Мышление и язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

рассудок и разум.проблемы рациональности в философии.типы научной рациональности

Содержание

1.Мышление и язык. Рассудок и разум. Проблемы рациональности в философии. типы научной рациональности…………………………………..3
2. Философия культуры: основные подходы к определению, модели культуры, ее функции, структура и типологии культуры…………………..13
Список литературы…………………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.10 Кб (Скачать файл)

    Многообразие  типов рациональности, указывая на широкий «спектр ее возможностей», доказывает также и ее ограниченность. Обретая свой особый тип, свое бытие, она одновременно с этим обретает и свою границу, свое другое бытие. Граница типа рациональности, утверждая собой данный тип, данное ставшее бытие, одновременно и отрицает это бытие, но не как «абстрактное ничто вообще», а как сущее ничто или «другое». Именно эта граница рациональности есть необходимое условие существования множества ее типов, когда, осознавая «нечто» мы осознаем и «другое». Существование многообразных типов рациональности порождает определенные отношения между ними, принимающие самые различные формы -от полной автономности и независимого существования, до теснейшей взаимосвязи и взаимовлияния.

    В последние десятилетия философы, социологи, науковеды все активнее обсуждают проблему рациональности; в философии науки она стала  одной из самых актуальных. Три  крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает  глобальная научная революция, можно  охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие  друг друга в истории техногенной  цивилизации. Это - классическая рациональность; неклассическая рациональность и постнеклассическая рациональность. Причем появление каждого  нового типа рациональности не отбрасывало  предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя  его применимость только к определенным типам проблем и задач.

    Каждый  этап характеризует особое состояние  научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного  знания. Если схематично представить  эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект" (включая  в понимание субъекта ценностноцелевые структуры деятельности, знания и  навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов  научной рациональности, характеризуются  различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной  деятельности.

    Классический  тип научной рациональности (XVII-XVIII вв.) исходил из того, что при теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствами и совершаемым операциям. Такая элиминация рассматривалась как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. И хотя в конце XVIII - первой половине XIX в. механическая картина мира утрачивает статус общенаучной и намечается переход к новому состоянию естествознания, очерченный выше общий стиль мышления ученого и тип научной рациональности сохраняются.

    Положение принципиально меняется в связи  со становлением, так называемого  неклассического естествознания (конец XIX -середина XX в.). Формируется неклассический тип научной рациональности, который  уже учитывает зависимость результатов  исследования от характера тех средств, к которым прибегает ученый (в  особенности в случаях эксперимента), и от специфики тех операций, которым  подвергается изучаемый объект. Что  же касается самого субъекта и тех  внутринаучных и социальных ценностей  и целей, которые его характеризуют, то все это по-прежнему выносится  за скобку, не находит отражения  в описании и объяснении изученного.

    И наконец, в последней трети двадцатого века происходит рождение новой, постнеклассической науки, для которой характерны такие  взаимосвязанные черты, как исследование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисциплинарность этих исследований. Такому состоянию и тенденциям развития современной науки соответствует  постнеклассический тип научной  рациональности, рассматривающий деятельность ученого в более широком поле: теперь уже учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и  операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого.

    Чрезвычайно важно подчеркнуть особую значимость этого типа научной рациональности в развитии современного общества. Ведь вопреки мнению крайних антисциенистов, видящих в науке злого демона, способного погубить цивилизацию, выход из сегодняшней экологической и социокультурной ситуации, очевидно, «состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности».

    Каждый  новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными  ему основаниями науки, которые  позволяют выделить в мире и исследовать  соответствующие типы системных  объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся  системы). При этом возникновение  нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что  каждый новый этап приводит к полному  исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа, напротив, между ними существует преемственность. Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению  всех представлений и познавательных установок неклассического и  классического исследования.

    Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр  исследований уникальные, исторически  развивающиеся системы, в которые  в качестве особого компонента включен  сам человек, то требование экспликации  ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке  на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все  основания полагать, что по мере развития современной науки эти  процессы будут усиливаться. Техногенная  цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические  ориентиры становятся исходными  в определении стратегий научного поиска. 
 

    2. Философия культуры: основные подходы  к определению,  модели культуры, ее функции, структура  и типологии культуры.

    Культура  - это система конструктивных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Она включает в себя нематериальную культуру -созданные человеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы, и материальную культуру -физические артефакты или предметы - каменные топоры, компьютеры, набедренные повязки, смокинги, автомобили, картины, гамаки и крытые стадионы. Культура - это основа, позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в то время как общество представляет собой сети социальных отношений, возникающих между людьми.

    Культура  - это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений.

    Культура - исторически определенный уровень  развития общества, творческих сил  и способностей человека, выраженные в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, в  их взаимоотношениях, а также в  созданных ими материальных и  духовных ценностях.

    В обыденном представлении понятие  «культура» существует, прежде всего, как показатель образованности, воспитанности, следование нормам этикета, с одной  стороны, как определенный образ  жизни, преимущественно городской, с другой, и как система культурных институтов и учреждений (театров, библиотек, музеев и т.п.), с третьей. Однако во вненаучных взглядах на культуру происходит смешение и подмена понятий. В  них объединяются понятие «культурность», область социального бытования  культуры и т.п.

    Одно  из самых первых научных определений  культуры было основано на разграничении  сферы природы и сферы культуры. Под первой понимали мир, существовавший и существующий вне желаний, воли, деятельности человека, тогда как  вторая сфера возникает и существует благодаря и в связи с человеком, будучи созданной им искусственно. Это был мир, в котором присутствовали: искусственные орудия труда и  использование огня; речь как способность  осознавать и передавать с ее помощью  смысл предметного и непредметного  мира; система запретов, с помощью  которых человек преодолевал  в себе животное начало; сообщества, объединенные осознанием смысла подобного  объединения.

    Структура - “это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность  и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при  различных внешних и внутренних изменениях”. Культура, как сложное образование, также имеет свою структуру. Последняя, в свою очередь может быть ядерной или безъядерной. Культура как общечеловеческий феномен, всегда реализуется прежде всего в национально-этнических формах. Таким образом, ядром культуры становится национальный менталитет, самосознание, специфический способ “переживания жизни” , характерный для того или иного этноса. Если данное ядро исчезает, растворяется или изменяется под воздействием тех или иных исторических и прочих причин, то соответственно исчезает, растворяется или изменяется сама культура. Культура, не имеющая такого центрального ядра, принимаемого этническим большинством, не способна к достаточно длительному существованию.

    Важными понятиями, формирующими представление  о структуре культуры, являются понятия  “официальной культуры” и “контркультуры”. Официальная культура есть такая  форма культуры, которая транслируется  сверху и признается большинством общества в качестве определенного стандарта (чаще всего молчаливо признается). В любом обществе существует официальная культура. Кроме этого, особенно при выраженном социологическом подходе к исследованию культуры, структурно могут выделяться так называемые субкультуры, “под”-культурные образования, возникающие в рамках той или иной культуры. Они сохраняют ведущие характеристики основной культурной формы, но при этом имеют локальные отличия, придающие им некоторую особенность. Подобными субкультурами можно назвать некоторые неформальные молодежные объединения. В настоящий момент таковой становится и элитарная культура. Культура “новых русских”, еще некоторое время назад являвшаяся яркой субкультурной общностью, начинает постепенное сращение с официальной культурой.

    От  понятий контркультуры и субкультуры  необходимо четко отделять антикультуру. Последняя является антагонистическим  противоположением культуре как  таковой. Антикультура есть такая форма  бытия человека и общества, которая  намеренно направлена на разрушение, уничтожение, деструкцию духовности и  культуры. Иногда антикультура может  проявляться под маской официальной  культуры.

    Типология культуры. Типология - это “научный метод, основа которого - расчленение  систем объектов и их группировка  с помощью обобщенной модели или  типа; используется в целях сравнительного изучения связей, функций, отношений, уровней  организации объектов” .

    Важным  отличием типологии от классификации  является то, что в первом случае исследователь проводит разделение, исходя из некоего им созданного идеального принципа, а не на основе естественных предпосылок. Наблюдая над культурными феноменами, ученый делает определенные выводы, позволяющие ему создать критерий, который поможет увидеть многие стороны изучаемого объекта, бывшие дотоле скрытыми при использовании классической классификации.

    Основными логическими параметрами культурологической типологии являются диахрония - синхрония и линейность - дискретность. Диахрония реализует исторический подход к типологии культуры, рассматривая ее в системе пространства-времени, горизонтали и вертикали. Синхрония рассматривает культуру только в системе пространственных координат, выделяя, как основную, горизонталь. Синхрония изучает культуру в определенный период времени, делая как бы одновременный срез, что используется прежде всего при сравнительном изучении культур в рамках вполне конкретного временного отрезка.

    Функции культуры. Функция - “внешнее проявление свойств какого-либо объекта в  данной системе отношений” .

    - Информационная. Передача социального опыта. Историческая преемственность культуры.

    - Познавательная. Посредством культуры человек познает мир и себя в нем, раздвигает свои границы.

    - Нормативная. Осознание того, что человек находится внутри культуры, приводит и к пониманию существования определенных культурных запретов, норм, табу. Культура как система нравственных, моральных ограничений и положений.

    - Коммуникативная. Общение людей во времени и пространстве, в конкретности и всеобщности.

Информация о работе Мышление и язык