего развития производительных сил общества и обогащения его  духовной жизни. Ведущие, приоритетные направления: микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, создание материалов с заранее заданными  свойствами, приборостроение, ядерная  энергетика, аэрокосмическая промышленность и т.д. Многообещающие перспективы  возникают в связи с открытием  высокотемпературной сверхпроводимости.

Новому этапу развертывания  научно-технической революции должен соответствовать и новый этап социального состояния общества. В грядущем обществе будут доминировать задачи приобретения нового знания, овладения  им в процессе непрерывного образования, а также его технологического и человеческого применения.

Глубинные ценности техногенной  цивилизации складывались исторически. Их предпосылки – достижения культуры античности и европейского средневековья, затем развитые в эпоху Реформации и Просвещения. Человек – активное существо, находится в деятельном отношении к миру. Главная идея – преобразование мира и подчинения человеком природы. Преобразующая деятельность – главное предназначение человека. Идеалы техногенной цивилизации – это возможность суверенного индивида свободно включиться в самые различные социальные общности и корпорации. Власть и господство в этой системе отношений предполагает владение и присвоение результатов деятельности в форме товаров. Важная составляющая в системе ценностей техногенной цивилизации – особая ценность научной рациональности, НТ взгляда на мир, создающая уверенность в том, что человек способен, контролируя внешние обстоятельства, рационально устроить природу и социальную жизнь.

В основе современного кризиса  цивилизации лежит противоречие между возрастающими потребностями  общества и возможностями природной  среды их удовлетворять. Это противоречие является трудноразрешимым. Не разрешив данного противоречия, невозможно осуществить  переход мировой цивилизации  к устойчивому развитию

Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации  приобретают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального  порядка, приобретающих все более  острый характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть.

Как вы понимаете тезис: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек!»

На мой взгляд прогресс - побочный продукт человеческой увлечённости. Этот тезис Андрей Андреевич Вознесенский выдвинул в середине XX века. С тех пор много воды утекло: к старым «прогрессам» добавились новые - космические станции, персональные компьютеры, интернет, клонирование живых организмов, нанотехнологии, процессы глобализации в экономической, социальной и культурной областях... А вот что  касается человека, то он по-прежнему «рушится», но с еще с  большей силой.

Складывается впечатление, что чем больше «прогрессов», тем больше бед сваливается на головы людей. Существует ли здесь прямая зависимость - вопрос особый. По крайней мере, одно можно сказать определенно: современная технократическая цивилизация увязла в противоречиях, которые непосредственно обостряют проблему выживания людей на нашей планете.

Ведь как-то жили люди в  XIX, XX веках, и были ничуть не меньше счастливы, чем в 21. Если кто-нибудь был нужен, шли, стучали в дверь или звонили в звонок, пили воду с колонки на углу, а не очищенную из бутылок. В автоматах с газировкой стоял гранёный стакан и все пили из него, не боясь, заразится. Никому и в голову не приходило надеть шлем при езде на велосипеде и т.п. Почему в этих условиях люди всё равно несчастливы? Может быть потому что всё познаётся в сравнении и счастье испытывают те, кто изменил окружающую среду к лучшему. В таком случае, в постоянной погоне за счастьем, мы меняем и меняем к лучшему окружающую среду, что и является прогрессом. Его достижения нам по сути не столь необходимы, чтобы быть счастливыми. Ведь и раньше люди жили счастливо, Стоит только спросить своих отцов, матерей, бабушек, дедушек... И это без мобильных телефонов, без компьютеров и зрелищных фильмов в кинотеатрах, без сникерсов и кока-колы. Счастливыми людей делает сам процесс...

Мы тратим деньги на потребности, которые сами себе и создали. Зачем? Платим за воду - раз, за общение - два, за улыбку - три, за лечение новых болезней - четыре. Местами похоже на деградацию, а не на прогресс. Мобильные телефоны и компьютеры заменили живое общение. Люди лечатся от интернет-зависимости.

Сейчас очень популярна  тематика защиты окружающей среды, но проблема человека, по своим масштабам, сейчас занимает лидирующие позиции  по своей катастрофичности. Настало время, когда спасать надо не только бабочек, редких пернатых и уссурийских тигров, - спасать надо самого человека.

Вообще прогресс - это  хорошо, всё становиться удобней и интересней жить. Появилось много возможностей проявлять себя, улучшить свою жизнь. Только весь этот огромный плюс, необходимо направить в нужное русло. И тогда река человеческой жизни потечёт по-другому. Знать бы только как…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В ходе проделанной работы наука была рассмотрена, как система знаний и как социальный институт. Даны определение науки, предпосылки ее возникновения и условия ее развития.  Наука является относительно поздней формой духовного освоения мира человеком. Она отличается от обыденного познания, имеет свою специфику  и функции. Не сомнений в том, что наука развивается, то есть необратимо качественно меняется со временем. Она наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется.

наука является социокультурным  феноменом. Она включена в систему  ценностей, норм, идеалов, характерных  для определенной эпохи. Наука включена в господствующую  систему экономических, социально-политических и других отношений, причем цели, средства научно-познавательной деятельности и нормы взаимоотношений  ее субъектов формируются в зависимости  от общественных потребностей и отношений. Знание – это социально значимая сила, элемент производительных сил  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Введение в философию /Под ред. Фролова И. Т –М.: Республика, 2005. 623с
  2. Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006. – 480с.
  3. Орешников И. М. – Философия науки и техники, Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999. 127с. 
  4. Спиркин А. Г. - Философия. – М.: Гордарика, 1999. – 816с.
  5. Философия /Под ред. В. Н. Лаврененко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584с.
  6. http://socfil.narod.ru/glava_7_2.htm
  7. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnyy-progress.html

Информация о работе Можно ли с помощью науки решить все проблемы человечества?