Н.О. Лосский о характере русского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:23, реферат

Краткое описание

Современные исследователи все чаще обращают внимание на роль национального характера, который в значительной мере определяет траектории развития общества в целом. Проблема национального характера достаточно сложна, и в ее изучении необходим комплексный подход историков, политологов, философов, социологов, этнографов, психологов, искусствоведов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………… 3
ГЛАВА 1. Изучение национального характера народа по его сказкам и былинам (по трудам Б.П. Вышеславцева)………….. 8
ГЛАВА 2. Основные черты русского национального характера (по трудам Н.О. Лосского)………………. 13
ГЛАВА 3. Роль национального характера в судьбах России (по трудам Н.А. Бердяева)………………… 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………… .25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии!!!.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Марийский Государственный  Технический Университет

 

 

                                                                                                          Кафедра философии

 

 

 

Реферат

на тему:

 

“ Н.О. Лосский о характере русского народа ”

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнила: студентка гр. Би-21

                                                                                                                       Волкова Д.Е.

                                                   Проверила:

                                                                                                                   Соловьёва Т.А.

 

 

 

 

Йошкар-Ола, 2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………                                     3

ГЛАВА 1. Изучение национального характера  народа по его сказкам и былинам (по трудам Б.П. Вышеславцева)…………..                          8

ГЛАВА 2. Основные черты русского национального  характера (по трудам Н.О. Лосского)……………….                                                             13

ГЛАВА 3. Роль национального  характера в судьбах России (по трудам Н.А. Бердяева)…………………                                                                     18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………                                                                  .25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                26 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная.

 

Тютчев сказал в свое время про Россию:

“Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать  — 

В Россию можно только верить.”

 

Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия – страна,не подпадающая ни под  какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это  характер ее народа, характер сложный  и весьма противоречивый.

Современные исследователи все чаще обращают внимание на роль национального характера, который в значительной мере определяет траектории развития общества в целом. Проблема национального характера достаточно сложна, и в ее изучении необходим комплексный подход историков, политологов, философов, социологов, этнографов, психологов, искусствоведов.

Национальный характер любого народа представляет собой целостную  систему со свойственной ей иерархией  качеств, черт, доминирующих в побуждениях, образе мыслей и действий, в культуре, стереотипах поведения, свойственных данной нации. Национальный характер весьма устойчив. Преемственность его качеств, черт обеспечивается социальными средствами передачи общественно-исторического опыта поколениями. Его нельзя «корректировать» административными мерами, но он вместе с тем, будучи детерминирован общественной и природной средой, подвержен определенным изменениям. Общество с недостаточно развитым и сильным национальным характером обречено на поражения и неудачи, будь то тяжелый экономический кризис или внешняя агрессия.

Уже давно русский  национальный характер, его необычность  и непонятность, возбуждает живейший интерес и стремление понять, объяснить  те или иные характерные его черты, найти корни трагических обстоятельств, сопутствующих истории России. Однако представляется, что русский народ до сих пор сам не может понять себя, объяснить или хотя бы оправдать свое поведение в той или иной ситуации, хотя и признает за собой некоторую нелогичность и непрямолинейность поведения, о чем свидетельствуют бесконечные байки и анекдоты, начинающиеся словами: “поймал царь русского, немца и китайца…”. 

Сегодня  русский народ  переживает переломный момент в своей  истории. Одна из невосполнимых потерь, постигших Россию в XXвеке, связана  с упадком национального самосознания и утратой вековых духовных ценностей. Пробуждение России, конечно, должно начаться с духовного возрождения ее народа, т.е. с попытки русского народа разобраться в себе, воскресить наилучшие свои качества и искоренить недостатки. Для этого, думается, стоит обратиться к трудам русских философов, занимавшихся, в свое время, изучением русского национального характера, его отрицательных и положительных черт.

Среди всех работ Н. О. Лосского книга “Характер русского народа” занимает особое место. Это собственные размышления и выводы, а также последовательная и скрупулезная проработка трудов своих предшественников и современников по данному вопросу. В своей работе Лосский имеет в виду “душу отдельных русских людей, а не душу русской нации, как целого, так как…характер души общественного целого может иногда или в некоторых отношениях глубоко отличаться от характера людей, входящих в него” (Лосский Н. О.” О русском характере.” М., 1990. С. 2).

Однако некоторые свойства характера отдельных лиц, входящих в общественное целое, принадлежат также и этому целому, поэтому Н. О. Лосский рассматривает свойства русского характера применительно не только к отдельному человеку, но и к России в целом.

Основной чертой характера  русского народа является его религиозность  и связанное с нею искание абсолютного добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божьем. В душе русского человека есть сила, влекущая его к добру и осуждающая зло,  – голос совести. Даже с утратой христианской идеи Царства Божьего, став атеистом, русский человек сохраняет стремление к совершенному добру (искание социальной справедливости русскими революционерами и т.д.). Важнейшее выражение характера религиозности русского народа осуществлено в Русской Православной Церкви. Русское православие сосредоточено на эсхатологии, на стремлении к Царству Божьему, к сверхземному абсолютному добру. Однако официальная церковь в России находится в приниженном состоянии, являясь одной из форм администрации. Настоящая христианская церковь – в лице почитаемых народом старцев, подвижников.

Способность русского народа к высшим формам опыта (религиозный, нравственный опыт, восприятие чужой  душеной жизни, интеллектуальная интуиция) Лосский прослеживает, начиная с  опыта религиозного. Православная религиозность  находится в тесной связи с мистическим религиозным опытом и носит мистический созерцательный характер, который помогает осуществить переживание близости к Богу.

 Высокое развитие нравственного опыта проявляется в особом интересе к различению добра и зла, а также в чутком отличии примесей зла в добром. “Несмотря на то, что русский человек часто грешит, он всегда отдает себе отчет в том, что совершил дурной поступок и раскаивается в нем.”

Особо ценно такое  качество русского человека как чуткое восприятие чужого душевного настроения. Отсюда – живое индивидуальное общение даже среди малознакомых людей.

Религиозность, связанная  с поисками абсолютного добра, заставляет человека задумываться о смысле жизни. Русскому человеку свойственно “религиозно – эмоциональное” осмысление жизни. Этот интерес неминуемо ведет к философствованию и попыткам выстроить целостное мировоззрение. В центре философски разработанного мировоззрения должна стоять метафизика, для успешных занятий которой необходимо обладать “…способностью к умозрению, т.е. интеллектуальной интуиции, имеющей в виду идеальные основы мира, разумея под словом идеальный идеи в смысле философии Платона”. Искание абсолютного добра и смысла жизни выразилось в русской культуре в том, что важнейшее место в истории русской мысли занимает религиозная философия.

Также высоко развит у  русского народа эстетический опыт, необходимый  для художественного творчества.

Вторым первичным свойством  русского характера, наряду с религиозностью, является могучая сила воли. Именно с ней связана страстность  русского человека, порождение которой – максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость. Чем выше ценность, тем более сильные чувства и активность она вызывает у людей, обладающих сильной волей. Примеры тому – самосожжение тысяч старообрядцев, история русского революционного движения. Даже малозначительные ценности, например накопление собственности, могут стать предметом всепоглощающей страсти.

Наряду со страстностью и силой воли в русском характере можно встретить и “обломовщину”, леность, пассивность. Они встречаются во всех классах и являются во многих случаях оборотной стороной таких высоких свойств русского характера как стремление к полному совершенству и чуткости к недостаткам реальной действительности. Замысел часто бывает весьма ценным, однако чуткость к недочетам своей и чужой деятельности вызывает охлаждение к начатому делу у русского человека.

К числу первичных  свойств русского народа относится  и любовь к свободе, а также  ее высшее проявление – свобода  духа. Это свойство связано с исканием абсолютного добра. В реальном мире его нет, следовательно, каждый человек делает для себя самостоятельный выбор наилучшего способа действия, собственного пути. В общественной жизни любовь к свободе выражается у русских в склонности к анархии, в отталкивании от государства.

Свобода духа, широкая  натура, искание совершенного добра  и связанное с этим испытание  ценностей мыслью и опытом привело  к тому, что у русского народа выработались самые разнообразные, а иногда и противоположные, формы  и способы поведения ( деспотизм государства и анархия; вольность, жестокость и доброта, человечность; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм и т.д. ). Искание абсолютного добра выработало у русского народа признание высокой ценности каждой личности. Именно отсюда повышенный интерес к социальной справедливости.

Доброта – это еще  одно первичное основное свойство русского народа. Благодаря религиозности  и исканию абсолютного добра, она поддерживается и углубляется. Чуткость к добру соединена у  русского человека с сатирическим направлением ума, со склонностью все критиковать, и именно доброта, наряду с живым воображением, часто становится причиной лжи.

Несмотря на то, что  доброта – это преобладающая  черта характера русского человека, есть в его жизни не мало проявлений жестокости ( жестокость как средство воспитания, как средство устрашения преступников и т.д. ) Весьма своеобразное явление – жестокость органов государственной власти. Представители государственной власти весьма сурово и неумолимо требуют выполнения законов. Однако такое поведение не есть проявление их личной жестокости. Через чувства и волю этого человека действует само государство, поэтому индивидуальные свойства личности отступают на второй план.

Искание абсолютного  добра является источником разнообразного опыта и различных способностей. Отсюда  – богатое развитие духа и обилие дарований. Сметливый практический ум русского человека проявился в весьма успешном развитии науки и технических изобретениях, а любовь к красоте и дар творческого воображения стали факторами, содействующими высокому развитию русского искусства. Русская художественная литература, музыка, театр, балет, живопись, архитектура известны во всем мире. К сожалению здоровое развитие русской духовной жизни в России было прервано, по мнению Лосского , большевистской революцией.

Со времен псковского инока Филофея получило свое яркое  выражение русское национальное мессианство. Русскому народу свойственно  искание добра для всего человечества, XIX век в истории России отмечен отрывом от строя жизни “отцов”, утратой религии и материализмом. Все это привело к нигилизму – оборотной стороне добрых качеств русского народа. Став материалистом, русский интеллигент поставил перед собой цель устроить на земле рай по своему собственному плану, даже если это придется делать насильственно. В среде рабочих и крестьян нигилизм получил свое выражение в хулиганстве и озорстве.

В русском характере  много недостатков, которые могут  привести к расстройству ( иногда весьма опасному ) общественной жизни: максимализм, экстремизм, невыработанность характера, отсутствие дисциплины, дерзкое испытание ценностей, анархизм, чрезмерность критики. Однако следует отметить, что все эти отрицательные черты вторичны, они являются лишь оборотной стороной основных первичных свойств русского характера.

 

 

ГЛАВА 1. Изучение национального  характера народа по его сказкам  и былинам (по трудам Б.П. Вышеславцева);

В своем докладе “Русский национальный характер”, прочитанный Б.П. Вышеславцевым в 1923 году на конференции в Риме, автор пишет, что мы интересны, но непонятны для Запада и, может быть, поэтому особенно интересны, что непонятны. Мы и сами себя не вполне понимаем, и, пожалуй, даже непонятность, иррациональность поступков и решений составляют некоторую черту нашего характера.

 

“Характер  народа” - считает Вышеславцев – “его основные черты заложены на бессознательном уровне, в области подсознания”. В особенности это применимо к русскому народу. Область подсознательного в душе русского человека занимает исключительное место.

Как же проникнуть в бессознательное  нашего духа? “Фрейд”- пишет Вышеславцев - “думает, что оно раскрывается во снах. Чтобы понять душу народа, надо, следовательно, проникнуть в его сны. Но сны народа – это его эпос, его сказки, его поэзия…”

Далее приводя примеры русских сказок и анализируя их Вышеславцев определяет наиболее свойственные черты, страхи и мечты русского народа.

Так русская сказка показывает нам, чего русский народ боится: он боится бедности, еще более боится труда, но всего более боится “горя”, которое как-то страшно является к нему, как будто по его собственному приглашению, привязывается к нему и не отстает. “Замечательно тоже, что “горе” здесь сидит в самом человеке: это не внешняя судьба греков, покоящаяся на незнании, на заблуждении, это собственная воля, или скорее какое-то собственное безволие”. Но есть еще один страх в сказках русского народа, страх более возвышенный, чем страх лишений, труда и даже “горя” - это страх разбитой мечты, страх падения с небес. 

Информация о работе Н.О. Лосский о характере русского народа