Наука и философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:35, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: Обосновать взаимосвязь философии и науки. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой задачи:

1.Определить понятие науки, ее функций в обществе;
2.Рассмотреть основные этапы развития науки и научного знания;
3.Рассмотреть взаимосвязь между наукой и философией;
4.Охарактеризовать науку внутри предмета философии;
5.Рассмотреть место философии в системе научного познания.

Содержание

I.Введение……………………………………………………………..2
II.Что есть наука? Каковы ее функции?.............................................5
III.Основные этапы развития науки и научного знания……………...8
IV.Философия и наука………………………………………………...13
V.Заключение…………………………………………………………18
VI.Список использованной литературы…………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

nauka_i_filosofiq.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

     Любая наука – это некоторый отрывок  знания, а все науки в их простом  сложении - сумма таких обрывков. Философия же дает систему знаний о мире в целом. Она занята не просто суммированием всех научных знаний, а объединяет данные знания, беря их в наиболее общем виде и, базируясь на данном "интеграле", выстраивает систему знаний о мире как целом, об отношении человека к миру, то есть о нравственности, о познании, о разуме и т.д. "Ее задача - не одна какая-либо сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить четкие границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь, чтобы понять их внутреннюю связь и единство".[29]

       «Главная причина бедности наук  — это чаще всего кажущиеся  богатство. Задача их не в  том, чтобы отворить дверь их  бесконечной мудрости, а в том,  чтобы подвести границу бесконечному  заблуждению»,— такое значение и роль науки провозглашает Бертольд Брехт устами Галилея.[35] И философия играет в этом определенную роль. Каждая из наук, систем знания (это касается и естествознания, и обществоведения) сделала предметом своего исследования отдельные сферы, проблемы, в то время как философия ориентирована на интеграцию и усовершенствование конкретных знаний о человеке, обществе, природе, Вселенной.

     Проблема  веры и знания является и теологической, и научной, и философской проблемой, которая вместе с тем носит также и вненаучный характер. Плюрализм философских учений свидетельствует о том, что философские идеи, в особенности принципы философских систем, не устаревают, не теряют своей актуальности в ходе истории. Это принципиально отличает историко-философский процесс от истории научных знаний. М. Геру, лидер французской философии, не без основания утверждает, что прошлое науки, в отличие от прошлого философии, постоянно обесценивается его настоящим. Поэтому проблема истории философии - это проблема "возможности философии как множества философий, несводимых друг к другу, неразрушимых, так как они вечно остаются ценными для философской рефлексии".[16]

     Философский скептицизм, констатируя наличие  множества исключающих друг друга  философских убеждений, постоянно приходил к пессимистическому выводу о принципиальной несостоятельности философии. На этом примере мы видим, как правильная констатация фактов приводит к ошибочному выводу. Развитие философии опровергает философский скептицизм и его пессимистический вывод, так как благодаря этому развитию философия обогащается новыми идеями.

 

Заключение

     В заключение нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия  — один из источников развития человеческого  знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

     Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.[15]

     Однако  даже при отсутствии возможности  претендовать на роль науки наук, философия  может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя  частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций.[20]

     Обобщая все вышесказанное, мы пришли к выводу, что все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее  звено и системное миропонимание

       Если мифологическое мировоззрение  дает иррациональную символическую  картину мира, если религия наделяется  человека верой в сверхъестественное  и раскрывает общечеловеческие  нравственные ценности, а наука  вооружает его точными знаниями, закрепленными в специальных понятиях, законах, теориях, то в чем же специфика философского знания?

     Во-первых, философское знание шире любого научного эксперимента, оно строится на предельно  широком обобщении, источником которого является в конечном счете универсальный опыт человечества. Оно имеет дело с наиболее общими категориями и законами развития природы, общества и человеческого мышления, которые действуют на самом высоком уровне эволюции мира, во всех науках и сферах деятельности человека.[22]

     Во-вторых, специфика философского знания заключается  в том, что оно имеет дело с  вопросами вечными. Это вопросы, которые нельзя решить, как математическую задачу, раз и навсегда, и ответы на них не содержатся в конце задачника. Что есть окружающий нас мир, может ли человек познать его, в чем смысл жизни? Что такое свобода, счастье, творчество, любовь? Есть ли смысл в смерти, прекращается ли с ней жизни, может ли человек надеяться на жизнь вечную? Куда идет человечество в своем развитии? Все эти вопросы и многие, подобные им, человечество заново осмысливает на каждом новом этапе и вносит новое в их решение. Более того, каждый человек, пользуясь философскими знаниями, должен самостоятельно решать эти вопросы, возвращаясь неоднократно с ним в течение своей жизни. Бывает, что в определенные исторические периоды некоторые философские вопросы теряют остроту, или, наоборот, приобретают особую актуальность, или вырастают до значения глобальных.[24] Философское знание постоянно открыто изменениям и поэтому чутко улавливает новое и нередко дает основу для решения возникающих проблем. В-третьих, философское знание обладает все более проявляющейся тенденцией к объективации — воплощению в деятельности, поступках людей и таким образом — в вещном или знаковом мире культуры, при этом философские идеи могут стать огромной не только духовной, но и материальной силой, если будут восприняты человеком в качестве убеждений. В этом плане одновременно с усилением значения философии в жизни общества возрастает ответственность философов за смысл своих теорий и идеалов, а политиков — за способы реализации этих идеалов.[26]Философия формирует систему знаний, научную картину мира, абстрактно-объективный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Философия помогает более оптимальным образом развивать все науки, преодолевать в них возможные методологические трудности и кризисы. Философия формирует у человека диалектический метод мышления, стимулирующий критическое и творческое отношение к окружающему миру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

  1. А.Г. Спиркин – Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.- 816с.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 2004. -Разд. 2.
  3. Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972.
  4. Баженов Л.Б., Басенец В.Л. и др Философия. Современные проблемы мира и человека: учебное пособие – М., 1995г – 143 с
  5. Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. С. 50.
  6. Бучило Н.Ф., Чушаков А.Н. Философия: учебное пособие – М: ПЕРСЭ, 2003г – 447 с
  7. Вебер М. Наука как призвание и профессия - М., 1979.
  8. Введение в философию. 2 части. М. 1983.
  9. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.- М.: Наука, 1988.
  10. Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993. 244с.
  11. Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. С.-Пб, 1993-1994.
  12. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов./ Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  13. Гуревич, П. Основы философии. Москва: Гардарики, 2000.
  14. Даль. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. Москва: Русский язык, 1989.
  15. История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 2004. 155с.
  16. Канке В.А. ,Философия. Истор. и систем. курс: Учебник для вузов 2-е издание. Переработанное и дополненное, М : Издательская корпорация «Логос», 2007г.
  17. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. Т. 3.М., 1990.
  18. Кезин В.А. Идеал научного знания. - М., 1993.
  19. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.
  20. Мигдал А.Б. Поиски истины. – М., 1987.Микешина Л.А. Философия науки: учебное пособие. М., 2005.
  21. Пуанкаре А. О науке. – М., 1983
  22. Роднов Л.Н. Сознание. Познание. Личность. – Кострома, 1995
  23. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки // “Вопросы философии”. 1995. №11.
  24. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2000г.
  25. Соловьев В.С. Исторические дела философии. – М.: Вопросы философии, 1988. № 8.
  26. Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 422.
  27. Спиркин А.С. Философия. М., 2001
  28. Стенин B.C. Теоретическое знание. - М., 2003. -Гл.Г.
  29. Суворова, А.Н. Введение в современную философию / А.Н. Суворова. – М., 2006
  30. Хайдеггер М. Разговоры на проселочной дороге. – М., 1991.
  31. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. – М., 1993.
  32. Философия и методология науки. - М., 1994.
  33. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 1991.
  34. Философия. Учебник / под ред. Кохановского, Ростов-на-Дону. 1991.
  35. Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки.- М. 1996. – 360 с
  36. Фролов И.Т. Введение в философию ( Учеб. пособие для вузов) 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

Информация о работе Наука и философия