Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:10, реферат
Как наука сопряжена с разнообразием форм и видов жизнедеятельности человека?
Причиной зарождения науки, движущей силой развития науки есть жизнь, жажда жизни, стремление человека к улучшению условий жизни. В своем развитии наука прошла путь от эмпирического накопления фактов к теоретическому их обобщению и к предсказанию будущих изменений объектов. На начальном этапе теоретических обобщений возникает прикладное в науке, прикладные исследования, прикладные науки. Прикладные науки являются связующим звеном между фундаментальными знаниями и их воплощением в практику жизни, в технологии на благо жизни. Одновременно с развитием науки нарастали ее функции и формировалась
Введение…………....................................................................................3
1. Развитие науки…………………………………………………………………..……….….4
2. Структура и функции науки…………………………………………………….………7
2.1. Фундаментальное и прикладное в науке………………………….……….7
2.2. Функции науки…………………………………………………………………..……….11
3. Влияние науки на материальную сторону жизни общества………..15
3.1. Наука и технология…………………………………………………………………….16
4. Влияние науки на духовную сферу жизни общества…………….…….19
4.1. Наука - школа интернационализма…………………………………………..23
4.2. Наука и целостное развитие человека………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………………………….27
3. Влияние науки на
материальную сторону жизни
Становление и развитие науки в XVII столетии
привело к коренным преобразованиям образа
жизни человека. Как отмечал Б. Рассел:
“Почти все, чем отличается новый мир
от более ранних веков, обусловлено наукой,
которая достигла поразительных успехов
в XVII веке”.
Подобная оценка научной революции XVII
века дана и В. И. Вернадским: «В общем ходе
истории человеческой культуры, в обычных
о ней представлениях, - отмечал он, - нет
места истории того перелома, который
совершился в человечестве вхождением
точного знания в его жизнь и привел впервые
в многотысячелетнем его существовании
к новым, неслыханным раньше формам и укладам
быта и общественного строя. Перелом этот
совершился в XVII столетии. В это столетие
впервые наука о природе и математика
выдвинулись в жизнь, получили значение
как изменяющие условия человеческого
существования исторические силы.
Государственная жизнь во всем ее проявлении
охватывается научным мышлением в небывалой
раньше степени. Наука ее захватывает
все больше и больше. Значение науки в
жизни, связанное тесно с изменением биосферы
и ее структуры, с переходом в ноосферу
увеличивается с тем же, если не с большим
темпом как рост новых областей научного
знания. И вместе с этим ростом приложения
научного знания к жизни, к технике, к медицине,
к государственной работе создаются в
еще большем числе, чем новых областях
науки, новые прикладные науки, появляется
новая методика и до чрезвычайности быстро
создаются новые приложения и выдвигаются
новые проблемы и задания техники в широком
ее понимании, тратятся государственные
средства в небывалых раньше размерах,
на прикладную хотя, но научную по существу
работу. Значение науки и ее проблем растет
в жизни в этом аспекте, еще с большей скоростью,
чем растут новые области знания. К тому
же как раз эти новые области научного
знания чрезвычайно расширяют и углубляют
прикладное значение науки, ее значение
в ноосфере».
Современное развитие науки ведет к дальнейшим
преобразованиям всей системы жизнедеятельности
человека. Особо впечатляюще ее воздействие
на развитие техники и новейших технологий,
воздействие научно-технического прогресса
на жизнь людей. Наука создает новую среду
для бытия человека. “Как и искусство,
- пишет М. Хайдеггер, - наука не есть просто
культурное занятие человека. Наука - способ,
притом решающий, каким для нас предстает
то, что есть. Мы должны, поэтому сказать:
действительность, внутри которой движется
и пытается оставаться сегодняшний человек,
все больше определяется тем, что называют
западноевропейской наукой”.
Человек постоянно создает для себя мир
новых идей, предметов и объектов и непрерывно
потребляет их. Он живет результатами
своей деятельности, продуктами своего
труда. Это касается всех основных аспектов
жизнедеятельности человека, начиная
от самых исходных, обеспечивающих само
его биологическое существование и заканчивая
разнообразными видами его духовной жизни.
Человечество постоянно расширяет свою
силу и влияние в биосфере - создает для
последующих поколений сознательной государственной
научной работой неизмеримо лучшие условия
жизни.
Государственное значение науки, как
творческой силы, как основного элемента,
ничем не заменимого в создании народного
богатства, как реальной возможности быстрого
и массового его создания уже проникло
в общее сознание, с этого пути человечество
не сможет уже сойти, так как реально наука
есть максимальная сила создания материальных
благ для человечества.
3.1. Наука и технология.
Основное назначение прикладных наук
есть исследование действительности с
целью применения результатов этих исследований
в разнообразных сферах практической
деятельности человека посредством технологий.
Технология суть применение научных знаний
на практике с целью производства предметов
потребления, с целью изменения, совершенствования
и контролирования условий жизни.
Когда ныне рассматриваются проблемы
технологии, то неизбежно встает вопрос
о направленности ее развития, ее воздействия
на жизнь общества. Как иногда говорят
каждое технологическое достижение по
необходимости амбивалентно, т. е. оно
может служить в зависимости от подхода
к нему или сложившейся ситуации на пользу
или же во вред человеку. Более того, технологии,
задействованные во благо человека, могут
иметь в ходе своего развития и отрицательные
побочные последствия, так что технологическое
развитие нуждается в постоянном понимании
и контроле. Последнее стало более чем
очевидным в наше время, в период стремительного
технологического развития общества.
Ныне общество овладело такими мощными
силами, действие которых сравнимо с геологическими
и грозит человечеству самоуничтожением.
Научные исследования проникают в тончайшие
механизмы генетического управления живыми
системами, что может привести к коренным,
необратимым изменениям в ходе эволюционных
процессов. Человек все больше осознает не только
то, что он “властелин мира”, но также
и то, сколь зыбко само его существование.
Об этом властно заявляют возникшие в
наше время многие глобальные проблемы,
и в частности экологический кризис.
Отсюда и встают вопросы о направленности
технологического развития общества и
об ответственности за последствия этого
развития.
При ответе на эти вопросы раздаются голоса,
что ответственна за отрицательные последствия
технологического развития сама наука.
Подобная “гуманистическая” критика
науки получила достаточное распространение.
Получается, что само производство знаний
вредно для человека. Линия рассуждений
здесь достаточно простая: поскольку наука
является теоретическим базисом нынешних
научно-технических разработок и определяет
саму возможность последних, то она, на
правах сородителя, и несет ответственность
за появление на свет технологических
новшеств как положительных, так и отрицательных.
Но это далеко не так.
Выбор основных направлений в общественном
развитии непосредственно затрагивает
сами базисные формы организации жизни
людей. Соответственно этому коренные
вопросы развития общества определяются
интересами определенных групп, слоев,
классов - политических сил. Более того,
все наиболее значимые научно-технические
программы (развитие ядерной энергетики,
электроники, биотехнологий и др.) принимаются
на уровне правительств, парламентов.
Отсюда следует заключить, что ответственность
за технологическое развитие несут прежде
всего политические силы и организаторы
производства (бизнес).
Ход научного творчества является той
силой, которой человек меняет биосферу,
в которой он живет. Это проявление изменения
биосферы есть неизбежное, сопутствующее
явление росту научной мысли. Это изменение
биосферы происходит независимо от человеческой
воли, стихийно, как природный естественный
процесс. А так как среда жизни есть организованная
оболочка планеты -- биосфера, то вхождение
в нее, в ходе ее геологически длительного
существования, нового фактора ее изменения
-- научной работы человечества -- есть
природный процесс перехода биосферы
в новую фазу, в новое состояние -- ноосферу.
Наконец, те крупные и великие изменения
условий жизни человечества, блага культуры
и техники, имеющие целью общую пользу,
смягчение и уничтожение всех физических
бедствий человечества, отдельных классов
и отдельных личностей сознательно достигаются
только наукой, только ростом и развитием
научного знания.
4. Влияние науки на
духовную сферу жизни общества.
Отражая мир в его объективности, наука
дает лишь один из срезов многообразия
человеческой мира. Поэтому она не исчерпывает
собой всей культуры, а составляет лишь
одну из сфер, которая взаимодействует
с другими сферами культурного творчества
- моралью, религией, философией, искусством
и т.д. Наука и искусство, являющиеся основой
духовной жизни человека, представляют
собой продукты творческой деятельности
человека.
Наука является одной из определяющих
особенностей современной культуры и,
возможно, самым динамичным ее компонентом.
Сегодня невозможно обсуждать социальные,
культурные, антропологические проблемы,
не принимая во внимание развитие научной
мысли. Ни одна из крупнейших философских
концепций XX в. не могла обойти феномена
науки, не выразить своего отношения к
науке в целом и к тем мировоззренческим
проблемам, которые она ставит. Наука есть
основа научного метода познания, научного
мышления и является основным инструментом
создания научного мировоззрения.
Под научным мировоззрением понимают
представление о явлениях, доступных научному
изучению, которое дается наукой. Под этим
именем мы подразумеваем определенное
отношение к окружающему нас миру явлений,
при котором каждое явление входит в рамки
научного изучения и находит объяснение,
не противоречащее основным принципам
научного искания. Отдельные частные явления
соединяются вместе как части одного целого,
и в конце концов получается одна картина
мироздания, которая включает микромир,
макромир, превращения человеческих обществ,
исторические явления, логические законы.
Мировоззрение всегда проникнуто сознательным
волевым стремлением человеческой личности
расширить пределы знания, охватить мыслью
все окружащее.
В общем, основные черты такого мировоззрения
будут неизменны, какую бы область наук
мы ни взяли за исходную - будут ли то науки
исторические, естественно-исторические
или социальные, или науки абстрактные,
опытные, наблюдательные или описательные.
Все они приведут к одному научному мировоззрению,
подчеркивая и развивая некоторые его
части. В основе этого мировоззрения лежит
метод научной работы, известное определенное
отношение человека к подлежащему научному
изучению явления. Этот научный метод
не есть всегда орудие, которым строится
научное мировоззрение, но это есть всегда
орудие, которым оно проверяется. Этот
метод есть только иногда средство достижения
научной истины или научного мировоззрения,
но им всегда проверяется правильность
включения данного факта, явления или
обобщения в науку, в научное мышление.
Научное мировоззрение не есть что-нибудь
законченное, ясное, готовое; оно достигалось
человеком постепенно, долгим и трудным
путем познания. Научное мировоззрение
есть создание и выражение человеческого
духа. Развитие науки расширяет границы
научного миросозерцания, развитие науки
раздвигает рамки жизни и составляет могущественный
элемент прогресса. Основу научного мировоззрения
составляют научные истины. Через них
наука неизбежно влияет на другие составные
части мировоззрения - философию и религию.
Под влиянием научных фактов и истин философы
и теологи вынуждены пересматривать, изменять
свои концепции.
Составляющие научного мировоззрения
всегда проверяются научным методом и
всегда выдерживают пробу научного метода.
Все что противоречит научным методам
беспощадно отбрасывается и не входит
в систему научного мировоззрения.
Правильно выведенные научные истины
являются непреложными и обязательными
для всякой человеческой личности, для
всякой философии и для всякой религии.
Общеобязательность достижений науки
в ее области ведения есть основное отличие
ее от философии и религии, выводы которых
такой обязательности не могут иметь.
Философий и религий может быть много,
а наука одна и едина, хотя количество
наук постоянно растет, создаются новые
- они все связаны в единое научное построение
и не противоречат одна другой. Это единство
науки и многоразличность представлений
о реальности философий и религий, с одной
стороны, а с другой - неоспоримость и обязательность
значительной части содержания научного
знания, в конечном итоге - всего научного
прогресса, резко отличает науку от смежных
с ней философских и религиозных утверждений.
По мере того как растет научный потенциал
сила науки увеличивается, положение науки
в жизни человечества углубляется, и быстро
растет ее жизненное влияние. Подобно
тому как наука открывает все больше и
больше истинных знаний, и научное мировоззрение
становится более истинным, более полно
и истинно отражает картину мироздания.
Научное мировоззрение становится более
тождественным с научной истиной.
Наука и научное мировоззрение являются
результатом все проникающей, работы человеческого
мышления. Этим путем создалось огромное
количество точно исследованных фактов
и явлений. Применяя к ним логические приемы
работы как путем дедукции, так и индукции,
наука постепенно уясняет, расширяет и
строит свое мировоззрение.
Научное мировоззрение развивается в
тесном общении и широком взаимодействии
с другими сторонами духовной жизни человечества:
философией, религией, искусством, этикой
и т.п. Все эти проявления человеческой
жизни тесно переплетены между собой,
и все эти стороны человеческой души необходимы
для ее развития. Они являются той питательной
средой, откуда она черпает жизненные
силы, той атмосферой, в которой идет научная
деятельность. Взаимно влияя друг на друга,
все эти стороны духовной жизни человечества
совершенно различны по занимаемой ими
области.
Наука постоянно расширяет область своего
ведения. Это расширение границ научного
миросозерцания является одним из наиболее
характерных и наиболее важных симптомов
научного прогресса. Рост науки неизбежно
вызывает в свою очередь необычайное расширение
границ философского и религиозного сознания
человеческого духа. Новые завоевания
и новые ступени, достигнутые в научной
области, неизбежно передаются дальше
тесно связанным с ней другим сторонам
человеческого сознания и раздвигают
их пределы. Развитие науки раздвигает
рамки жизни и составляет могущественный
элемент прогресса.
Влияние науки на все стороны духовной
жизни человека неизбежно. Оно вызывается
характером научных истин, во многом резко
отличающихся от великих построений философии,
произведений искусства, идеалов и концепций
религии. Научные истины заставляют философов
и теологов менять свои взгляды и концепции
и вырабатывать новые более соответствующие
и не противоречащие научным знаниям.
Процесс борьбы науки с религией привел
к становлению научной картины мира. Научная
картина мира и связанные с нею конкретные
знания различных дисциплин постепенно
превратились в основу системы массового
образования. Наука стала реальным фактором
формирования мировоззрения людей.
Научное мировоззрение могущественно
влияет на все формы жизни, мысли и чувства
человека и заключает в себе единственные
проявления истины, которые для всех времен
и для всех людей являются бесспорными.
В результате научного анализа экономических
явлений в жизни человеческого общества
Маркс вывел значение науки и как основы
социального переустройства социального
строя. Научная при правильном ходе государственной
работы не должна сталкиваться с государственной
силой, ибо она является главным, основным
источником народного богатства, основой
силы государства. Борьба с ней - болезненное,
преходящее явление в государственном
строе. Однако такая борьба между свободой
научной мысли, свободой научного творчества
и государственной силой может иметь место
на определенных этапах развития общества.
В этой борьбе государственная сила отстаивает
старое существующее социальное и экономическое
распределение народного богатства, государственно-признанное
религиозное понимание жизни и интересы
носителей власти. Социально-политическое
давление на свободу научного искания
не может остановить научную мысль и научное
творчество надолго, так как современная
социально-политическая государственная
жизнь в своих основах все глубже и сильнее
захватывается достижениями науки и все
более зависит от нее в своей силе. Государство,
которое предоставляет максимальный размах
свободному научному исканию наиболее
устойчиво и прогрессивно.
С поднятием значения науки в государственной
жизни неизбежно в конце концов и другое
изменение в конструкции государства
- усиление его демократической основы.
Ибо наука по сути дела глубоко демократична.
В процессе жизни человеческого общества
неуклонно развивается свобода личности,
идет широчайшая демократизация общества,
культурный мир охватывает весь земной
шар… В унисон с этими элементами будущего
человечества идет научная деятельность,
развивается наука и в связи с ней развивается
научное мировоззрение.
Наука - это еще и то, чему можно научить,
или научиться, т.е. передать знания и умения
или же добыть это знание и умение самому.
Образовательный процесс - это процесс
передачи и получения знания и умения.
Наука непрерывно требует развития и развивается,
а для этого нужна передача знаний из поколения
в поколение, нужно образование, обучение.
Образование должно обеспечить полную
передачу информации обо всех, в том числе
новейших достижениях в области фундаментальных
наук, передать методы научных исследований.
Обучение фундаментальным наукам должно
тесно соседствовать с собственными фундаментальными
исследованиями.
Дальнейшее развитие науки и общества
приведет к сближению естественно научного
и гуманитарного познания, составляя основу
для их глубокой интеграции. Соединений
научных ценностей с социальными ценностями
(нравственность, искусство, религиозное
и философское постижение мира) в современную
эпоху должно привести к возникновению
нового типа научной реальности.
4.1. Наука - школа интернационализма.
По выражению Вернадского В.И. "К началу
ХХ в. проявилась в ясной реальной форме
возможная для создания единства человечества
сила -- научная мысль, переживающая небывалый
взрыв творчества. Научная мысль впервые
выявляется как сила, создающая ноосферу."
Наука в социальной жизни резко отличается
от философии и религии тем, что она по
существу едина и одинакова для всех времен,
социальных сред и государственных образований.
Наука охватывает все человечество и дает
ему научное единство. Наука одна для всего
человечества, философий и религий по
существу несколько. Научная мысль - единая
для всех, и та же научная методика, единая
для всех, сейчас охватила все человечество.
Научные истины (при полной свободе личности)
обязательные для всех являются объединяющими
всех, соединяющими всех в одно целое.
Научные истины интернациональны по своей
сути.
Научное творчество имеет коллективный
характер. Наука, отмечал А. Пуанкаре, «как
монументальное сооружение, строить которое
нужно века и где каждый должен принести
камень, а этот камень часто стоит ему
целой жизни. Следовательно, она дает нам
чувство необходимой кооперации, солидарности
наших трудов струдами наших современников,
наших предшественников и наших последователей…
Мы чувствуем, что работаем для человечества,
и человечество от этого становится нам
более дорогим».
В развитии форм совместной деятельности
в науке ведущее значение имеет деятельность
научных школ, особенно - международных.
Последнее стало остро чувствоваться
в нашем столетии, и весьма плодотворно
проявилось в функционировании школы
Н. Бора на базе Института теоретической
физики в Копенгагене. Развитие атомной
и ядерной физики между двумя мировыми
войнами шло под эгидой этого Института.
В Копенгагене учились и работали ученые
и молодежь из различных стран, независимо
от национальности и расовой принадлежности.
Творческий подход неотделим от высокого
чувства гражданской ответственности.
Представители школы первыми заявили
о необходимости осознания ответственности
политики в связи с разработкой и созданием
атомного оружия. Н. Бор настойчиво выступал
с утверждениями, что создание атомного
оружия требует и нового политического
мышления и действий. Свои идеи Бор излагал
и ряду руководителей западных стран,
и в “Открытом письме” в Организацию
объединенных наций. Бор надеялся, что
наука может помочь в решении политических
проблем. Такую свою позицию он связывал
с миссией науки, развитие которой он оценивал
в широком контексте культуры. Бор всегда
был верен своему идеалу, согласно которому
наука должна выполнять культурную миссию
объединения народов.
Как средство взаимного понимания народов
рассматривал науку и В. Гейзенберг. Он
всегда подчеркивал, что наука интернациональна,
служит средством общения между народами
и направляет мышление человека на вопросы,
которые близки многим народам и в решении
которых могут в равной мере принимать
участие ученые самых различных наций,
рас и религии. В нашем столетии под воздействием
грандиозных успехов науки эти вопросы
рассматриваются заново и на новой основе.
Состояние современной науки является
самым сильным из имеющихся в нашем распоряжении
аргументов в пользу более оптимистических
взглядов перед лицом великих мировых
проблем .
Возникающие в ходе развития науки проблемы
становятся все более сложными, трудоемкими
и их исследование все определеннее основывается
на международном сотрудничестве ученых.
Последнее делается очевидным в наши дни,
в период угроз человечеству со стороны
глобальных проблем, таких как экологическая
или ядерная.
Международное научное сотрудничество
содействует взаимопониманию наций и
народов. Научная деятельность преодолевает
ограниченность разделяющих человечество
сил национализма, расизма и различных
политических систем. Как многие собственно
разделы науки по мере своего развития
превратились в интенсивно развивающиеся отрасли производства
(атомное машиностроение, радиотехническая
и электронная промышленность, лазерная
техника, производство синтетических
материалов и др.), так и формы научного
сотрудничества могут в дальнейшем привести
к единению человечества в организации
своей жизнедеятельности на основе разума
и доброты. В этом и заключено высшее назначение
науки, если еще учесть, что общество будущего
следует мыслить как общество высокообразованных
и высоко квалифицированных личностей.
Значение научного сотрудничества далеко
выходит за узкие рамки целей более эффективного
осуществления наших научных замыслов.
Оно подчеркивает связь всех людей. Ученые,
откуда бы они ни были, приходят к общему
образу мыслей; у них есть общая система
ценностей, направляющая их деятельность
по крайней мере в пределах их собственной
профессии. В этих кругах общества, вероятно,
могут с большей легкостью обсуждаться
новые подходы к сближению наций, некоторые
политические недоразумения могут проясняться,
а опасные напряжения сниматься. Во всяком случае опыт науки по организации
совместных форм работы имеет несомненную
ценность.
4.2. Наука и целостное
развитие человека
Первичным в понимании природы науки является
ее воздействие на самого человека, на
систему его интересов, потребностей и
возможностей к действию в организации
своего бытия и его совершенствования.
Наука не есть нечто внешнее по отношению
к сущности человека, она связана с самой
его сутью. Последняя выражается прежде
всего в потребностях человека. Потребности
человека весьма разнообразны. В наше
время принято выделять три вида базисных
потребностей: витальные (биологические),
социальные (принадлежность к определенной
группе) и познания. Последнюю группу исходных
потребностей составляют идеальные потребности
познания окружающего мира и своего места
в нем, познания смысла и назначения своего
существования на земле как путем присвоения
уже имеющихся культурных ценностей, так
и за счет открытия совершенно нового,
неизвестного предшествующим поколениям.
Познавая действительность, человек стремится
уяснить правила и закономерности, которым
подчинен окружающий мир.
Важно отметить, что потребность познания
не является производной от биологической
и социальной потребностей, а ведет свое
происхождение от универсальной, свойственной
всему живому потребности в информации.
Потребность в узнавании является атрибутом
жизни. Если не признавать стремление
к познанию в качестве базисной потребности
человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные
потребности, среди которых особо агрессивна
воля к власти. “Пока мы не признаем,—
пишет Г. Башляр,— что в глубинах человеческой
души присутствует стремление к познанию,
понимаемому как долг, мы будем склонны
растворять это стремление в ницшеанской
воле к власти” и.
Удовлетворяя и развивая потребности
познания, человек делает возможным свое
комплексное, целостное развитие. Наука
создает идеальный мир, систему идеальных
представлений о мире, предваряя этим
практические действия. Тем самым наука
характеризуется рядом взаимодополняющих
функций в жизнедеятельности и личности,
и общества. При общей оценке идеального
мира, мира знаний особо обращают внимание
на два аспекта. Прежде всего отмечается,
что вовлечение в научную деятельность,
приобщение к сфере знаний повышает и
общую культуру человека. Как сказал А.
Пуанкаре: «Человек не может отказаться
от знания, не опускаясь; поэтому-то интересы
науки священны». Данная оценка науки
дополняется ее характеристикой как стратегического
ресурса общества. «В качестве показателя
национального богатства,— пишет А. Б.
Мигдал,— выступают не запасы сырья или
цифры производства, а количество способных
к научному творчеству людей».
В развитии науки воплощена прежде всего
эволюция мышления человека, его интеллекта.
Именно наука радикальным образом содействует
становлению и обогащению абстрактно-логического
мышления, делая его все более утонченным
и изощренным. Вместе с тем природа человека
далеко не сводится к его мыслительной
деятельности. Важнейшей характеристикой
жизнедеятельности человека является
ее эмоционально-нравственный аспект,
представления о котором воплощены главным
образом в искусстве. Соответственно этому
взаимодействие науки и искусства обусловливает
целостное развитие человеческой личности,
по меньшей мере, ее духовного мира.