Наука, как деятельность, социальный институт и система знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 02:11, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализации всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений (соглашения, переговоры) к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. Научная деятельность сегодня – это совместная работа творческих коллективов.

Содержание

Введение………………………….……………………………………………………4
Особенности научного познания и научной истины. Формы развития научного знания………………………………………………………………………………….5
Понятие метода и методологии. Уровни и методы научного познания…..……..10
Наука как социальный институт. Гуманистическое измерение современной науки…………………………………………………………………………………13
Литература…………………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

KR_filosofia_.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

Полученная в результате наблюдения и эксперимента информация о фактах затем подвергается описанию. Описание – дополнительный метод эмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверным и полным. На основе описаний эмпирических данных осуществляется дальнейшая систематизация знания.

Методами теоретического уровня научного познания являются дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование.

Дедукция – это метод познания, в котором вывод о частном делается исходя из общего положения. Иначе дедукцию называют выводом от общего к частному. Дедукция дает достоверное знание, однако не обеспечивает его значительного прироста. Тем не менее этот метод эффективен для прояснения и уточнения отдельных фрагментов уже устоявшегося и общепринятого знания.

Индукция – такой метод познания, в котором осуществляется вывод нового общего положения исходя из совокупности частных. Индукцию часто называют выводом от частного к общему. Результат индуктивного вывода правдоподобен, но не достоверен. Достоверным признается только результат полной индукции, которая представляет собой вывод об общем на основе знаний обо всех частных случаях внутри этого общего. В реальности осуществить полную индукцию не всегда возможно, поэтому общий вывод делается на основе знания только о части элементов, входящих в множество.

Аналогия – метод познания, позволяющий на основе сходства объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим. Аналогию называют выводом от единичного к единичному или от частного к частному.

Близким к аналогии является метод  сравнения, позволяющий установить не только сходство, но и различие предметов и явлений. Аналогия и сравнение не обладают большими объяснительными ресурсами, однако помогают установить дополнительные связи и отношения объекта.

Моделирование – это оперирование объектом, который является аналогом другого, по каким-то причинам недоступного для манипуляций. Благодаря моделированию можно проникнуть в недоступные свойства объекта, используя его аналог. На основе знания, полученного с помощью модели, делают вывод о свойствах оригинала.

Абстрагирование – мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и сосредоточение внимания на существенных. Еще одним универсальным приемом познания выступает идеализация – мысленная процедура образования абстрактных объектов, несуществующих в действительности. Идеальные объекты, образующиеся в результате идеализации, являются не просто фикциями, а опосредованно выражают реальные связи и отношения, существующие в действительности. Они представляют собой предельные случаи этих связей и отношений и служат средством их анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наука как социальный институт. Гуманистическое измерение современной науки.

Опыт истории убедил нас, что знание - это сила, что наука  открывает человеку источники невиданного  могущества и власти над природой. Мы знаем, что последствия научно-технического прогресса бывают серьезными и далеко не всегда благоприятными для людей. Ф. Бэкон писал в своих сочинениях: «Ведь одни люди стремятся к знанию в силу врожденного и беспредельного любопытства, другие – ради удовольствия, третьи – чтобы приобрести авторитет, четвертые – чтобы одержать вверх  в состязании и споре, большинство  – ради материальной выгоды и лишь не многие – для того чтобы данный от Бога дар разума направить на пользу человеческому роду». Основная проблема в использовании научных  данных это проблема намерений, целей, стремлений ученого, во благо обществу ли он трудится.  Порой люди забывают, что в любой ситуации нужно  оставаться человеком. Силы ученого  должны быть направлены на получение  истинного знания и добросовестный труд, который принесет пользу обществу. Свобода научного творчества является культурно-философской проблемой, определяющей характер взаимоотношений науки и общества, науки и государства, науки и властных структур.

Многие ученые, например, Р. Оппенгеймер, отказались работать над водородной бомбой, исходя из этических соображений. Также стоит вспомнить А. Сахарова, осознавшего возможное количество жертв, к которым приведет испытание  атомного оружия, и выступившего против его испытания в атмосфере.

Примерами научных достижений, содержащих потенциальную общечеловеческую угрозу, являются термоядерное оружие, генетическая инженерия. Такие проблемы могут  быть решены на глобальном уровне, так  как возрастает необходимость создания международной системы социального  контроля, ориентирующего мировую науку  в направлении созидательного развития на благо всего человечества.

Социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки  и общества, причем проблемы профессиональной и социальной ответственности ученых тесно переплетены. Поэтому ученый должен стремиться к тому, чтобы  предвидеть возможные нежелательные  эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований. Наряду с этим социально ответственная  позиция ученого предполагает, чтобы  он максимально широко и в доступных  формах оповещал общественность о возможных  нежелательных эффектах. Только те научно-технические решения, которые  приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными.

Ценностные и этические основания  – неотъемлемая часть научной  деятельности, которая ощутимо влияет на проблематику и направления исследований. Основными ценностями ученого являются ответственность, порядочность, честность, научная добросовестность. Совокупность научных ценностей принятых в  науке называется этосом науки. Этос науки – это эмоционально окрашенный комплекс знаний, предписаний и обычай, ценностей обязательных для ученых. Здесь наиболее важными являются проблемы авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. О проблеме авторства писал Мертон: «Авторство ученого лишь тогда приобретает более или менее законные основания, когда он опубликует свою работу и сделает ее общедоступной».  Также немаловажное значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота.

Научно-технический прогресс все  более ориентируется на интересы и нужды отдельного человека, который выступает в качестве главного и  массового потребителя того, что дает этот прогресс. Но более того, сами эти интересы и нужды теперь становятся стимулом, во многом определяющим направления и темпы научно-технического прогресса.

Такое приближение науки к интересам и потребностям человека влечет за собой далеко не благоприятные последствия. Как писал Бэкон: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытам….», все научные теории требуют подтверждения опытами и исследованиями, поэтому возникает потребность в проведении все новых и новых экспериментов на человеке — именно для того, чтобы выяснить, как можно улучшить условия его жизни. Сам человек, таким образом, все чаще становится объектом разнообразных научных исследований, поэтому возникла необходимость регулировать и защищать права сторон, участвующих в исследовании. Для этих целей созданы гуманитарная и этическая экспертизы.

Особой проблемой в проведении этической экспертизы является обеспечение  независимости осуществляющей ее структуры. Здесь возможны конфликты интересов, когда на одной чаше весов оказывается здоровье, благополучие, человеческое достоинство и даже сама жизнь испытуемого, а на другой — перспективы получения новых научных знаний, потенциально важных для развития науки и для борьбы с болезнями, что может быть важно для общества в целом. Во многих странах мира необходимость предварительной этической экспертизы исследований закреплена законодательно.

Гуманитарная экспертиза нацелена на то, чтобы вырабатывать взвешенную оценку воздействия разного  рода новшеств — промышленных, сельскохозяйственных, социальных технологий — на состояние  человеческого потенциала страны. Такой контроль должен исключить использование новых достижений науки и техники в антигуманных целях. В этих целях должны проводиться экологические и социально-гуманитарные экспертизы' научно-технических проектов.

Большинство проблем, которые  сегодня мы связываем с глобальными  проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его  истории. К таковым прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

Но после второй мировой войны, благодаря огромным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, возникла необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли для решения этих проблем.

Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально  на наших глазах, и прежде всего  в результате резко возросшей  мощи оружия.

Одна из острейших и  самых значительных глобальных проблем  современности заключается в  том, как преодолеть отсталость в  развитии большей части человечества. Отсталость - результат пересечения, теснейшего взаимодействия всех глобальных проблем, и чем глубже мы проникаем  в смысл сложившейся к настоящему моменту ситуации, тем более отчетливо  осознаем, насколько трудно найти  разумный, реальный выход из критического положения. Подавляющее большинство  населения развивающихся стран  не имеют нормальных условий жизни. Бедность и низкий уровень культуры с неизбежностью влекут за собой неконтролируемый рост населения.

Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита  настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее границами. Сегодня осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения сельского хозяйства; систематически увеличивается площадь пустынь. Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. Эксплуатация водных бассейнов, в том числе Мирового океана, осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек.

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два – три поколения неизбежна.

 

Литература:

  1. Демидов, А.Б. Философия и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов, 2009.
  2. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001.
  3. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005.
  4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов, 2001.
  1. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания: конспект лекций, 2010.

  1. Подольская Е.А. Философия . Учеб. для студентов высш. учеб. заведений, 2002.

 

 


Информация о работе Наука, как деятельность, социальный институт и система знания