Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:35, реферат
Цель данной работы: Обосновать взаимосвязь философии и науки. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой задачи:
1.Определить понятие науки, ее функций в обществе;
2.Рассмотреть основные этапы развития науки и научного знания;
3.Рассмотреть взаимосвязь между наукой и философией;
4.Охарактеризовать науку внутри предмета философии;
5.Рассмотреть место философии в системе научного познания.
I.Введение……………………………………………………………..2
II.Что есть наука? Каковы ее функции?.............................................5
III.Основные этапы развития науки и научного знания……………...8
IV.Философия и наука………………………………………………...13
V.Заключение…………………………………………………………18
VI.Список использованной литературы…………………………….21
Для
возникновения собственно науки
нужны были соответствующие условия:
определенный уровень развития производства
и общественных отношений, разделение
умственного и физического
Одним из распространенных видов периодизации является рассмотрение эволюции науки в процессе освоения и обустройства окружающего мира в различные исторические эпохи: первобытная, древневосточная, античная, средневековая новая и новейшая.[13]
Первобытная эпоха охватывает огромный промежуток исторического времени от появления на земле человека до возникновения первых государственных образований (от 2,6 млн. лет назад до 4 тыс. до н.э.). Из всех специальных периодизаций эпохи наиболее важна археологическая. Она основана на анализе различий в материале и технике изготовления орудий труда и предметов быта. Выделяются каменный (ранний палеолит: 2,6 млн. лет назад – 80 тыс. до н.э., средний палеолит: 80 тыс. до н.э. – 40 тыс. до н.э., поздний палеолит: 40 тыс. до н.э. – 12 тыс. до н.э., мезолит: 12 тыс. до н.э. – 7 тыс. до н.э., неолит: 7 тыс. до н.э. – 4 тыс. до н.э.), бронзовый (3 – 2 тыс. до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.) и железный (со 2 – 1 тыс. до н.э.) века, которые в свою очередь еще подразделяются на периоды и этапы.
Эпоха древних, прежде всего древневосточных, цивилизаций хронологически соответствует периоду примерно с 4 тыс. до н.э. до 1 тыс. до н.э. В географию эпохи входили следующие территории: Северо-Восточная Африка (Древний Египет: 4 – 3 тыс. до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.), Ближний Восток или Передняя Азия (Шумеро-Вавилонское государство: 3 тыс. до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.), Южная Азия (Древняя Индия: 3 тыс. до н.э. – 1 тыс. до н.э.), Центральная Азия (Древний Китай: середина 2 тыс. до н.э. – рубеж н.э.), Средиземноморье (Крито-микенская цивилизация: 2 тыс. до н.э. – 1 тыс. до н.э.).
Античная эпоха датируется IX в. до н.э. – V в. н.э. Географическими пределами эпохи были территории древнегреческого (IX – I вв. до н.э.) и древнеримского государств (VIII в. до н.э. – середина V в. н.э.), а также стран и народов, находившихся под их влиянием.
Эпоха средневековья определяется периодом с V в. по XVI в. Средневековье имеет внутреннюю периодизацию: раннее средневековье (V – IX вв.), зрелое средневековье (X – XIII вв.), позднее средневековье (XIV – XVI вв.). Важно отметить, что в его временных рамках выделяется самостоятельная эпоха – Возрождение (XIII – XVI вв.). Западная и Центральная Европа, Византия, Древняя Русь, Арабский Восток, Индия, Китай, Япония и Доколумбова Америка – все это было географией распространения средневекового типа мышления (религиозного и научно-художественного) и технико-технологических инноваций.[18]
Период с XVII в. по XIX в. в научной литературе называется Новым временем. Этот период включает: эпоху буржуазных и научной революции (XVII в.), эпоху Просвещения (XVIII в.), эпоху промышленной революции (XIX в.). Характерным было то, что центрами научного и технико-технологического развития стали национально-государственные образования: Великобритания, Франция, Германия, Россия, Северо-Американские штаты.
XX век – это Новейший период истории, эпоха научно-технической революции. Научная и технико-технологическая сферы человеческой деятельности вышли за рамки отдельных государств и регионов и приобрели международный характер.[2, 11, 13]
Приведенная
выше периодизация отвечает наиболее
общим целям исторического
В частности на основе классификации науки выделяются три этапа ее развития:
1
этап: нерасчлененная наука
2
этап: дифференциация науки в
XV – XVIII веках (аналитическое
3 этап: интеграция науки в XIX – XX веках (соединение наук в единую систему знаний, появление новых направлений).[5]
Периодизацию
истории науки можно
1-й период: Формирование и накопление фрагментарных эмпирических знаний (в основном соответствует первобытной культуре). Период характеризуется непосредственным «исследованием» реально существующих и чувственно воспринимаемых объектов. Происходило «первоначальное узнавание» и накопление информации лишь о «ближайшем» окружающем мире в процессе его освоения. Человек узнавал только то, с чем непосредственно контактировал. С расширением освоенного мира раздвигались пределы знаний людей о нем.
2-й период: Формирование и развитие рациональных и иррациональных знаний. Человек преодолел уровень первичного накопления информации и первичной систематизации знаний об окружающей действительности. Эмпирическое «узнавание» перешло в эмпирическое познание. Через использование таких специальных действий, как наблюдение и эксперимент, человек научился устанавливать эмпирические закономерности. Первые рациональные знания – наблюдения за повадками животных и за природными явлениями, медицинские знания и прочее.
3-й период: Становление научного знания, науки, научной культуры.[14]
Необходимо оговориться, что момент возникновения науки до сих пор является дискуссионным. В эпоху существования древних цивилизаций (Древний Египет, Шумер, Древний Китай и другие) начали формироваться первые системы рационального знания. Но в древних цивилизациях систематизация научных знаний в значительной мере имела случайный характер. Не совсем ясны истоки и методы получения знаний (возможно, из-за недостатка информации). Древние цивилизации создали условия для возникновения античной науки, научной культуры и мышления.[2]
Наука
в настоящее время — это
чрезвычайно сложное
1) с теоретической, где наука — система знаний, форма общественного сознания;
2) с точки зрения общественного разделения труда, где наука — форма деятельности, системой отношений между учеными и научными учреждениями;
3) с точки зрения социального института;
4)
с точки зрения практического
применения выводов науки со
стороны ее общественной роли.[
Философия и наука… Испокон веков эти понятия неразрывно следуют друг за другом. Их сравнивают, изучают, сопоставляют и всегда возникает вопрос: шире ли философия чем наука? Безусловно, да. Но для того, чтобы наиболее подробно рассмотреть данный вопрос давайте сперва вспомним что же такое философия и наука.
Философия и наука объединены одной целью – поиском истины, кроме того, они обе выявляют закономерности и выражают результат исследования через систему понятий и категорий. Однако философия рассматривает объект исследования через призму отношений человека к миру, всякая оценка чего-либо субъективна. Наука в целом и ее отдельные отрасли в частности служат отдельным потребностям общества: технике, экономике, медицине и так далее. Философия же служит миру в целом, постигая его целостно, всеобъемлюще. Основной вопрос философии «Что есть сущее?». Наука же рассматривает отдельные явления и процессы, которые очень объективны и существуют отдельно от человека.[11]
Философия есть теоретическая основа мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого возникает своего рода духовное облако суммированных взглядов будничной мудрости, что является необходимым, но не достаточным уровнем мировоззрения. Однако мировоззрение обладает и высшим уровнем, на котором целенаправленно исследуются искусства, науки, главные принципы религиозных взглядов и опыта, тончайшая область нравственной жизни общества. В зависимости от того, каким образом решается вопрос о соотношении материи и духа, мировоззрение называют материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным.
Мир
в глазах философа - это многообразие
взаимодействий, в котором переплетены
причина и следствие, цикличность и
спонтанность, упорядоченность и деструкция,
силы добра и зла, гармонии и хаоса.[31] Ни
один из узких специалистов в процессе
непосредственной научной деятельности
не задается вопросом, как возникла его
дисциплина и как она возможна, в чем ее
собственная специфика, методы и отличие
от прочих. Если эти проблемы затрагиваются,
естествоиспытатель вступает в сферу
философских вопросов естествознания.
Философия же в первую очередь стремится
выяснить исходные предпосылки всякого
знания, в том числе и собственно философского.
Она направлена на выявление таких достоверных
основ, которые могли бы служить точкой
отсчета и критерием для понимания и оценки.[27]
Предельные, пограничные вопросы, которыми
отдельная познавательная область либо
начинается, либо заканчивается, - излюбленная
тема философских размышлений. Популярно
разъясняя специфику философии, британский
логик, философ и социолог Бертран Рассел
утверждал, что философия "является
чем-то промежуточным между теологией
и наукой. Подобно теологии, она состоит
в спекуляциях по поводу предметов, относительно
которых точное знание оказывалось до
сих пор недостижимым; но подобно науке,
она взывает скорее к человеческому разуму,
чем к авторитету, будь то авторитет традиции
или откровения".
Вместе с тем исторические параллели философии и науки достаточно очевидны. Философия и наука являются "звеньями единой цепи" в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия.[19]
Из всего вышесказанного можно сделать очевидный вывод: философия, охватывая мир в целом, все его стороны, процессы, явления в неразрывной связи друг с другом; рассматривая предпосылки возникновения знания, его основ, дает «базу» для развития той или иной отрасли науки. Таким образом, философия однозначно шире науки, она всеобъемлюща и глубока.
Но иногда задают такие вопросы: что лучше - философия или наука, философия или искусство, философия или практика? Подобные вопросы неправомерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга, они имеют различные назначения, реализуют различные функции. Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой атлетике, который уступает в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в метаниях метателям, но, тем не менее, неплохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гармоничности развития ему нет равных. Философ - это многоборец в деле единства истины, красоты и добра. [10]
Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практике. С каждой из трех сфер деятельности человека философия находится в теснейшей координации. Наука, искусство, практика более фрагментарны, чем философия. Наука имеет дело с истиной, ценности искусства и практики хотя и не преданы забвению, но отодвинуты в сторону. Сходным образом ведут себя деятели искусства и практики. В первом случае под светом юпитеров оказывается красота, во втором - добро, все остальное затенено. Философия же избегает фрагментарности, последняя противопоказана ее природе. Философия есть реализация полноты жизни человека. Она объединяет ценности истины, красоты и добра в единое целое. В этом состоит ее особенность, как способа духовного освоения мира.[15]
В идеале философия должна быть высокоемкой как в научном, так и в эстетическом и этическом отношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обычно доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских направлений мы встречаемся: с научно-ориентированной философией; с эстетически-ориентированной философией; с практически-ориентированной философией.
Исторически
можно выделить следующие этапы
взаимоотношения науки и
1) Натурфилософский. Возник в Древней Греции. Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь на мифологию, то есть без особой опоры на науку, без доказательств.
2) Позитивистский этап (30-40 года XIX века). Был представлен такими деятелями как Рассел, Карнап, Випкинштейн, Конт и др. Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного миру не дает, - это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам позитивные знания», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да здравствует физика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые связаны с языковыми играми». Реалии сегодняшнего дня таковы, что остро стоит вопрос о том, что может дать наука для философии и философия для науки.[35]