Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:35, реферат
История мусульманской философии начинается после возникновения ислама в VII в. По своему происхождению мусульманские философы и ученые принадлежат к различным народам, принявшим мусульманство. Жили эти философы в различных странах Ближнего и Среднего Востока, в Северной Африке и Испании. Однако писали они преимущественно на арабском языке, ставшем (подобно латинскому языку в Западной Европе) языком религии, философии и науки этих стран. Ниже публикуются отрывки, характеризующие философские воззрения наиболее значительных представителей арабоязычной философии.
Введение
1
Аль-Фараби
4
1.1
Трактат Фараби «Существо вопросов»
4
2
Ибн – Сина
8
2.1
Отрывки из «Книги спасения» [О ВЕЧНОСТИ МИРА]
9
2.1.1
О растительной душе
10
2.1.2
О животной душе
11
2.1.3
О внутренних чувствах
13
2.1.4
О разумной душе
14
3.
Ибн-Рушд
16
3.1
Связь между философией и религией
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФБГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Кафедра «Философии»
Дисциплина: «Этика и корпоративная культура организации»
РЕФЕРАТ
на тему:
Выполнил студент
гр. БМТз-11-01
Проверил:
УФА 2013
Содержание
Введение
1 |
Аль-Фараби |
4 |
1.1 |
Трактат Фараби «Существо вопросов» |
4 |
2 |
Ибн – Сина |
8 |
2.1 |
Отрывки из «Книги спасения» [О ВЕЧНОСТИ МИРА] |
9 |
2.1.1 |
О растительной душе |
10 |
2.1.2 |
О животной душе |
11 |
2.1.3 |
О внутренних чувствах |
13 |
2.1.4 |
О разумной душе |
14 |
3. |
Ибн-Рушд |
16 |
3.1 |
Связь между философией и религией |
16 |
4. |
История мусульманской философии начинается после возникновения ислама в VII в. По своему происхождению мусульманские философы и ученые принадлежат к различным народам, принявшим мусульманство. Жили эти философы в различных странах Ближнего и Среднего Востока, в Северной Африке и Испании. Однако писали они преимущественно на арабском языке, ставшем (подобно латинскому языку в Западной Европе) языком религии, философии и науки этих стран. Ниже публикуются отрывки, характеризующие философские воззрения наиболее значительных представителей арабоязычной философии. Все они подобраны для данного издания и переведены А. В. Сагадеевым, написавшим предварительные замечания к философским текстам и примечания к ним.
Абу-Наср Мухаммед бну-Мухаммед Фараби, заслуживший почетное прозвище «второго учителя» (т. е. второго Аристотеля), родился в местечке Фараба (Средняя Азия) в 870 г., жил и творил в Багдаде, Дамаске, Харране и Алеппо. Умер в 950 г. Фараби написал более ста работ по различным отраслям философии и естественных наук. Наибольшей популярностью на средневековом Востоке и в Западной Европе пользовались его труды по логике, классификации наук и теории музыки, а также работы по этике и политике («Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Гражданская политика» и др.). Свое почетное прозвище философ получил благодаря обстоятельным комментариям к «Метафизике» и логическим сочинениям Аристотеля.
1.1. Трактат Фараби «Существо вопросов»
Знание делится на представление вообще, как, например, когда представляют себе солнце, луну, разум, душу, и представление, сопровождаемое утверждением, как, например, когда утверждается, что небеса суть сферы, находящиеся одна в другой, или когда сообщается, что мир сотворен.
Существование необходимо сущего есть начало существования и оно должно быть свободно от каких бы то ни было недостатков. Его существование, таким образом, совершенно; оно необходимо есть наисовершеннейшее существование, свободное от причин — материи, формы, действия и цели.
У него нет сути бытия, подобной той, которой, например, обладает тело. Ты мог бы сказать, что оно есть «сущее», но для сущего определением служит «вещь», а «вещь» является также определением тела. Таким образом, о необходимо сущем можно сказать лишь то, что оно есть необходимо сущее, и это его существование. Оно едино как в том смысле, что его истинное существование не зависит от чего-то иного, так и в том смысле, что оно неделимо в отличие от вещей, имеющих величину и количество. Ему нельзя, стало быть, приписывать ни количество, ни время, ни место. Оно не есть тело. Оно едино и в том смысле, что сущность его не состоит из чего-то для него постороннего, от чего бы зависело его существование. Равным образом его сущность не может быть обозначена такими понятиями, как материя, форма, род и видовое различие. У него нет противоположности. Оно чистая благость. Оно чистый разум, чистое умопостигаемое и чистое умопостигающее, — все это в нем составляет нечто единое. Оно есть мудрое, живое, всемогущее и обладающее волей. Оно обладает высшей степенью красоты, совершенства и величия. В себе самом оно испытывает безмерную радость. Оно первое любящее и первое любимое. Существование всех вещей проистекает от него, ибо существующие вещи несут на себе отпечаток его существования, и только таким образом они могут существовать.
Первым из творений необходимо сущего является нечто единое по числу, а именно первый разум. В первом творении акцидентально возникает множественность, ибо само по себе это первое творение есть возможно сущее, а благодаря Изначальному — необходимо сущее, потому что оно знает как само себя, так и Изначальное. Существующая в первом разуме множественность не проистекает от Изначального, поскольку возможность существования принадлежит первому разуму, тогда как от Изначального он получает определенный вид существования.
Из элементов необходимо образуются различные смеси определенных пропорций, предрасположенные к приниманию растительной, животной и разумной души от той субстанции, которая есть первоисточник порядка мира и сфер, вращающихся вокруг устойчивого, неподвижного центра. Именно из движения этих сфер и соприкосновения одной из них с другой в определенном порядке возникают четыре элемента.
Каждый разум знает упорядоченный ряд благ, кои необходимо возникают из него. Таким образом, он становится причиной существования этих благ, долженствующих из него возникнуть. Небесные тела обладают знанием о всеобщем и единичном; они допускают определенный вид перехода от одного состояния к другому через посредство воображения.
Сопричастность небесных
тел к чему-то единому, а именно
к производимому ими
Хотя небесные тела имеют с четырьмя элементами то общее свойство, что они состоят из материи и формы, все же материя небесных сфер и тел отличается от материи четырех элементов и того, что из них составлено. Точно так же и формы сфер и небесных тел отличаются от форм четырех элементов, хотя все они имеют в качестве общего свойства телесность, поскольку предполагается, что у них три измерения.
Небесное движение есть такое вращательное движение, при котором движущееся меняет положение, а преходящее движение есть движение, при котором движущееся меняет место. Простым телам свойственно движение количества и качества, а также прямолинейное движение, причем последнее бывает двух видов: одно из них имеет направление от центра, а другое — к центру. Движение сложных тел зависит от преобладания в них тех или иных простых тел, каковыми являются четыре материи.
Начало движения и покоя, когда оно не исходит извне или от воли, называется природой. Другие виды Движения осуществляются либо непроизвольно — в таком случае их начала называются растительной душой, либо произвольно — в этом случае, независимо от того, однообразны ли они или разнообразны, начала их называются животной душой и душой сферы. С движением связано то, что называется временем. Предел времени называется моментом. У движения не может быть ни начала во времени, ни конца во времени.
Поверхность объемлющего тела и поверхность объемлемого тела называются местом. Пустоты не существует. Направление в пространстве определяется небесными телами, потому что они окружают все и у них есть центр. В теле, в коем имеется естественное тяготение, не возникает принужденного тяготения: когда в природе его есть тяготение к движению по кругу, в нем не мажет возникнуть тяготение к движению по прямой. Всякая преходящая вещь имеет тяготение к движению по прямой, тогда как небесная сфера по природе своей стремится двигаться по кругу.
В телах, составленных из
четырех элементов, имеются не только
потенции, предрасполагающие их к
действию, — тепло и холод, и потенции, предрасполагающие
их к претерпеванию действия, — влажность
и сухость. В них имеются еще и другие деятельные
и страдательные потенции, такие, как вкус,
действующий в языке и во рту, и обоняние,
действующее в органе обоняния, а также
такие, как твердость, мягкость, жесткость
и вязкость; все эти потенции возникают
из четырех потенций как первичных.
Телом, по своей природе отличающимся
высокой степенью теплоты, является огонь;
телом, отличающимся высокой степенью
холода, является вода; телом, отличающимся
высокой степенью текучести, является
воздух; телом, отличающимся высокой степенью
плотности, является земля. Эти четыре
материи, лежащие в основе возникновения
и уничтожения, допускают превращение
одной из них в другую. Возникающие и уничтожающиеся
вещи появляются благодаря смесям. Смеси
имеют различные пропорции, каковые и
предрасполагают вещи к принятию тех или
иных форм, составляющих основу их существования.
От всех животных человек отличается
особыми свойствами, ибо у него
имеется душа, из которой возникают
силы, действующие через посредство телесных
органов, и, кроме того, у него есть такая
сила, которая действует без посредства
телесного органа; этой силой является
разум. К числу упомянутых выше сил относятся
питающая сила, сила роста и сила размножения,
причем для каждой из них имеется некая
служащая ей сила. К воспринимающим силам
относятся внешние силы и внутреннее чувство,
[а именно] воображающая сила, сила догадки,
сила памяти, мыслительная сила и движущие
силы страсти и гнева, каковые приводят
в движение части тела. Дарователь форм
создает ее тогда, когда появляется нечто,
способное принять ее.
Это нечто есть тело: когда оно есть, появляется
и эта субстанция. Оно есть плоть. И дух,
заключенный в одной из его частей, а именно
в глубине сердца, есть первое вместилище
души. Душа не может существовать раньше
тела, как это утверждает Платон; точно
так же она не может переселяться из одного
тела в другое, как это утверждают сторонники
учения о переселении ДУШ.
После смерти тела душа испытывает и блаженство,
и страдания. Эти состояния у различных
душ бывают разными в зависимости от того,
чего они заслужили. И все это определяется
необходимостью и справедливостью. Так,
например, от того, хорошо ли следит человек
за здоровьем своей плоти, зависит приход
в его тело болезни...
Промысл божий простирается на все,
он связан с каждой единичной вещью,
и всякое сущее подлежит приговору
всевышнего и предопределению его.
Точно так же и злосчастья подлежат
приговору его и
2. Ибн – Сина
Абу-Ади Ибн-Сина, известный в средневековой Западной Европе под латинизированным именем Авиценна, родился в 980 г. в местечке Афшане (близ Бухары), работал в Хорезме, Хорасане, Джурджане, Рее, Хамадане и Исфагане, занимая должности врача и визиря при различных правителях. Умер в 1037 г. Ибн-Сина написал более двухсот сочинений. Среди философских трудов мыслителя центральное место занимает энциклопедическая «Книга исцеления», в которой с позиций восточного перипатетизма разбирается широкий круг вопросов логики, физики, метафизики и математики. Содержание «Книги исцеления» в сокращенной форме излагается в «Книге спасения» и в еще более кратком виде — в «Книге знания». Среди других работ философа наибольшее влияние на ученых Востока и Западной Европы в течение ряда столетий имел «Канон медицины».
2.1. Отрывки из «Книги спасения» [О ВЕЧНОСТИ МИРА]
«Вечное» говорится о чем-то либо в отношении сущности, либо в отношении времени. Вечное в отношении сущности — это то, для сущности чего нет какого-либо принципа, от которого зависело бы его существование, а вечное в отношении времени — то, время [существования] чего не имеет начала.
«Сотворенное» также имеет два
значения. В одном значении —
это то, для сущности чего имеется
какой-то принцип, от которого зависит
его существование, а в другом
— то, время [существования] чего имеет
начало: было такое время, в течение
которого нечто еще не существовало, и
была такая предшествовавшая длительность,
когда оно находилось в состоянии небытия,
но эта предшествовавшая длительность
прекратилась. Смысл всего этого заключается
в том, что бывает такое время, когда нечто
находится в состоянии небытия, ибо время
и материя предшествуют всему тому, существование
чего имеет начало во времени, а не начало,
относящееся к творению из ничего...
Принцип Вселенной - необходимо сущая
сущность. А необходимо сущее таково, что
все [получающее] от него свое существование
необходимо существует, так как в противном
случае у необходимо сущего было бы такое
состояние, которого у него не было, и тогда
оно не было бы необходимо сущим во всех
отношениях.