Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:16, реферат
Философия Канта развивается в эпоху, предшествующую Великой французской революции. Она представляет собой большую проблему, как и отражаемая ею эпоха. Социальные проблемы европейской буржуазии разрешились революцией, являющейся наиболее напряжённой формой человеческой деятельности.
1. Особенность формирования и развития немецкой классической философии.
2. Философские воззрения Канта, его этические воззрения.
Основные понятия.
Библиографический список.
Итак, по своему мировоззрению и политической направленности философского творчества Гегель - буржуазный мыслитель эпохи революционной ломки феодального строя и утверждения в Западной Европе капиталистического способа производства. Вместе с тем, на его философию наложила отпечаток экономическая и политическая отсталость Германии конца XVIII - начала XIX в.: раздробленность на отдельные княжества и королевства, стремление немецкой буржуазии к компромиссному разрешению противоречий между феодализмом и потребностями буржуазного развития. На философской деятельности Гегеля отпечаталась также эволюция его политических взглядов - от юношеского увлечения республиканскими идеями (под влиянием французской буржуазной революции) до умеренного либерализма, склонности примирения с современной ему полуфеодальной действительностью Германии. В целом философия Гегеля, завершив процесс развития классической немецкой философии, противоречиво объединила в себе оправдание полуфеодальной действительности с идеями исторической неизбежности общественного прогресса, обоснование истинности религиозной идеологии с теоретическим обобщением развития науки, создание системы абсолютного идеализма с разработкой принципов диалектического метода.
Отрицательные, консервативные черты мировоззрения Гегеля выразились главным образом в том, что диалектика была разработана им на идеалистической основе. Поэтому получилось так, что диалектика действительности была прежде всего открыта в своей производной форме, в виде диалектики мышления. В начале мы видели, что все писания поэтов и философов пронизывает "трагическое противоречие" жизни и идеала, между которыми существовала бездна. Но этот разрыв лишь частный случай: не только идеал, но и идея (логическая), вся сфера мышления выступала как самостоятельная реальность, отделённая от действительности или предшествующая ей. "Царство идеала" Шиллера дополнялось "царством идей" Гегеля и других философов. Противоречия эпохи (упадок Германии и, с другой стороны, французская революция) породили отрыв мышления от бытия и сильно содействовали развитию идеалистического мировоззрения. Вообще нельзя не видеть связи между упадком Германии, наступившим после Тридцатилетней войны, и идеализмом, который во всё это время был господствующим философским направлением - Германия стала классической страной идеализма, в отличие от Англии и Франции, где расцвели также многочисленные системы материалистической философии. Идеализм, выросший, таким образом, из общественных отношений, в сильной степени повлиял на открытую немецкими философами диалектику. Но, с другой стороны, он в известной степени и содействовал её открытию. Благодаря тому, что мышление рассматривалось как самостоятельная реальность, движущаяся по своим собственным законам, возникла идея о самодвижении, об имманентном развитии идеального, что возможно не через внешний толчок (который был устранён самим идеализмом), а через самораздвоение и самопротиворечивость идеального. А этим в отчуждённой форме было открыто самодвижение реальности, отблеском которой являются все абсолютны немецкой классической философии. Разумеется, это лишь одна из причин открытия диалектики, но её надо отметить: ведь не случайно то, что первая систематическая теория диалектики носила идеалистический характер.
Итак, противоречия буржуазного общества вызвали к жизни и соответствующую им теорию противоречий, диалектику. Диалектический характер буржуазного строя нашёл своё отражение во всех идеальных образованиях эпохи, вплоть до литературы и поэзии. Романтики (особенно Фр.Шлегель, Зольгер) создают "романтическую диалектику" - или романтическую иронию - диалектику в духе Сократа. Диалектика накладывает свою печать на художественную форму. А.В.Шлегель в уже упоминавшихся "Лекциях" создаёт теорию романа как основного вида поэзии нового времени - романтической поэзии. Основную задачу романа он видит в изображении развития личности, в отличие от эпической поэзии древности, в которой личность статична (Одиссей, Прометей). Претерпевает изменения драматическая форма. А.Г.Габричевский пишет об этом: "Бунтарская прометеевская реакция на мир естественно наталкивала Гёте на драматическую форму и драматический сюжет. Что касается драматической формы, то можно было бы утверждать, что для Гёте драматическая проблема всегда прежде всего отливалась в форму диалога как столкновения двух сил, двух мнений, причём носители этих сил и мнений сгущались в определённый художественный образ. Отсюда излюбленная им парная схема главных героев как проявление основного диалектического строя его мировоззрения, который им самим был в области естествознания сформулирован как принцип "полярности", точно так же как лирическому стилистическому принципу динамики и экспансии соответствует его натурфилософское понятие развития, или "нарастания". В качестве примера мы укажем на знаменитую антитезу Фауст - Мефистофель. Развитие в "Фаусте" Гёте совершается через выдвижение и разрешение противоречий и напоминает структуру "Наукоучения" Фихте, "Логики" Гегеля. Отношение между Фаустом и Мефистофелем есть воплощение этого отношения. "Я отрицаю всё, - говорит он, - и в этом суть моя". Эти художественные образы Гёте оказали большое влияние на развитие "диалектики отрицательности". Мыслители воспринимали их не только как художественные образы, но и как логические принципы. Об этом красноречиво говорят слова Шеллинга о сатане: "Как неисчерпаемый источник возможностей, изменяющихся смотря по условиям и обстоятельствам, этот дух есть постоянный возбудитель и двигатель человеческой жизни; это принцип, без которого мир уснул бы, ход истории прекратился бы и арена её затянулась бы болотом. Такова настоящая философская идея сатаны..." И дальше: "Сатана есть необходимый движущий принцип всей истории". Здесь совершенно ясна связь сатаны Гёте и "отрицания" в "Логике" Гегеля. По тому же диалектическому принципу строятся романы Гёте; например: Эдуард - Шарлотта, Отто - Оттилия в романе "Родственные натуры" или "Избирательное сродство". В четвёртой главе первой части романа герои обсуждают химическую проблему - "избирательное сродство" и приходят к двум выводам: во-первых, сродство, стремление соединиться тем интенсивнее, чем больше противоположность между соединяющимися элементами; во-вторых, это - не только химическая, но и всеобщая закономерность. Капитан Отто говорит о родственности химических элементов: "В щелочах и кислотах, которые, несмотря на противоположность друг другу, а может быть именно вследствие этой противоположности, всего решительнее ищут друг друга и объединяются, претерпевая при этом изменения, и вместе образуют новое вещество, эта родственность достаточно бросается в глаза". На это его оппонент Шарлотта отвечает: "Признаюсь вам, когда вы называете родственными все эти странные вещества, мне представляется, будто их соединяет не столько кровное, сколько духовное и душевное родство. Именно так между людьми возникает истинно глубокая дружба: ведь противоположность качеств и делает возможным более тесное соединение". Здесь в яркой форме (конечно, без логического развития) выдвигается принцип тождества противоположностей как общий закон телесного и духовного мира. Первый фрагмент "Фауста" появился в 1790 г. и был с восторгом встречен Фихте, Шеллингом и Гегелем. Роман "Избирательное средство" Гёте написан в 1809 г., в 1805-1806 гг. - "Феноменология духа", а в 1812 г. появились две первые книги "Науки логики" Гегеля. И философия, и литература были проникнуты основной диалектической тенденцией эпохи. Приведенные выдержки из романа Гёте являются также ярким примером влияния на развитие диалектики современного ему естествознания - влияния, пронизывающего все сферы интеллектуальной жизни - даже литературу и поэзию. Это влияние было столь сильно, что мы должны остановиться на нём подробнее. Нет почти ни одного выдающегося мыслителя этой эпохи, который бы не уделил значительного внимания естествознанию или так называемой натурфилософии. О Гёте, который был не только гениальнейшим выразителем духа эпохи, но и естествоиспытателем, занимающим крупное место в развитии эволюционной теории, будет сказано дальше. Но Гёте - лишь наиболее яркий пример сочетания поэтической и естественнонаучной деятельности. Роман Новалиса "Генрих фон Офтердинген" рассматривается автором как "настоящий символический роман на тему естествознания". То же относится к более раннему, неоконченному его сочинению "Ученики в Саисе". Новалис в оставшихся отрывках излагает различные точки зрения на природу. Сам он считает, что следует вникать в науку во всём её развитии, возвышаться до творческих соображений и стать на такую точку зрения, в которой творчество соединяется со знанием, что следует с этого пункта обозревать будущее времени, как беспредельную драму, и всю историю деятельности природы. Главным героем этого произведения должен был быть "Мессия (освободитель) природы". С другой стороны, Шеллинг около 1800 г. задумывал совместно с Гёте написать "Эпос природы", от которого остались только отрывки и несколько стихотворений на темы натурфилософии. Шеллинг именно и является тем философом, для которого развитие естествознания имело, наряду с искусством, решающее значение. Вообще, если брать представителей немецкой классической философии отдельно, то на каждого из них разные факторы оказали неодинаковое влияние. Система Фихте вырастает в основном из социально-политических и философских влияний. Сам он говорит в письме к К.Рейнгольду, что вся его система есть развитие понятия свободы, которое перелагает на абстрактно-философский язык основные принципы французской буржуазной революции: свободу, равенство, братство. И здесь важно подчеркнуть, что импульс, данный этой революцией, не сводился к тому, что Шеллинг и Гегель "посадили дерево свободы", а Фихте написал сочинение "Об исправлении мнений публики о французской революции". Влияние более фундаментально: свобода и т. д. является глубочайшим внутренним содержанием всех их философских систем, а особенно фихтеанской. Да и у Гегеля, в конечном счёте, центральным является понятие духа, которое увенчивает его систему, а сущность духа Гегель усматривает в свободе, тогда как природа - сфера необходимости. Для немецких философов как раз характерно, что они не расчленяют философское и политическое понимание свободы, а потому абстрактно-теоретический анализ всегда есть также анализ политический.
Центральное место в системе Шеллинга занимает натурфилософия, во всяком случае до того времени, когда его интеpec перемещается на "философию мифологии" и "философию откровения". Произведения молодого Шеллинга или непосредственно посвящены исследованию естественнонаучных проблем, или сильно окрашены в натурфилософские тона.
Наконец, в системе Гегеля - самой обширной системе философии - "Философия природы" занимает очень скромное место, и к тому же именно в этом сочинении больше всего натяжек. Основные достижения Гегеля лежат в плоскости логики и философии духа: в феноменологии, эстетике, философии права, истории, в истории философии и других частях его системы. Философия Гегеля как завершителя и систематизатора немецкого классического идеализма вместе с тем определяет общий удельный вес естествознания в этом идеализме. Классики немецкой философии базируются на истории в широком смысле слова, так же как классики французской философии XVIII в. исходят из природы. Вместо "Системы природы" они дают "Систему истории". Но это не умаляет того большого значения, которое имеет естествознание в формировании их философских взглядов. Главное влияние естествознание оказывает своей зарождающейся диалектической тенденцией. В разделе о Канте мы увидим, как идея развития постепенно проникла в естествознание. Сам Кант, много и плодотворно занимавшийся исследованием естественнонаучных проблем, уделял главное внимание вопросам механики. Его основные работы - о приливном трении и об истории и теории неба относились к небесной механике. В рассматриваемую эпоху преимущественный интерес вызывают физические исследования. Открытия в физике того времени производили большое впечатление. Ломоносов в письме Эйлеру (1748) даёт свою формулировку закона сохранения и превращения энергии. Исследования Гальвани, Вольты, Риттера и других естествоиспытателей оказали прямое воздействие на развитие философии Шеллинга и Гегеля. Достаточно сказать, что именно открытия в области электричества и магнетизма (Гальвани, 1791 - "животное электричество", Вольта, 1800, Деви -1806-1812, и др.) были той основой, на которой Шеллинг сформулировал "принцип полярности" как основной "способ действия природы", как универсальный принцип. "Первый принцип философского учения о природе, - говорит он, - состоит в том, чтобы сводить всю природу к полярности и дуализму". Для Шеллинга весь мир - магнит. Магнетизм для него не частный пример, а принцип диалектики природы. Естествознание этого времени повсюду ищет и находит полярность и дуализм. Кант на полярности (борьбе) притяжения и отталкивания строит всю космогонию. Интерес к этому же явлению мы видим в теории электричества (положительное и отрицательное электричество), магнетизме (северный и южный полюсы магнита), в химии (противоположность щелочей и кислот). Если Шеллинг рассматривает магнетизм как основной закон природы, Гёте говорит о таком же соединении противоположностей на основе исследований химического сродства. Для него "избирательное сродство" является диалектическим принципом не только телесного, но и духовного и душевного мира.
То же мы наблюдаем в биологии, к которой интерес возрастает по мере того, как зарождается критическое отношение к механицизму, а тем самым и к механике, на основе которой он сформировался. Ламетри и Дидро (в "Элементах физиологии" и других сочинениях) подчёркивали единство биологической организации, сводя его к наличию общего предка. Дидро предполагает уже изменчивость не только особей, но и видов животных. "В животном и растительном царстве индивид, так сказать, возникает, растёт, развивается, приходит в упадок и гибнет, не то же ли происходит с целыми видами?". В "Метаморфозе растений" и других сочинениях Гёте выдвигает целый ряд диалектических идей: идея развития всего растительного царства из перворастения, идея единства развития, развитие путём противоположностей (вдыхание и выдыхание - систола и диастола), связи части и целого в организме ("в живой природе не происходит ничего, что не было бы в связи с целым"). К этому надо добавить его мысли, которые устанавливают единство структуры человека и животных, - о межчелюстной кости у человека, о развитии черепа из позвонков и так далее.
Если в сочинениях Ламетри или Дидро идеи трансформизма имеют ещё характер догадок и предположений, Гёте создаёт теорию метаморфозы, которая является у него всеобщей теорией природы. Понятие метаморфозы было тем звеном, которое соединяло Гёте и Шеллинга, из которого Шеллинг многое взял для своей натурфилософии и придал ему яркий диалектический характер. "Метаморфозы", наконец, подготовили Ламарка и Дарвина. В целом, о Гёте можно сказать словами Зибека: "То, что преследует Гёте во всех областях - в характере, интеллекте, разуме, фантазии, практике, морали, - так это проникновение антиномического". И это относится не только к Гёте. Проникновение антиномического - общая тенденция всей эпохи и естествознания в частности. Мы привели лишь некоторые крупные факты из области естественных наук, которые свидетельствуют о развитии последних по пути диалектики и которые в своей совокупности образуют мощный поток, вливающийся в реку немецкой диалектической философии.
Развитие естествознания, литературы, языкознания и других наук привело к накоплению громадного фактического материала, который надо было как-то систематизировать. Это вызвало появление идеи создания энциклопедии. Почти всех выдающихся мыслителей конца XVIII - начала XIX в. занимает эта идея. Р.Гайм говорит о романтиках: "И Гарденберг и Фр.Шлегель помышляли о составлении общего, цельного обзора всех наук; но намерение Фр.Шлегеля взяться за составление энциклопедии не осуществилось; за это дело серьёзно взялись более богатый познаниями А.В.Шлегель и постоянно руководствовавшийся идеей об единстве всех познаний
Шеллинг. Их энциклопедические труды, служившие дополнением одни для других, являются, с исторической точки зрения, предшественниками энциклопедии Гегеля". Этому предмету были посвящены лекции Шеллинга "О методе академических занятий" (лето 1802 г.); летом 1803 г. А.В.Шлегель читал курс лекций об энциклопедии. Гайм справедливо считает, что труды Шлегеля и Шеллинга дополняли друг друга, так как энциклопедия Шлегеля была сводом гуманитарных дисциплин. В своих лекциях он говорит о таких науках, как логика, символика, грамматика, история немецкого языка, археология (наука о древности), филология, история философии. Он желает, например, появления такого историка философии, который бы обозрел с исторической и с философской точек зрения все системы, принимая их за различные формы одной и той же неделимой и неизменяемой философии, - задача, поставленная Гегелем в его "Лекциях по истории философии".
Эти работы свидетельствуют о той общей тенденции к объединению знаний, о которой Шеллинг в первой лекции "О методе академических занятий" писал: "И в науке и в искусстве, по-видимому, всё стремилось сильнее прежнего к единству". Эти работы были ещё далеко не совершенны, энциклопедии романтиков представляли скорее сумму, чем систему знаний и напоминают французскую энциклопедию XVIII в. Но игнорировать их нельзя. Они, во-первых, предоставили материал для гегелевской "Энциклопедии философских наук". Во-вторых, именно художники, писатели, естествоиспытатели выдвигают идею синтеза наук и тем самым определяют одну из главнейших черт немецкой классической философии. Проблема синтеза становится центральной в философии. У Канта основной трансцендентальный вопрос: как возможны синтетические суждения a priori?; у Фихте она выливается в "синтетический метод". Та же тенденция к синтезу пронизывает всё мышление Шеллинга, который её вполне осознаёт и последовательно проводит в своей системе. Венцом этого развития является система Гегеля, охватывающая около двадцати наук. Тенденция к синтезу и систематизации объясняет и такое уникальное явление, как влияние Спинозы на немецкую философию. Это влияние прослеживается у всех выдающихся немецких мыслителей, начиная с Г.Э.Лессинга (1729-1781) и заканчивая Л.Фейербахом (1804-1872), который называл его "Моисеем новейших свободных мыслителей". Известный спор о спинозизме Лессинга, вызванный опубликованием книги Ф.Г.Якоби "Письма об учении Спинозы", в которых Якоби утверждал, что Лессинг был сторонником Спинозы, - этот спор показывает, что таким же спинозистом был и Гёте - корифей немецкой поэзии. Своё философское кредо Лессинг высказал в связи с поэмой Гёте "Прометей", которую Якоби принёс Лессингу: "Точка зрения поэмы является и моей собственной. Не могу больше приспособляться к ортодоксальным понятиям о божестве; не понимаю их больше. Одно и целое или всё. Это всё, что я здесь вижу. К этому же стремится и эта поэма, и должен признать, что она мне очень нравится". На замечание Якоби: - Тогда, значит, вы согласны и со Спинозой, - Лессинг ответил, что если бы он искал учителя, лучшего бы не нашёл".