Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 03:27, контрольная работа
Важнейшим этапом развития европейской философии стала не¬мецкая классическая философия. Понятие классической немецкой философии было введено Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» для обозначения той линии в развитии новоевропейской мысли, которая была представлена учениями И. Канта, ИХ. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха.
Немецкая классическая философия охватыва¬ет период с 70-х гг. XVIII в. (с начала критического периода в творчестве И. Канта) и примерно до середины XIX в. — времени смерти Шеллинга и окончания активной философской деятельнос¬ти Фейербаха.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социокультурные предпосылки немецкой классической философии 5
2. «Коперникианская революция» И. Канта 7
2.1 Докритическая и критическая философия Канта 7
2.2 Теория познания 8
2.3 Онтология Канта 9
3. Философия Гегеля как вершина развития европейской классической традиции 11
3.1 Абсолютный идеализм Гегеля 11
3.2 Идея развития 12
2.3 Философия Духа 13
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха 16
4.1. Проблема бытия в философии Л. Фейербаха 16
4.2. Учение Л. Фейербаха о человеке 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС 23
Ключевые понятия 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ 28
Фейербах стал первым мыслителем XIX века, так высоко поднявшим знамя материализма. Основной порок идеализма он видит в отождествлении бытия с мышлением. Мышление поглощает бытие, растворяет его в себе, не оставляя ничего вне себя. Акт мышления и мыслимый объект в равной мере принадлежат, таким образом, к сфере мышления. Сведение бытия к мышлению, реального к идеальному присуще всякому идеализму.
Фейербах отвергает тождество мышления и бытия. «Идеалистическое отрицание бытия как отличного от мышления маскируется содержанием, вкладываемым в понятие «бытие». Бытие, как таковое, самостоятельное, действительное, самодовлеющее, подменяется абстрактным понятием бытия. Признание «бытия» само по себе еще не раскрывает сущности философии. Необходимо уяснить, в каком отношении находится при этом бытие к мышлению; правильное понимание этого отношения предполагает различение бытия и мышления»[18].
В своей работе «Основные положения философии будущего» Л. Фейербах отмечает: «… бытие, не отличенное от мышления, бытие, составляющее лишь предикат, или определение разума, есть только мысленное абстрактное бытие, в действительности же совсем не бытие»[19].
«Мысленное бытие не есть действительное бытие» — таков основной принцип, противопоставляемый Фейербахом идеализму. То, что является предметом мысли, еще не существует реально, поясняет Л. Фейербах. То, что обладает реальным бытием, существует не только в мышлении какого-либо человека, но доступно и другим людям. «Бытие есть нечто, чему причастен не я один, но также и другие, прежде всего — самый объект»[20].
Фейербах утверждает, что бытие предполагает объективную наличность чего-либо, реальность, существование. А бытие без объективности, без реальности, некое абстрактное бытие есть ничто.
Бытие в логике Гегеля – это нечто безразличное, одинаковое для всех вещей и независимое от их содержания. Фейербах, критикуя Гегеля, пишет, что бытие обязательно и неразрывно связано с содержанием, если же отвлечься от содержания, то ничего не останется, кроме мысли. И это будет являться уже не реальным бытием, а только представлением о бытии, искусственным, вымышленным бытием. «Бытие не есть общее понятие, которое можно отделять от вещей. Бытие дано в единении с тем, что существует. Его можно мыслить лишь опосредствованно — через предикаты, определяющие сущность вещи. Бытие есть утверждение сущности. Что составляет мою сущность, то и есть мое бытие» [8, 173].
Фейербах отмечает, что противоречие между бытием и мышлением основывается на противоречии между общим и единичным, и единичное относится к бытию, а общее – к мышлению. Философия должна исходить из бытия, а не из понятия бытия, то есть она должна исходить из единичного, а не из всеобщего. Ибо реальное бытие — всегда конечное, конкретное, определенное бытие, а не бытие «вообще». Всякое бытие есть бытие определенное — «нечто», «это». Фейербах указывает также на противоречие между словом, на которое опирается мысль и которое всегда обозначает некое общее понятие, и конкретной вещью, которая всегда единична. Таким образом, бытию свойственна единичность, индивидуальность, а мышлению – всеобщность. При помощи теологии мышление присваивает себе единичное. Однако нечто есть, существует, обладает бытием — это значит, что оно причастно не только к мышлению. Фейербах ссылается на античных философов, которые оставляли нечто вне мышления. «Образ этого бытия вне мышления — материя, субстрат реальности»[21].
Некоторые приверженцы Фейербаха превратно толковали его учение об определенности бытия как номинализм. На самом же деле, решительно выступая против схоластического реализма понятий, унаследованного идеализмом, Фейербах отнюдь не отвергал реальной основы логического общего, признавая общие понятия достоверным отражением бытия.
Из того факта, что бытие есть всегда определенное бытие, предполагающее «здесь» и «теперь», Фейербах последовательно переходит к утверждению объективности пространства и времени. «Пространство и время – не простые формы явлений: они – коренные условия, разумные формы, законы как бытия, так и мышления[22].
Пространство и время составляют формы бытия всего, что существует, независимо от того, рассматривается ли оно как субстанция, модус или как-нибудь иначе. Бытие без существования — такая же нелепость, как и существование без того, что существует. В этой связи примечательно положение Фейербаха о материалистическом решении основного вопроса философии: «признание существования материального мира вне нас означает материализм там, тогда и постольку, где, когда и поскольку материя берется как, первичное, но первичное не в смысле спекулятивной философии, в которой первичное означает то, за пределы чего надо выйти, а в смысле невыводимого из другого, через себя самого существующего и истинного»[23].
Характерная черта материализма Л. Фейербаха — антропологизм, т. е. понимание человека как чисто природного, биологического существа. Мир рассматривается Фейербахом как органическая целостность, в центре которой – человек.
Фейербах гуманизировал философию, повернул ее к потребностям человека. «…новая философия, как философия человеческая, по существу есть также философия для человека», - писал Л. Фейербах Он считал, что обязанность философа – помочь человеку стать счастливым.
«Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку» – утверждает Л. Фейербах[24].
Человек для Фейербаха не только основной предмет и конечная цель философии, но и прообраз и мерило всего сущего. Немецкий мыслитель считает, что не «мыслящее Я», не «абсолютная идея», а природа есть объективно обоснованное подлинное начало философии. Природа и человек — вот единственный объект философии.
Фейербах не мыслит человека в отрыве от природы, не допускает антропологии в отрыве от физиологии. Он не отрывает и не противопоставляет человека природе; считает его продуктом и частью природы. При правильном применении антропологического принципа мы, по мнению Фейербаха, неизбежно приходим к признанию того, что природа, материя есть единственная и истинная субстанция, существующая вне человека и порождающая его. Духовное начало в человеке не может быть, по Фейербаху, отделено от телесного, дух и тело — две стороны той реальности, которая называется человеческим организмом. Однако в единстве указанных двух сторон именно тело в его целостности (а не мышление) составляет сущность человеческого Я. «Основу единства человека составляет тело. Отнимите у человека его тело — и вы отнимете у него то, что создает сознание, дух, что делает его целостным, единым. Но что такое тело? В противоположность абстрактному Я, отвечает Фейербах, тело есть часть объективного мира и в некоторой степени включает в себя его бытие. Таким образом, антропологический монизм приводит к материалистическому воззрению на природу»[25].
Антропологизм Фейербаха направлен прежде всего против трактовки человека как «раба божьего» и покорного орудия мирового духа. Согласно антропологическому принципу, человек есть единство «бытия» и сознания, но не их тождество «Бытие» — это тело человека, а сознание — это его, человека, сознание; «тело есть фундамент разума»[26], и их единство есть единство органа и функции, анатомии и физиологии.
Л. Фейербах постоянно подчеркивает телесную природу человека, его естественность. Он отмечает также зависимость психического склада человека от его физической организации. Вместе с тем человек для Фейербаха – это не пассивное существо, влекомое внешними воздействиями, а активный индивид, и источником активности является то, что человек – существо чувствующее. «Его чувственность не только воспринимает, она действует, стремится к будущему»[27].
В смысле категории «чувственность» означает у Фейербаха познавательное ощущение и стремление к размножению, способность ощущать и способность вызывать ощущения, жизнь и биологическую телесность, природную вещественность в нас и вне нас вообще, множественность и, наоборот, единичное, индивидуальное бытие само по себе существующее, и единство материального и духовного[28]
Фейербах применил к человеку «любовь» как философскую категорию в смысле не только желаний, страсти, но и его действенного самоутверждения. С точки зрения Фейербаха, с «любовью» связан особый эмоциональный подъем как общая черта активного отношения человека к окружающему миру, в которой отражается динамизм самой природы и которая, если ее не извращают, приводит к осознанию людьми их необходимости друг для друга и важности для них чувств коллективизма и упрочения социальных связей.
Как уже отмечалось, Л. Фейербах рассматривал человека не в изоляции от окружающего его мира, а в связи с ним, и этот мир есть природа. Человек есть часть природы, или, как говорит Фейербах словами Лейбница, «зеркало вселенной»[29], а потому антропологизм, отличаясь от обычного натурализма, должен все же сомкнуться с ним. «Источник оздоровления — только в возвращении к природе»[30].
Человек и природа как отправные пункты философствования объединяются вместе понятием человеческой природы. «Человек» Фейербаха порожден на досоциальном уровне естественными силами природы и зависит от них как страждущее существо; нужда и потребности, коренящиеся в его сущности, вызваны ею.
При истолковании человеческой природы Фейербах ищет целостную точку зрения, но надеется обрести ее не в особенностях социальной жизни и не во взаимодействии общества с природой, а в природе как таковой. Четыре понятия у Фейербаха приблизительно совпадают: «человеческая природа», «сущность человека», «сущность человеческого рода» и «родовая сущность человечества». Все они сводятся им к совокупности способностей, потребностей и страстей, как-то: сильные эгоистические желания и любовь, страх и радость, — а также к ощущению и мышлению, чувствам несчастья и стремления к счастью. Наконец, в состав человеческой природы входит способность к фантазии.
Итак, человек для Фейербаха выступает главным образом как часть природы. Он не вскрывает специфическую, социальную, природу человека, его активное, практическое отношение к природе. Поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс определили материализм Фейербаха как созерцательный. Однако нельзя сказать, что Л. Фейенрбах отождествлял человека с природой. Он понимал человека как существо социальное, конкретное, признавал, что индивидуальность человека может развиться только в обществе. Чувства, мысли, фантазии людей – это продукты человеческой культуры, исторического развития общества. Л. Фейербах также отмечал разницу между историей человечества и историей природы. Однако философ не смог полностью осознать роль общественно-практической исторической деятельности людей в возникновении и развитии сознания, в его содержании.
Характеристики человека Фейербахом отличаются большой абстрактностью, поскольку он отличает человека от животных в сущности лишь по наличию у него высокой степени сенсуализма, включающей в себя способность к воображению. Фейербах не учитывает роста самосознания человека под влиянием его труда, вследствие чего люди разных эпох отличаются друг от друга по своей «природе». Почти не замечает он и классовых антагонизмов. Замечания о социальности человека просто накладываются у него на биопсихическую схему человеческой природы.
Людвиг Фейербах выдвинул кардинальное понятие индивидуума, он определил, что каждый человек обладает индивидуальностью, все люди различны, неповторимы, нет одинаковых людей, и индивидуальность зависит от различных факторов, прежде всего, от биологических – возраста, пола, но и от социальных – например, национальности[31].
Индивидуальность человека, его сущность раскрывается только во взаимоотношениях с другими людьми. «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты.
Уединенность есть конечность и ограниченность, общение есть свобода и бесконечность. Человек для себя является человеком в обычном смысле; человек в общении с человеком, единство Я и Ты есть бог», - утверждает Л. Фейербах[32].
Никакой взятый изолированно человек не может считаться подлинным, совершенным, считает Л. Фейербах, «истина и совершенство заключаются лишь в связи, в единстве равноправных существ. Величайшим и последним принципом философии является поэтому единство человека с человеком»[33].
Несмотря на то, что общественная жизнь и история поняты Фейербахом сугубо натуралистически, его «философия человека» для того времени была глубоко прогрессивным явлением и послужила выражением буржуазно-просветительского гуманизма. Фейербах, как уже отмечалось выше, не рассматривал в своей философии значение классовой борьбы, массовых революционных выступлений для развития общества в целом и конкретного человека в частности, антропологический принцип у него сводил социальный аспект философии к единству, взаимодействию и общению двух разнополых индивидов – «Я» и «Ты», которые и составляли первичную «клеточку» общества. Источники развития человека Л. Фейербах видел в самой его природе, в его чувственности.
Главная заслуга Л. Фейербаха — утверждение реального человека как конкретной индивидуальности. Фейербах ставил вопрос о коренной реформе философии. Необходимость ее он пытался увязать с новыми задачами человечества, его потребностями. Подлинная философия, по Фейербаху, призвана носить антропологический характер. Предметом ее изучения должен стать человек.
Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизического существа. Человек по Фейербаху есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции Л. Фейербах отвергал вульгарный и механистический материализм. Вместе с тем антропологизм Фейербаха основывается на биологической, а не социальной трактовке природы человека. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному. Труды Фейербаха "Основные положения философии будущего" (1841), "Сущность христианства" (1843) и другие сыграли значительную роль в дальнейшем развитии материалистической философии.
В целом антропологизм Фейербаха не вышел за рамки метафизического материализма. выступая против гегелевского идеализма, Фейербах отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистической диалектики.
Немецкая классическая философия явилась в истории мировой культуры феноменом, как закономерным, так и уникальным.
Закономерным потому, что человечество (как демонстрирует история) нуждается в подытоживании, в резюмирующих цивилизацию акцентах, без которых оно не может перейти к очередному своему уровню существования. А уникальным потому, что каждый такой период неповторим, исключителен по культурным и духовным характеристикам, сочетанию событий, ценностным ориентациям.
К общим особенностям и достоинствам философии этого периода можно отнести следующие достижения.
- Она показала людям роль, место и значение философии в осознании своей эпохи, ее достижения и просчеты. Продемонстрировала важность философии для осмысления будущего и опасности, подстерегающие общество при игнорировании целостного восприятия своей цивилизации.
- Будучи по сути социоцентричной, она повернула теоретическую мысль к проблемам свободы и ценностей, их роли в жизни человека.
- Ею были развиты соответствующие современной науке методы развития и познания - диалектический и исторический, которые благодаря своей уникальности позволили резко продвинуться вперед в познании мира.